Мистический писатель

Булгаков М. А.

Русский писатель и драматург. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 г. начал профессионально заниматься литературой. В 1922-1926 гг. сотрудничал в газете «Гудок». Первый сборник сатирических рассказов «Дьяволиада» (1925) вызвал споры в печати.

Публикация романа «Белая гвардия» (1925-1927) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса «Дни Турбиных» (постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе «Бег» (1926-1928, постановка 1957), запечатлен перелом в настроениях старой русской интеллигенции, развенчана идея «белого» движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях «Зойкина квартира» (постановка Театра им. Евг. Вахтангова, 1926) и «Багровый остров» (постановка Камерного театра, 1928) высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка. Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала его творчество; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. работал режиссером-ассистентом МХАТ, инсценировал «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах «Кабала святош» («Мольер», 1930-1936, постановка 1943) и «Последние дни» («Пушкин», 1934-1935, постановка 1943), в биографической повести «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933, опубликована 1962) он показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный «Театральный роман» («Записки покойника», 1936-1937, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни работал над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован 1966-1967). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены «вечные» проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности.

На выставке представлено 19 печатных и 3 аудиокниги:

обложка книги

Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия / Б. В. Соколов. – М. : Локид : Миф, 2000. – 588 с. : ил.

Михаил Булгаков – едва ли не самый популярный русский писатель XX века. Настоящая энциклопедия – вторая в истории энциклопедия такого рода (после «Лермонтовской»). Написанная крупнейшим специалистом-булгаковедом, она отличается оригинальным авторским взглядом на жизнь и творчество великого писателя. Булгаков – один из наиболее загадочных авторов мировой литературы.

Читатель найдет в энциклопедии разгадки многих тайн булгаковской биографии и произведений, узнает прототипов многих персонажей, прочтет замысловатые цифры «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Роковых яиц», «Бега»… Здесь разрушаются мифы, созданные вокруг имени Булгакова и исследуются мифы, сотворенные самим писателем. Булгаковская энциклопедия – интеллектуальное и увлекательное чтение. В ней мировая демонология соседствует с историей христианства, родные и близкие Булгакова – с великими философами и писателями, булгаковская Москва – с таинственным Ершалаимом. В приложении приводится никогда не публиковавшаяся пьеса.

 

обложка книги

Яблоков, Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков. – М. : Языки слав. культуры, 2001. – 422 с. – (Studia Philologica).

Булгаков относится к числу самых «читаемых» классиков, однако в работах литературоведов, в школьной и вузовской практике даются весьма протеворечивые оценки произведений и творческой личности писателя. В предлагаемой монографии творчество Булгакова рассмотрено как художественное целое, обладающее устойчивыми структурными свойствами, – единый «булгаковский текст»; книга помогает ответить на вопрос: о чем писал этот автор на протяжении двух десятилетий и как относился к описываемой им реальности?

В поле зрения оказываются практически все произведения писателя: романы «Белая гвардия», «Записки покойника» и Мастер и Маргарита», «Дьявольщина», «Роковые яйца», и «Собачье сердце», рассказы цикла «Записки юного врача», драмы и комедии, многие фельетоны. Очерки, дневники, письма. Булгаковская проза соотносится как с историей европейских литератур, так и с произведениями других видов искусства (музыка, театр и др.); вместе с тем исследуются черты индивидуального стиля писателя и выстраивается система характерных для него «типажей», инвариантных сюжетных мотивов и фабульных «конфигураций».

Книга предназначена для специалистов-филологов, школьных учителей, студентов и старшеклассников, а также для широкого круга читателей, интересующихся русской литературой.

 

обложка книги

Земская, Е. А. Михаил Булгаков и его родные : семейный портрет / Е. А. Земская. – М. : Языки слав. культуры, 2004. – 354 с., 80 с. ил. – (Studia philologica).

Монография основана на материалах архива семьи Булгаковых, которые собирала, хранила и исследовала сестра писателя Надежда Афанасьевна Булгакова-Земская (1893 – 1971).

Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит публикацию документов разного рода: это письма писателя М. Булгакова и адресованные к нему письма родных идрузей, письма его родителей, братьев, сестер, дневники членов семьи, воспоминания о жизни семьи в Карачеве на рубеже XIX – XX вв.; воспоминания о М. Булгакове; рассказы его братьев Николая и Ивана об эмиграции, некрологи на смерть деда М. Булгакова О.Михаила Покровского и на смерть его отца проф. Афанасия Ивановича Булгакова, также две статьи М. Булгакова «Грядущие перспективы»(1919) и «Театральный Октябрь»(1920).

Публикуемые в книге материалы существенно дополняют сведения о М. Булгакове и о многих членах его семьи (дед и бабушка, мать и отец, младшая сестра матери Шурочка Бархатова, братья и сестры писателя). Книга воссоздает не только атмосферу, царившую в доме родителей М. Булгакова, но и картину жизни русской интеллигенции и духовенства конца XIX – начала XX вв., раскрывают влияние семьи и города Киева на жизнь и творчество будущего писателя.

Вторая часть монографии содержит анализ материалов архива с историко-культурной и лингвистической точки зрения. Исследуются язык и стиль документов рубежа XIX – XX вв., которые представляют интерес для историка русского литературного языка. В книгу включено более ста иллюстраций.

Монография предназначена для всех, кто интересуется жизнью и творчеством Михаила Булгакова, а также для читателей, которых интересует история русской культуры, языка и быта конца XIX – XX вв.

 

обложка книги

Ермолинский, С. А. О времени, о Булгакове и о себе / С. А. Ермолинский. – М. : Аграф, 2002. – 446 с., 9 с. ил. : ил. – (Символы времени).

С.А. Ермолинский (1900 – 1984) – известный сценарист театральный драматург и писатель. По его сценариям сняты фильмы, по праву вошедшие в историю кинематографа «Земля жаждет», «Каторга», «Поднятая целина», «Дорога», «Неуловимые мстители» и мн. др. Он является автором ряда пьес, постановка которых была отмечена как событие в театральной жизни.

Но сам он главным делом своей жизни считал прозу, которой посвятил последние годы. И прежде всего повесть-воспоминание «Михаил Булгаков».Они были близкими друзьями не смотря на разницу в возрасте. И эту дружбу Сергей Александрович пронес через всю жизнь, служил ей преданно и верно, ни разу не отступившись, даже в самых страшных обстоятельствах.

В книгу вошли отрывки из автобиографической повести «Юность», «Записки о Михаиле Булгакове», в том числе и не публиковавшаяся при жизни автора вторая незавершенная часть – «Тюрьма и ссылка. После смерти, воспоминания друзей. В приложении даны письма М.Булгакова к С. Ермолинскому, протоколы допросов.

 

Химич, В. В. В мире Михаила Булгакова

Химич, В. В. В мире Михаила Булгакова : монография / науч. ред. Л. Ф. Быков ; УрГУ. – Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2003. – 332 с. : ил.

Новая работа доктора филологических наук, профессора государственного университета им. А. М. Горького В.В. Химич обобщает многолетние исследования автором наследие выдающегося русского прозаика и драматурга XX века М А. Булгакова. В монографии рассматриваются принципы творческого освоения реальности в искусстве Михаила Булгакова, характеризуются важнейшие закономерности его художественной системы, а также описываются черты и свойства того «образа мира», который явлен в произведениях писателя.

Книга представляет интерес для филологов – преподавателей, аспирантов, студентов – и для всех интересующихся творчеством Михаила Булгакова.

 

 

 

Булгакова, Е. С. Дневник Елены Булгаковой

Булгакова, Е. С. Дневник Елены Булгаковой / Елена Сергеевна Булгакова ; сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской ; вступ. ст. Л. Яновской. – М. : Кн. палата, 1990. – 400с. – (Из рукописного наследия).

Дневник Е.С. Булгаковой охватывает последний период жизни и творчества великого писателя и драматурга (1 сент. 1933 – 19 февр. 1940 г.). В нем зафиксирована повседневная жизнь писателя, его интересы, творческие планы, рабочие и дружеские встречи с деятелями искусства и литературы, подробно отражен процесс работы над романом «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита», пьесами «Пушкин», «Иван Васильевич», «Мольер», оперными либретто.

Книга представляет интерес для литературоведов, историков литературы, широкого круга читателей.

 

 

 

Приглашаем посетить нашу выставку!

Информация по теме в сети Интернет:

Комментариев: 2

  1. omega1109:

    Великий писатель!

  2. omega1109:

    Мы с вами согласны!

Оставьте свой отзыв