Советы читателю, книжные обозрения

виртуальные выставкиЖане, П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека / Пьер Жане ; отв. ред. В. М. Аллахвердов ; ст. Н. Ю. Федуниной. – СПб. : Наука, 2009. – 500 с. – (Психология сознания).

Шифр: ББК 88.6 Ж29
Сигла хранения: к/х

Авторы предисловия в обращении к читателю называют эту работу одной из самых великих книг, созданных за всю историю психологии. Книгой, овеянной Тайной психического.

Ее автор, французский психолог Пьер Мари Феликс Жане родился в Париже в 1859 году. Закончив Парижский университет, работал в Гавре. По возвращении в Париж в 1890 был назначен главой психологической лаборатории в клинике Сальпетриер, а в 1902 стал профессором психологии в Коллеж де Франс. Он разработал сложную иерархию поведенческих актов, от простейших рефлексов до высших проявлений интеллекта, ввел понятие диссоциации и интериоризации. Пьер Жане был одним из первых психологов, которые экспериментально исследовали неосознаваемое.

Книга «Психический автоматизм» занимает особое место среди всего написанного Пьером Жане. Экспериментальные данные, приводимые в ней, самоценны и даже ошеломляющи. В основе работы – скрупулезный индивидуальный анализ главных персонажей, пациентов доктора Жане – Люси, Розы, Леонии и Мари – дополненный теоретическими обобщениями.

Композиция книги проста: последовательно, шаг за шагом, Жане демонстрирует различные «изолированные психические явления», выясняет причины забывания и внушаемости своих пациенток. Во второй части он анализирует различные подсознательные действия, совершаемые его подопечными. Завершается этот анализ обсуждением различных форм анестезий и расщепления психики.

Когда в 1889 г. вышла книга «Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека», представившая диссертацию П. Жане по философии, она стала бестселлером, а в дальнейшем – классическим трудом по психологии. Чем же была так примечательна эта работа еще молодого и малоизвестного ученого? Какие решала задачи и ставила проблемы? В чем же, наконец, значение «Психического автоматизма» Пьера Жане?

Все ключевые слова и многие идеи, озвученные в этой книге, составили основу психологической теории Пьера Жане, которая стала развиваться и разрабатываться лишь в XX веке.

Современный читатель, совершивший увлекательное путешествие в загадочный мир человеческого сознания, непременно найдет ответы на многие вопросы и неизбежно поймет, как мало мы еще этот мир понимаем.

 


 

виртуальные выставки, советы читателю

Катон, М. П. Земледелие = De Agri Cvltvra Liber / Марк Порций Катон ; отв. ред. И. И. Толстой ; пер. и коммент. М. Е. Сергеенко ; РАН. – Репринт. воспроизв. изд. 1950 г. – СПб. : Наука, 2008. – 220 с.

Шифр: ББК 81.411.2 К21
Сигла хранения: к/х

Марк Порций Катон (Старший) (234 – 149 до н. э) – политик, полководец, оратор, правовед, знаток сельского хозяйства, писатель. В римской литературе он имеет значение еще большее, чем в государственной жизни. Марк Порций Катон может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего II столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Наиболее почетным занятием для римского гражданства Катон считал сельское хозяйство. В трактате «О земледелии» (который дошел до нас далеко не в подлинном виде), он дал описание образцовой виллы средней величины, типичной для центральной Италии. Этот труд часто характеризуют как «записки фермера», написанные «случайным стилем». Вероятнее всего, книга была не более чем руководством по ведению хозяйства, предназначенным для друзей и соседей, и вряд ли задумывалась как литературное произведение. Основным достижением сочинения является изображение сельской жизни в Римской республике. В труде «О земледелии» (De agri cultura)описывается функционирование рабовладельческой виллы (фермы) по выращиванию, переработке и продаже оливок. Катон разработал настоящий регламент проведения земледельческих работ, садоводства, огородничества, скотоводства, виноделия.

Катон прописывает требования, которым должен соответствовать заботливый хозяин, честный вилик (управляющий) и усердный раб. «Вот обязанности вилика. Он должен завести хороший порядок, соблюдать праздники; чужого в руки не брать; свое охранять тщательно. Он разбирает споры рабов; если кто в чем провинился, он хорошенько наказывает виновного, смотря по проступку» или . «Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать»

Здесь сообщаются и практические наставления, вплоть до медицинских и винодельческих рецептов и слов для заговоров. Например: имитация вина Коэн (в которое должна была быть добавлена морская вода); первый записанный рецепт Vino Greco (вина, подражавшего по стилю сильно ароматизированному греческому вину, которое привозилось в римскую Италию).

Катон сравнивает сельское хозяйство с другими сферами деятельности того времени, особенно с торговлей и ростовщичеством. Он критикует и то, и другое, так как торговля основана на риске и неопределенности, а ростовщичество, в соответствии законами Двенадцати таблиц, было запрещено и каралось строже, чем воровство. Сельское хозяйство же Катон представляет в качестве источника хороших граждан и солдат, богатства и высоких моральных ценностей.

Право, не мешало бы почитать этот древнеримский трактат не только студентам-историкам, но и современным управленцам-аграриям. Там есть чему поучиться.

 


 

советы читателю, виртуальные выставки

Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше / Борис Марков. – СПб. : Владимир Даль : Русский Остров, 2005. – 788 с. – (Мировая Ницшеана).

Шифр: ББК   87.3(4Гем)6-63 М26
Сигла хранения: к/х

Одна из наиболее противоречивых личностей 19 века, Фридрих Ницше, создал свою концепцию оценки действительности, ставящую под сомнение принципы морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Изложенные в афористической манере, большинство его сочинений не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Ницше – сложный автор, и его трудно читать. Более того, его мало просто читать. Необходима глубокая философская интерпретация его работ, трудность которой во многом определяется тем, что все написанное Ницше сохранилось и опубликовано. Полная публикация наследия философа не только не внесла окончательной ясности, а наоборот окончательно запутала понимание его текстов. Как читать и как понимать Ницше советует в своей книге «Человек, государство и Бог в философии Ницше» Борис Марков, профессор философского факультета Санкт-Петербургского университета. Монография посвящена осмыслению текстов Фридриха Ницше, которые не поддаются однозначному толкованию.

По мнению автора, предвзятая селекция и интерпретация идей Ницше объясняется тем, что при жизни философа у него почти не было последователей, зато после смерти появилось немало желающих воплотить его идеи в жизненных практиках. Его превратили в мрачного, больного мизантропа, который объявил христианскую мораль болезнью Европы. Между тем, Ницше был одним из первых, кто забил тревогу по поводу растраты самого ценного, человеческого, культурного капитала общества. Он не только говорил о болезни Европы и деградации христианства, но и указывал пути в лучшее будущее.

Первая часть книги «Человек, государство и Бог в философии Ницше» содержит анализ его сочинений в контексте философии 19 века. Во второй части Б. Марков реконструирует, сравнивает и анализирует наиболее интересные сочинения о Ницше, написанные в послевоенное время. И в заключение автор исследует перспективы использования проектов Фридриха Ницше для сохранения жизнеспособности современного общества.

Борис Марков считает, что в наше время, когда процветает деструктивный подход, а речи интеллектуалов напоминают вопли плакальщиц, сочинения Ницше внушают уверенность в завтрашнем дне.

 


 

Посмотреть книги на Ozon.ru

 

Оставьте свой отзыв