В помощь лингвистам

В новом обзоре книг, написанных авторами ВолГУ, представлены издания по различным аспектам лингвистики: эколингвистика, лингвокультурология, молодежный сленг и др. Издания будут полезны как в учебном процессе (при подготовке к спецкурсам, в рамках практических занятий), так и при самостоятельном изучении отдельных тем. Некоторые книги представлены в Электронной библиотеке ВолГУ.

Шамне, Н. Л. (Д-р филол. наук). Актуальные проблемы межкультурной коммуникации : учебное пособие / Н. Л. Шамне ; М-во науки и высш. образования РФ, ВолГУ. – 4-е изд. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2020. – 195, [5] с. : ил. – Список лит.: с. 177-196. – ISBN 978-5-9669-2033-3.

Шифр: ББК 81.006.2я73 Ш 19
Фонд хранения: к/х; ин/аб

В учебном пособии доктора филологических наук Н. Л. Шамне рассматриваются основные подходы в теории межкультурной коммуникации, взаимоотношение языка и культуры, культуры и коммуникации.

Пособие состоит из трех глав. Первая посвящена понятию «культура» в целом. Рассматриваются такие вопросы как эволюция понятия «культура», культура как социальный феномен. Во второй главе основное внимание уделено актуальным проблемам межкультурной коммуникации. Представлены основные этапы развития данной теории, представлены теория информационных систем, теория ориентирования, теория культурных измерений; обозначены лингвистические проблемы межкультурной коммуникации. В третьей главе рассматриваются такие аспекты понимания в межкультурной коммуникации как понимание в межперсональной интеракции, неверное понимание в межкультурной коммуникации, языковая интерференция и др.

По мнению автора, теоретическая и практическая направленность пособия преследует главную цель – совершенствовать научно-практическую подготовку лингвистов, переводчиков, специалистов в области межкультурной коммуникации.

Это уже 4-е переиздание учебного пособия. Первое, второе и третье издания вышли в свет соответственно в 1999, 2007 и 2014 годах.

Издание представлено в Электронной библиотеке ВолГУ.

 

 

Шамне, Н. Л. (Д-р филол. наук). Эколингвистика : учебно-методическое пособие / Н. Л. Шамне, А. Н. Шовгенин ; М-во науки и высш. образования РФ, ВолГУ, ИФИМК. – 2-е изд. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2020. – 90, [2] с. – Список лит.: с. 64-91. – ISBN 978-5-9669-2032-6.

Шифр: ББК 81.001.2я73 Ш 19
Фонд хранения: к/х; ин/аб

Предлагаемое учебно-методическое пособие является результатом научно-методической работы, проведенной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме Эколингвистический мониторинг региона».

В пособии представлены материалы, обобщающие опыт теоретических исследований, целью которых является разработка и проведение эколингвистического мониторинга многоязычного региона. В первых пяти параграфах пособия изложены важнейшие теоретические разработки отечественных и зарубежных исследователей в области эколингвистики. В шестом параграфе рассмотрены основополагающие принципы проведения эколингвистического мониторинга многоязычного пространства региона. В седьмом параграфе вниманию читателя представлены теоретическое обоснование возможности алгоритмизации эколингвистического мониторинга и собственно три алгоритма для реализации рассматриваемого исследовательского мероприятия. В восьмом параграфе описаны возможности дальнейшей обработки и систематизации данных, получаемых в ходе эколингвистического мониторинга.

Пособие предназначено для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, всех интересующихся проблемами эколингвистики. В доступной форме знакомит читателя с основными направлениями и достижениями в этой области лингвистического знания, а также предлагает ряд практических и поисковых заданий для организации самостоятельной работы.

Издание представлено в Электронной библиотеке ВолГУ.

 

 

Введение в лингвокультурологию : учебное пособие / И. В. Палашевская, Л. Н. Ребрина, А. С. Бухонкина [и др.] ; науч. ред.: И. В. Палашевская, Н. Л. Шамне ; М-во науки и высш. образования РФ, ВолГУ. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2020. – 145, [3] с. : ил. – Список лит. в конце гл. – ISBN 978-5-9669-2065-4.

Шифр: ББК 81.006.3я73 В 24
Фонд хранения: к/х; н/аб

Учебное пособие коллектива авторов представляет собой введение в проблематику лингвокультурологических исследований. В рамках пособия представлены 9 авторских тем, в каждой из которых совмещаются теоретические и практические аспекты изучения взаимосвязи языка и культуры.

Рассматриваются следующие вопросы: почему лингвокультурология важна для современного общества, когда и почему «культура» становится предметом активного лингвистического интереса, можно ли посредством исследования языка проникнуть в культуру, что дает исследователю ключи к ее пониманию.

По мнению авторов, основная цель пособия – формирование аналитического взгляда на язык как неотъемлемую составляющую культуры народа, ознакомление с возможностями лингвокультурологического анализа.

В конце каждой темы представлены вопросы для дискуссий, задания, рекомендательный список литературы.

Пособие адресовано студентам языковых и педагогических специальностей, специалистам в области лингвистики и всем, кто интересуется проблемами лингвокультурологических исследований.

 

 

Словарь молодежного сленга (на материале английского, немецкого, французского и русского языков) / под общ. ред. Н. Л. Шамне, Л. Н. Ребриной ; сост.: И. В. Палашевская [и др.] ; М-во науки и высш. образования РФ, ВолГУ, ИФИМК. – 2-е изд., перераб. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2020. – 286, [2] с. – ISBN 978-5-9669-2034-0.

Шифр: ББК 81.2-025.7я21 С 48
Фонд хранения: к/х

Предлагаемый словарь создан в рамках проекта «Практическая субстандартная лексикография: многоязычный словарь молодежного сленга» института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ. В выполнении проекта принимали участие студенты ИФиМКК, обучающиеся по различным направлениям. Это уже второе, переработанное и дополненное издание.

Данный словарь содержит лексику молодежи четырех европейских государств, языки которых изучаются в Институте филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета. Словарь содержит четыре раздела в соответствии с языковой принадлежностью лексического материала (английский, немецкий, французский и русский языки).

В ходе работы над словарем решались следующие задачи: определение границ лингвистического феномена «молодежный сленг» и его места в стратификации современного русского, английского, немецкого и французского языков, выявление активного пласта данной подсистемы, сбор и систематизация поликультурного языкового материала с использованием разных источников (контент социальных сетей, блогов, чатов, форумов, интерактивных интернет-словарей; размещенные в интернете видеоролики, оценки и рекомендации носителей языка), лексикографическое описание языковых фактов.

Словарь может быть использован специалистами в области лингвистики и филологии, в том числе в научной и образовательной деятельности при преподавании теоретических и практических курсов соответствующих направлений подготовки, а также широким кругом читателей, интересующихся европейскими культурами.