Новое искусство жить : 145 лет со д. р. Карла Юнга

С 14 сентября 2020 года по 28 сентября 2020 года  на научном абонементе будет экспонироваться выставка: «Новое искусство жить», посвященная 145-летию со дня рождения швейцарского психиатра и педагога, основоположника аналитической психологии Карла Юнга. На ней представлено 23 книги, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

 

«Нет рецепта жизни, который подошел бы к любому случаю»
Карл Юнг

 

Нолл, Ричард. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга. – Москва : Релф-бук : Ваклер, 1998. – 429с.

Сенсационная книга профессора Гарвардского университета Ричарда Нолла вышла в США осенью 1997 г. На основании прежде неопубликованных материалаов из частных архивов доктор Нолл делает неожиданные выводы о тайных аспектах ранних этапов жизни и деятельности К. Г. Юнга.

“Колыбель качается над бездной,- писал Владимир Набоков в начале своей автобиографии, — и здравый смысл говорит нам, что наше существование не более чем краткий разряд искры между двумя вечностями тьмы”. Но в случае с биографией, когда предметом является некто отличный от нас самих, часто имеет место обратная ситуация. Нам кажется, что мы видим освещенный путь событий, ведущих нас к рождению индивида и с всеведением слепого бога предсказывающих, что случилось потом. Часто историк или биограф с разочарованием обнаруживает, что дугу между рождением и смертью покрывает тень. Часто бывают утрачены (или намеренно сфальсифицированы самим героем истории или его близкими) сведения, необходимые для правильного вычисления траектории.

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года, а умер 6 июня 1961 года. Рожденный близ Базеля (Швейцария), в течение последних шестидесяти лет своей жизни он жил и работал (и умер) неподалеку от берегов Цюрихского озера. Нам известны даты многих из его путешествий за границу, публикаций, публичных лекций, а также незначительное количество иных фактуальных данных. У нас есть письма, которые он посылал Зигмунду Фрейду и получал от него; соответственно, мы имеем весьма полезное сообщение о внутренних и внешних проблемах в период с 1907 по 1913 год. Мы можем принять во внимание два опубликованных тома писем, написанных Юнгом начиная с тридцать первого года его жизни и вплоть до самой смерти, изданных с трудом и подобранных из его наследия таким образом, чтобы представить его в благоприятном свете.

Как ученый, психиатр и психоаналитик он обрел мировое признание, еще не достигнув сорокалетнего возраста, а ныне он считается наиболее знаменитым человеком из числа тех, кого когда-либо давала миру Швейцария. Его лицо украшает швейцарские почтовые марки.

Юнг – это ясновидящий мудрец, чудесный труженик, богочеловек, достигший своего апофеоза благодаря своей встрече с мертвыми и с Богом. Это моралистическая сказка о мистической эволюции, о том, как его жизнь становится иллюстрацией к его собственным теориям, героической сагой о человеке, прошедшем “индивидуализацию”, пережившем ужасное столкновение с потусторонними существами (архетипами) из трансцендентной реальности (коллективного бессознательного).

Книга будет интересна специалистам, изучающим жизнь и деятельность Карла Юнга.

 

Вер, Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) = Carl Gustav Jung mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten dargestellt von Gerhard Wihr / Герхард Вер ; пер. с нем. [Е. Азначеевой]. – Челябинск : Урал LTD, 1998. – 212 с., 1 л. портр. : ил. – (Человек-миф).

Герой предлагаемой читателю биографии – Карл Густав Юнг, основатель глубинной психологии, синтезировавший в своей психологической и психотерапевтической практике западные духовные традиции и древнюю мудрость Востока. Человек – легенда, яркий мыслитель, он оказал поистине огромное влияние на интеллектуальную жизнь XX века. Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы.

В Карле Юнге Фрейд нашел ученика, сумевшего стать для него равноправным партнером, способным на творческое сотрудничество и конструктивную критику, которой так недоставало современной психологии. Так кто же такой Юнг и чего он хотел?

Я – врач, который имеет дело с болезнями человека и его времени и изыскивает средства, соответствующие природе недуга. Психопатологические исследования побудили меня воскресить исторические символы и образы из могильного праха. Я видел, что недостаточно избавить моих пациентов от симптомов болезни…

Нам нужны не столько идеалы, сколько немного мудрости и интроспекции, нам нужен тщательный учет религиозного опыта бессознательного. Я намеренно говорю «религиозного», потому что мне кажется, что этого опыта, который помогает сделать жизнь более здоровой или более прекрасной, более совершенной или более осмысленной для самого человека, достаточно, чтобы осознать: это была милость Господа.Это признание престарелый Карл Юнг сделал в связи с интервью с Георгом Герстером для «Вельтвохе».

Заслуживает внимание еще один момент, если мы не хотим видеть в исследователе архетипов человеческой психики, то есть коллективного бессознательного, человека, который лишь описывает и затем анализирует опыт других, главным образом предшествующих, стадий сознания.Итак, мистик ли это, который вступил на таинственный путь самопознания? В любом случае к этому значению надо прислушаться. И кто хочет понять исследования швейцарского психолога, тот должен уяснить, какого рода были инициация и видения, которых сподобился К. Г. Юнг, и прежде всего – какой цели они послужили. Об этом эта книга.

Издание заинтересует как специалистов, так и любителей психологии.

 

Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. А. Боковикова. – Москва: Академ. проект, 2007. – 287 с. – (Психологические технологии).

Эта книга – один из наиболее удобных входов в мир аналитической психологии Карла Густава Юнга. В самом названии книги автор намечает цель данной работы – выделить базовые проблемы современного человека и раскрыть методы их анализа и преодоления средствами аналитической психологии. Работы, включенные в издание, охватывают широчайший спектр психологических проблем, начиная с традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств и заканчивая закономерностями существования человека в обществе, труды послужили основой для создания и развития теории аналитической психологии.

Эта книга впервые вышла в 1930 году и пережила большое количество изданий. Она является одним из основополагающих трудов в аналитической психологии, охватывает широчайший спектр проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе. Автор – выдающийся швейцарский ученый XX столетия К. Г. Юнг – знакомит читателей с глубинными уровнями психики человека, с «попытками и стремлениями постичь необъятную проблему души».

Психотерапия, то есть лечение души и лечение душой, в широких слоях общества до сих пор отождествляется с психоанализом.

Слово «психоанализ» стало настолько общественным достоянием, что каждому, кто его употребляет, кажется, что он понимает, что под ним подразумевается. Но что, собственно, это слово означает, дилетанту неизвестно. Оно обозначает – по воле его создателя – изобретенные Фрейдом методы сводить душевные симптомокомплексы к некоторым вытесненным душевным процессам. А так как эта процедура невозможна без соответствующего осмысления, понятие «психоанализ» включает в себя также некоторые теоретические предпосылки, а именно теорию сексуальности, на чем категорически настаивал автор. Однако, несмотря на это, дилетант употребляет понятие «психоанализ» просто для всех современных попыток научно-методическим путем подойти к душе. Так, в психоанализ включают также и школу Адлера, несмотря на то, что взгляд Адлера и метод Фрейда, по-видимому, непримиримо противостоят друг другу. Поэтому сам Адлер называет свою психологию не «психоанализом», а «индивидуальной психологией», тогда как я предпочитаю выражение «аналитическая психология», имея в виду новое понятие, которое включает в себя «психоанализ», «индивидуальную психологию» и другие направления в области комплексной психологии.Все, что входит сегодня в дилетантское понятие «психоанализ», имеет источником врачебную практику, поэтому все это является не более чем медицинской психологией. Консультационная комната врача наложила на эту психологию свой отпечаток, который нельзя недооценивать. Это сказывается не только на терминологии, но также и на образовании теоретических воззрений. Прежде всего повсюду мы наталкиваемся на естественно-научные и биологические предположения врача. Из-за этого в основном возникло отчуждение академических гуманитариев от современной психологии, так как последняя объясняет все, исходя из иррациональной природы, тогда как первые основываются на духе. Эта и без того труднопреодолимая дистанция между природой и духом возрастает в еще большей степени из-за медико-биологической терминологии, которая нередко представляется действительно профессиональной, но зачастую слишком сложна для понимания.

Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных вузов, а также всем тем, кто самостоятельно пытается понять мотивы бессознательной деятельности человека, влияющие на его мышление и поведение.

 

Шарп, Дарэл. Типы личности. Юнговская типологическая модель : пер. с англ. – 2-е изд. ; перераб.и доп. – Санкт-Петербург. : Б.С.К., 1996. – 216с. – (Библиотека аналитической психологии).

Данная книга, выходящая в серии “Библиотека Аналитической Психологии”, посвящена разбору типологической модели личности, описанной известным швейцарским психологом и мыслителем Карлом Густавом Юнгом (1875–1961) в его знаменитой работе “Психологические типы” (полное русское издание вышло в 1995 году), а также в ряде статей.

Юнг начал работать над “Психологическими типами” после своего окончательного разрыва с Фрейдом и другими психоаналитиками, когда он вышел из Психоаналитической Ассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете.

Этот критический период (с 1913 по 1918 гг.) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил как “время внутренней неуверенности”, “кризис середины жизни”, оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он впоследствии и написал в автобиографической книге “Воспоминания, Сновидения, Размышления”. Там, среди прочего, есть и такое свидетельство:Эта работа возникла первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот вопрос, я натолкнулся на проблему типов; поскольку именно психологический тип с самого начала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с внешней средой, другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания, многочисленные установки сознательного разума к окружающему его миру и, таким образом, конституируется психология сознания, из которой просматривается то, что можно назвать клиническим углом зрения.

Монументальный труд Юнга  —  включает многочисленные экскурсы в индийскую, китайскую и японскую философии, античную культуру, гностицизм, средневековье, Ренессанс, Реформацию и новейшую историю. В нем разбираются труды отцов Церкви, Канта, Гете, Шиллера, Гегеля, Шопенгауэра, Вагнера, Ницше и ряда более поздних мыслителей и ученых — все в связи с темой психологической типологизации. Здесь Юнгу удалось реализовать в синтетическом виде свой накопившийся за два десятилетия психиатрический и психотерапевтический опыт, многочисленные психологические наблюдения, религиозно-философские, культурологические и историко-этнографические идеи.

В предлагаемой читателю работе Д.Шарпа автор, как пишет он сам, “стремился избежать вульгарного упрощения самой модели”, но одновременно он демонстрирует ее сложность и многообразие практического применения. Для русского издания мы сочли уместным опубликовать отдельным приложением одиннадцатую главу из “Психологических типов” Юнга, посвященную основным понятиям аналитической психологии.

Книга будет интересна не только практикующим аналитикам и студентам-психологам, но и широкой аудитории читателей, стремящихся лучше понять себя, мотивы своих поступков, разобраться в причинах кажущихся необъяснимыми симпатий и антипатий, научиться работать с конфликтными ситуациями.

 

Роузен, Дэвид. Дао Юнга. Путь целостности : пер. с англ. – Киев : София, 1997. – 256с.

Эта новая и неожиданная интерпретация жизни и психологии Юнга возникла как результат озарения ее автора: а ведь Юнг, в сущности, даос! Дэвид Роузен ведет параллельный рассказ о духовном мире Юнга и о даосской философии, исследуя попутно такие фундаментальные вопросы, как слияние противоположностей: тень-личность, инь-ян, темнота-свет, женское-мужское; Великая Мать как начало всех вещей; И-Цзин и синхронность; путь Целостности и индивидуации; необходимость отказаться от эго и подчиниться Самости, или Дао.

Хорошее введение и в даосизм, и в юнговский мир, Дао Юнга станет одним из духовных источников для тех, кто идет по Пути.Книга Дао Юнга – о пути Юнга, но она вместе с тем отражает и путь автора Дэвида Роузена.

Юнг утверждал, что сны – это послания к нам от первичного созидального источника – Самости, или Дао. Юнг очень любил тишину. Для него было жизненной необходимостью погрузиться в глубокую задумчивость – источник живительных сил. Его творческие идеи обретали форму в состоянии внешнего и внутреннего покоя.

Эта книга расскажет читателю о даосизме и психологии Юнга, но и внушит им объединения начал и энергий инь (пассивному и женскому) и ян, (активному и мужскому), способствуя  более гармоничному и умиротворенному образу жизни.  Высшая мудрость состояла в том, чтобы держаться тропы, идущей посередине, вдоль темной долины, лежащей между вершинами опасности и возможности, и выходить на свет более цельным. В этом заключаются тайна и смысл Дао: приносить жертву и идти по Вечному Пути целостности.

Дао Юнга не следует считать строгим биографическим исследованием. Не является она также ни трактатом по психологии Юнга, ни подробным духовным текстом. Однако прочитав этот небольшой том, читатель лучше познакомиться как с Юнгом, так и с Дао. В конце книги для него станет совершенно очевидным, что психология Юнга – это, по сути то же самое, что и даосский Путь Целостности. Идея того и другого состоит в отвержении эго и подчинении Самости, или Дао.
Книга будет интересна как специалистам, так и всем любителям в этой области психологии.

 

Лейбин, В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Т. 1. – Москва : Издательский дом «Территория будущего», 2006. – 472 с. – (Университетская библиотека  Александра Погорельского. История. Культурология).

Данная книга дает представление о дальнейшем развитии психоанализа. В ней раскрывается история психоаналитического движения, дается панорама становления психоанализа в различных странах мира, освещаются концептуальные и психотерапевтические разработки как первых учеников и сподвижников 3.Фрейда, так и тех, кто предпринял усилия по дальнейшему развитию разнообразных направлений постклассического психоанализа в XX столетии.

Предшествующие публикации были посвящены рассмотрению истоков возникновения психоанализа и раскрытию учению Фрейда о бессознательном, сновидениях, сексуальности, эдиповом комплексе, структуре психики, страхе, религии, этике, культуре, невротических заболеваниях и их лечении.

Данная книга является, фактически, вторым томом, дающим представление о дальнейшем развитии психоанализа. В рамках постклассического психоанализа возникло столько разнообразных направлений и школ, что уяснение для себя их существа, специфики, концептуальных и терапевтических новаций потребовало значительных усилий, сопровождавшихся погружением в оригинальные тексты и запутанную психоаналитическую терминологию.

В книгу вошли главы об истории психоаналитического движения, первых психоаналитиках, психологии А. Адлера, характероанализа В. Райха и психоанализа  К. Хорни. Отдельная глава посвящена аналитической психологии К. Г. Юнга. В ней рассказывается о генетической теории либидо, о бессознательном, индивидуализации, аналитической терапии, активном воображении.Данное издание предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих психологию, философию, социологию, педагогику, психоанализ, а также для всех тех, кто интересуется проблемами человека, его психических расстройств, нормального развития личности и реализации творческого потенциала.

Карл Густав Юнг по-прежнему читаемый, изучаемый, современный и  таинственный психолог. Очень актуальны его слова и сегодня:

“Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе.”

 


Приглашаем всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).