Жуков К. С. “Москва : Вехи истории”

Аннотация:

Книга отражает хронологию становления российской столицы за всю ее 865-летнюю историю. Как и когда создавался город, как складывался его архитектурный облик, какими историческими событиями он жил, какие люди его прославляли, какие даты и почему празднуют сегодня москвичи – обо всем этом доступно и увлекательно рассказывает Константин Жуков, кандидат исторических наук, автор нескольких книг, посвященных истории России.


Автор попытался непредвзято взглянуть на многие, казалось бы, хорошо изученные события, опираясь, прежде всего на первоисточники: летописные сообщения, свидетельства очевидцев, различные документы, а также на анализ памятников архитектуры и монументального искусства – от кремлевских соборов до сталинских “высоток”, от памятника Минину и Пожарскому до мухинских “Рабочего и колхозницы”.Издание снабжено большим количеством иллюстративного материала, в том числе архивного. Оно адресовано всем любителям отечественной истории.

 

Жуков, К. С. Москва : Вехи истории. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 479, [1] с. : ил., цв.

Шифр: ББК   63.3(2-2М) Ж 86
Местонахождение – к/х

 

От автора

 

Маркиз Астольф де Кюстин, побывавший в России в 1839 году, рас¬сказал об этой поездке в объемистой книге, которая принесла ему недобрую славу клеветника на русский народ. Но — согласимся мы с такой оценкой записок желчного француза или не согласимся — нельзя не признать, что сделана эта книга поистине мастерски и что выразительности и эмоциональности многих ее фрагментов мог бы позавидовать любой из собратьев маркиза по перу. Вот, к примеру, описание панорамы Москвы, представшей перед взором усталого после долгой дороги путешественника:

 

Случалось ли вам, приближаясь с суши к какому-либо порту Ла-Манша или Бискайского залива, увидеть мачты судов, стоящих за прибрежными дюнами? Песчаные валы скрывают город, пристани, набережные, даже самое море, и перед вами только лес мачт с ослепительно белы¬ми парусами, реями, пестрыми флагами, развевающимися вымпелами и пышными яркими орифламмами всех цветов радуги. Чудодейственное появление эскадры среди твердой земли вас несказанно поражает. И вот точно такое же впечатление произвела на меня Москва, когда я впервые ее завидел. Огромное множество церковных глав, острых, как иглы, шпилей и причудливых башенок горело на солнце над облаками дорожной пыли, в то время как самый город и линия горизонта скрывались в дрожащем тумане, всегда окутывающем дали в этих широтах. Чтобы ясно представить себе все своеобразие открывающейся передо мной картины, надо напомнить, что православные церкви обязательно заканчиваются несколькими главами Их число различно, но никогда не бывает меньше пяти, что имеет символическое значение: они служат наглядным выражением церковной иерархии. Прибавьте к этому, что главы церквей отличаются поразительным разнообразием форм и отделки и напоминают то епископскую митру, то китайскую пагоду, то минарет, то усыпанную каменьями тиару, то попросту грушу. Они то покрыты чешуей, то усеяны блестками, то позолочены, то раскрашены яркими полосами. Каждая глава увенчана крестом самой тонкой фили-гранной работы, а кресты, то позолоченные, то посеребренные, соединены такими же цепями друг с другом. Постарайтесь вообразить себе эту картину, которую даже нельзя передать красками, а не то что нашим бедным языком! Игра света, отраженного этим воздушным городом, на¬стоящая фантасмагория среди бела дня, которая делает Москву единственным городом, не имеющим себе подобного в Европе.

 

Но, увы, восторг маркиза длился недолго. Стоило ему приблизиться к городу, а затем въехать на его улицы, впечатления сменились:

 

Чем дальше, тем сильнее разочарование, так что, въезжая в ворота Москвы, вы начинаете уже сомневаться в том, что перед тем видели своими глазами. Вы спали, думается вам, и грезили. И вот, проснувшись, очутились в самой прозаической и тоскливой обстановке на свете, в огромном городе без памятников архитектуры, то есть без единого про-изведения искусства, действительно заслуживающего такого названия. При виде этой грузной и неудачной копии Европы вы с изумлением спрашиваете себя, куда девалась Азия, чье видение только что маячило перед вашими глазами. Издали Москва — создание фей, мир химер и призраков, но вблизи она — большой торговый город, хаотический, пыльный, плохо вымощенный, плохо застроенный, слабонаселенный. Конечно, это произведение рук сильных и энергичных, но вместе с тем плод разума, лишенного воображения и понятия о прекрасном.

 

Пребывание де Кюстина в Москве было слишком кратковременным — он не сумел (а скорее всего — не пожелал) разглядеть за хаотичностью, суетностью и неряшливостью древней русской столицы ее неповторимое очарование, почувствовать ее внутреннюю жизнь, исполненную глубокой созерцательности, — иными словами, он не ощутил души Москвы, о которой много писали и говорили некоторые его русские современники.

 

Так и иной наш современник, занявшись историей Москвы, после первого восторженного упоения наполняющими ее яркими событиями, блистающими, как купола церквей и крутые кровли башен в лучах вечер – самые тоскливые чувства. Столько жестокости, подлости, властолюбия, несправедливости оживет перед ним, что поневоле захочется бросить это скорбное занятие и отвлечься на что-нибудь более приятное. Но не будем поступать скоропалительно. Вглядимся пристальнее и в события многовековой давности, и в то, что происходило еще, казалось бы, совсем недавно. Рядом со злодеями и варварами увидим мы тех, о ком говорит пословица: «Не стоит село без праведника». Именно эти известные и не известные по именам персонажи московской истории составляют ее душу и принуждают нас вновь и вновь склонять голову перед великим прошлым великого города — Москвы.