Микеланджело Буонарроти : 545 лет со д. р.

Уважаемые читатели!

С 01 по 29 марта 2020г. в холле 2 этажа НБ экспонируется выставка, посвященная 545 летию  выдающемуся скульптору, живописцу, поэту эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Вашему вниманию представляем некоторые книги, которые находятся на нашей выставке.

«Что может быть показано, не может быть сказано.»
Людвиг Витгенштейн

«Никто желанной воли не найдет
До той поры, пока не подойдет
К пределам жизни и искусства.»
Микеланджело Буонарроти

 

Микеланджело ди Людовико Буонарроти Симони родился 6 марта 1475 года в городе Капрезе неподалеку от Флоренции и умер в Риме 18 февраля 1564 года,,за 16 дней до 89 –летия.

Микеланджело  прожил  долгую жизнь, а для своего времени даже слишком долгую – почти девяносто лет. Его жизнь была настолько наполненной , что личная судьба человека и художника переплетается в ней с трагическими испытаниями, выпавшими на долю Италии…Какими бурями и страданиями отозвались эти годы в душе Микеланджело!… Своему суровому веку художник ответил великими творениями, являющимися высочайшим проявлением заложенных в человеке созидательных сил и его способности выражать в поэтических образах страсти, противоречия и сложные повороты истории, дабы, как  он сам писал, «любя, рыдая и от зла страдая» , поведать обо всем собственным сердцем сердцам людей.

«Удостоверяю, что сего 1 апреля 1488 года я, Лодовико ди Лионардо деи Буонаротти, поручаю сына своего Микельанджело Доменико и Давиду ди Томмазо ди Куррадо на ближайшие три года с условием и уговором, что означенный Микельанджело обязуется находиться у вышеназванных указанное время, обучаясь рисованию и упражняясь в названном ремесле и во всем, что вышеназванные ему поручат» Таким далеко не художественным языком был сформулирован договор, положивший начало росту и развитию одного из величайших художников всех времен В день подписания этого соглашения Микеланджело Буонарроти только что исполнилось тринадцать лет. В 1488 г. юный живописец добивается своего и отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо ,где целый год познает основы техники рисования.В 1489 г. юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни ,организованную под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного , правителя Флоренции. Заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать способности и исполнять дорогие заказы.

25 июня 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса (Bacco) и Римской Пьеты (Pietà).

Он прожил бурную, насыщенную страстями жизнь. В тридцать лет Микеланджело был признан лучшим скульптором всех времен, в 75 лет был, хотя и безответно, влюблен в молодую женщину, а за неделю до смерти еще скакал на лошади. Микеланджело – не только величайший и непревзойденный скульптор, но и гениальный живописец, архитектор и поэт. Микеланджело посчастливилось при жизни получить полное признание и титул «божественный» .

Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гете писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе  наглядное представление о том, что может сделать один человек» К наиболее известным работам Микеланджело относятся: Статуя «Давида», «Бахус», «Мадонна Брючче», «Мучения Святого Антония», «Мадонна Дони,» «Пьета» (Оплакивание Христа), «Моиссей» , «Лия», «Рахель» и многие другие.

Среди архитектурных свершений Буонарроти – проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие работы.
Однажды Микеланджело сказал, что свои произведения создает для людей, которые будут жить через тысячу лет после него   И  наверное, эти слова были не случайны. Кстати, говорил он о скульптурах Капеллы Медичи.

 

Баренбойм П. ; Сергей Ш. Микеланджело в Капелле Медичи: Гений в деталях. – Москва : ЛУМ, 2011. – 223 с.

Фотоальбом, основанный на фотографиях, сделанных Сергеем Шияном в Капелле Медичи, с текстовыми комментариями Петра Баренбойма и Сергея Шияна, посвящен лучшему творению гениального Микеланджело – флорентийской Капелле Медичи, в которой увековечена  память о самом ярком правителе великого города Лоренцо Медичи Великолепном и его брате Джулиано. Уже почти пять веков человечество пытается понять замысел скульптора, прочитать его воплощенное в мраморных статуях послание потомкам. Авторы книги предлагают свою интерпретацию микеланджеловского шедевра.

 

В 14 лет Микеланджело был принят в группу юных талантов, проживавших при дворе политического руководителя Флорентийской республики Лоренцо Медичи.  Медичи играли огромную роль в развитии культуры Флоренции. Так, например, рукописи Платона спасли Медичи. Каббалистические  рукописи тоже были спасены благодаря Козимо. Но самое главное – Медичи покровительствовали искусствам. Благодаря  просвещенным политическим и лидерам во Флоренции смогли реализовать себя художники, скульпторы, архитекторы, философы. В 1470-1490 годах при дворе Медичи была основана Платоновская академия, членами которой стали лучшие ученые, писатели и поэты не только Флоренции, но и Европы. Мистические загадки и сакральные  тайны  прошлого и их сочетание с христианством были в центре дискуссий членов Платоновской академии, где по инициативе Лоренцо Медичи бывал юный Микеланджело. Среди множества добрых дел Медичи-  введение в жизнь обучения  детей, обнаруживших способности к тем или иным искусствам. Юные дарования с раннего возраста помещались в такие условия, которые помогали им максимально развить свои таланты. Они- среди них был и Микеланджело Буонарроти – изучали уникальную коллекцию античной скульптуры, собранную Медичи, и учились живописи и ваянию. Во дворце Лоренцо Медичи юный Микеланджело не только сидел за его обеденным столом, но и был допущен на заседания Платоновской академии.

Капелла- единственный архитектурно-скульптурный памятник, созданный Микеланджело от начала до конца. В Капелле Медичи все принадлежит ему – архитектурные формы, скульптурные группы и , говоря современным языком, дизайн.

В 1520 году по  заказу  Льва X- выходца из семьи Медичи, и кардинала  Джулио  Медичи – начинает работу над усыпальницей Медичи в соборе Сан-Лоренцо. Перед Микеланджело была поставлена задача- создать надгробные памятники великим представителям  этого великого семейства – Лоренцо Великолепному и его брату Джулиано. И он эту задачу выполнил, и выполнил блестяще.

В начале XX века замечательно написал о Капелле  знаменитый русский историк искусства, знаток флорентийского Ренессанса Павел Муратов: «В новой сакристии Сан-Лоренцо, перед гробницами Микеланджело, можно испытать самое чистое, самое огненное прикосновение к искусству, какое только дано испытать человеку…» Прочитав эту книгу, дорогие читатели, вы тоже испытаете чистое , огненное чувство и к искусству, и к великому Микеланджело.

 

Дажина, В. Д. Микеланджело : Рисунок в его творчестве. – М. : Искусство, 1986. – 216с.

Цель данного издания – проследить развитие графического мастерства титана Возрождения – Микеланджело. Охватывая разнообразный спектр проблем, связанных с искусством Микеланджело, книга знакомит с такой областью его творчества, как рисунок. Рисунки, обладая огромной эстетической ценностью, помогают понять особенности творческого метода великого мастера, специфику его работы в скульптуре, живописи и архитектуре, восстановить эволюцию замыслов.

Где берет начало великое творение искусства? Не в том ли мучительном раздумье, творческом поиске, не в том ли неутомимом, кропотливом труде и мгновенном озарении, следы которого остались на неброских листах пожелтевшей бумаги? Беглые рисунки, разрозненные этюды, подготовительные картоны- детали будущих работ. Их у Микеланджело было множество, до нас дошло ничтожно мало. Безвозвратно погибли картоны и сотни набросков к росписи Сикстинской капеллы, которые Микеланджело сжег в 1518 году. Им же незадолго до смерти было уничтожено много рисунков и картонов, чтобы никто не узнал о его творческих муках, о том, как он испытывал свой гений, дабы, по словам  Дж. Вазари, «являть его не иначе, как совершенным».

Графическое наследие Микеланджело насчитывает сегодня лишь немногим более двухсот подлинных авторских листов, по счастливой случайности сохранившихся. Его рисунками гордятся крупнейшие художественные коллекции мира. Жизнь и творчество Микеланджело исследованы  с почти исчерпывающей полнотой.
Рисунок для  Микеланджело был органической частью единого творческого процесса, в нем находили первое художественное воплощение волновавшие его замыслы, в беглых эскизах и отточенных этюдах отрабатывались основные образные идеи.

 

Баренбойм, П. Образ Моисея в творчестве Микеланджело / Петр Баренбойм ; Флорентийское о-во. – Москва : ЛУМ, 2017. – 63 с. : ил.

Статуя Моисея в римской церкви Святого Петра в цепях является одним из самых известных в мире произведений искусства.

Моисей является одной из крупнейших фигур в библейской и любой истории. В первую очередь, благодаря представленному им человечеству образцу правовых норм. Микеланджело в знаменитой статуе Моисея изобразил его с этими заветами на каменных таблицах в руках. Философия права  Моисея, как  минимум, равна философию права Платона, о  чем фактический воспитанник Флорентийской Платоновской  Академии Микеланджело вполне мог знать. Он использовал таблицы с записями законов не как декоративный элемент, а как важный символ смысла своей статуи. Поэтому и сила эстетического  воздействия скульптуры на зрителя определяется, во многом значимостью и ценностью библейского момента получения законов от Бога и принесения их людям.

Скульптурные работы Микеланджело находятся всего в пяти странах мира, причем все главные – в Италии. Их ни на какую выставку, как и роспись Сикстинской капеллы, не вывезешь. Никакая киносъемка не отразит ауру пустой Новой Сакристии Капеллы Медичи во Флоренции и пространства около статуи Моисея в римской церкви Сан Пиетро ин Винколи. Знаменитый кинорежиссер Микеланджело Антониони пытался в 15-минутном очень личном фильме показать магнетизм статуи Моисея и пространства около нее и , вздохнув, ушел, погладив колено статуи.

Божественный. Гениальный. Титан. Никто из современников Микеланджело не достиг такой степени признания в истории.

Как он этого достиг? Секретом полировки мрамора? Нет! Силой мысли, их новаторством и необычностью! И не «текстуальностью своих мыслей, а  визуализацией бушевавших в нем идей и чувств, воплотившихся в его произведениях, а также визуализацией, как бы дополнением, библейских сюжетов, «оживлением Библии», где статуя Моисея и фрески Сикстинской Капеллы – на первом месте.

 

Баренбойм, П. Мария в искусстве Микеланджело : Мадонна Британского Музея / Флорентийское общество. – Москва : ЛУМ, 2018. – 58 с.

Можно  сказать, что Микеланджело  создал  картон с изображением Мадонны в 75 лет, когда он, как сам пишет, «достиг пределов жизни и искусства»  Этот картон висел в его римском доме до его смерти в феврале 1564 года и попал  в ватиканскую  инвентарную опись под случайным названием «Епифания»  В действительности этот картон стал кульминацией постоянной темы Микеланджело: трагическое нежелание Марии смириться с судьбой, предначертанное  ее сыну.

В Вечном городе гений Буонарроти раскрылся во всю мощь – именно здесь была создана первая самая известная  «Пьета», скульптурное изображение  Девы Марии, оплакивающей снятого с креста мертвого Иисуса. В 15 лет во Флоренции  Микеланджело сделал прекрасный мраморный барельеф, названный позднее «Мадонной у лестницы». Тема Девы Марии, Мадонны была для Микеланджело особой. Он рано потеря мать, а затем и любимую мачеху и, по всей видимости, остро осознавал это свое сиротство. Может быть, в разговорах в Платоновской академии он услышал, а может, из собственного чтения Библии сам почувствовал трагическую тему Девы Марии, зачавшей ребенка от Бога с обещанием Архангеля Гавриила, что она будет «благословенная между женами», а ее сын получит царский «престол Давида». Печаль и скорбь Марии прошли через все творчество Микеланджело и особенно остро показаны там, где Христос еще ребенок, как бы тоже знающий свое будущее.

 

 

Дживелегов, А. К. Микельанджело.1475-1564. – М. : Молодая гвардия, 1957. – 254 с. – (Жизнь замечательных людей).

Автор этой книги Алексей Карпович Дживелегов (1875-1952) – крупный советский ученый. Вся его жизнь, большая и плодотворная, была посвящена глубокому и многостороннему изучению истории и культуры народов Западной Европы, пропаганде величайших достижений западноевропейского искусства – особенно итальянского. Доктор искусствоведческих наук, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР А.К.Дживелегов вел научно-исследовательскую работу в Институте мировой литературы имени А.М.Горького, возглавлял кафедру зарубежного театра в Институте театрального искусства имени А.В.Луначарского. Дживелегову принадлежит серия работ, посвященных гуманистической культуре эпохи Возрождения. Специальные исследования были посвящены А.К.Дживелеговым Макиавелли, Гвиччардини, Мазуччо, Гольдони. Комедии Гольдони в переводах Дживелегова идут в советских театрах и в наши дни.

В серии «Жизнь замечательных людей» вышли книги А.Дживелегова – «Данте» (1933), «Леонардо да Винчи» (1935), «Микельанджело» (1938).Настоящее издание является вторым и печатается по тексту 1938 года с минимальными поправками.Книга, предлагаемая читателю, – не трактат по искусствоведению, а рассказ о жизни и творчестве великого художника.

Вне своего творчества Микеланджело был обыкновенным человеком, готовым интересоваться пустяками, раздражительным, и деспотичным. Даже люди, которых он по-настоящему любил, не могли считать себя застрахованными от какой-нибудь дикой выходки, вызванной его подозрительностью и тем, что он называл своими капризами. Трудный был он человек. Но он был Микеланджело! Микеланджело презирал славу, презирал свет, и всю жизнь,  в сущности, он был одинок. Одиночество и заброшенность обострялись еще оттого, что он очень экономно, чтобы не сказать, скаредно, тратил на себя. Нельзя забыть бесстрастно переданной черточки у Кондиви:  «Пищу  он принимал не для удовольствия, а по необходимости, особенно когда работал. В это время он чаще всего довольствовался куском хлеба, который он ел, не переставая работать» Великий художник создает шедевры, продолжая жевать корку хлеба, не удосуживаясь даже пообедать по-человечески. Вспомнить только Рафаэля, или Тициана, или Рубенса, которые едва ли были богаче, чем он. Какими они жили вельможами! Для других ему ничего не стоило бросать сотни и тысячи, а на себя было жалко нескольких  сольди. Но таким человеком Микеланджело мог быть только до того момента, когда он брался за кисть или за резец , и все менялось как по волшебству. Тогда выступало в нем все лучшее, все самое благородное, то, что было в основе его натуры. Собственный гений Микеланджело удержал  его произведения на той недосягаемой художественной высоте, на какую он поднял итальянское искусство.

 

Кристофанелли, Р. Дневник Микеланджело Неистового. – М. : Радуга, 1985. – 416с. – 1-30.

Настоящая книга – не беллетризованная биография. Это оригинальное художественное повествование о Микеланджело, человеке и художнике. Оно развертывается в форме дневника, который ведет сам герой, то есть сам Микеланджело. Для более полного воссоздания образа великого мастера Возрождения в русский перевод книги в хронологическом соответствии тексту включены поэтические произведения Микеланджело, многие из которых публикуются впервые.

Сегодня, пока я писал другу в Рим, у меня  мелькнула мысль, показавшаяся мне далеко не пустячной. Я вдруг задался вопросом: а почему бы не записать на отдельном листке хотя бы часть того, о чем я поведал римскому другу, и сохранить  среди  прочих моих бумаг? Покончив с письмом, я вновь вернулся к этой идее и, хорошенько поразмыслив, счел ее весьма заманчивой. «Неужели то, о чем пишу,- думал я, – не затрагивает мою творческую жизнь? Разве люди, с которыми мне случается обмениваться мыслями, живут не в том же мире, что и я ?  Так отчего же все происходящее на моих глазах не должно волновать меня как человека и художника? Не  стоит ли вплотную заняться всем этим?»

Я подумал также о том, как много художник может почерпнуть для себя из важнейших событий, происходящих в жизни общества,- событий, которые порождают новые отношения и взгляды, а порою дают новое направление искусству. И чем полнее и глубже я проникнусь всем происходящим вокруг меня, тем теснее, как мне кажется, станет моя связь с жизнью, которая отнюдь не кончается за порогом моего дома.  Так начинается дневник Микеланджело.