Баратынский Е. А. (1800-1844) : великий поэт 19 века

XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе, благодаря невероятному расцвету и богатству творческих шедевров. К их числу относится и имя поэта Пушкинской поры – Евгения Абрамовича Баратынского, одного из основоположников романтизма в русской литературе.

В марте 2020 г. исполняется 220 лет со дня его рождения.

Время ему занять степень ему принадлежащую – и стать подле Жуковского…
А. С. Пушкин

Евгений Абрамович Баратынский родился 18 (в др. источниках 2 марта) 1800 г. в имении Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии в дворянской семье.

 

 

Тамбовский  краевед и художник Владимир Георгиевич Шпильчин в газете «Тамбовская правда» писал о своей находке из метрических книг Покровской церкви села Вяжля Кирсановского уезда: «У князя Абрама Андреева Баратынского сын Евгений рождён 7 марта, крещён 8 марта…».

Баратынские вели счет своего рода от храброго Дмитрия Божедара, владельца замка Боратынь, который в ХIV в. проживал в Галиции.

Когда Евгению, или Бубиньке, как его называла матушка, исполнилось 10 лет, умер его отец. Вскоре мальчика отправили в Петербург, в Пажеский корпус, откуда он был через некоторое время исключён за неблаговидный поступок. Большое участие в его судьбе принял родной дядя, Богдан Андреевич Баратынский. Некоторое время племянник жил в его имении в Смоленской губернии.

Вынужденный через несколько лет пойти на военную службу, Евгений Баратынский в то же время всерьёз начал заниматься литературным творчеством. Первое стихотворение он написал на французском языке ещё в 12-летнем возрасте. На русском языке начал писать гораздо позже. В семье не было литературных традиций, а гувернёр-француз и дядька-итальянец помочь ему в освоении сложностей русской словесности, естественно, не могли.

В Петербурге Евгений Баратынский познакомился с Антоном Дельвигом, который ввёл его в круг литераторов. Дельвиг, живший на одной квартире с Баратынским, помог ему напечатать первые стихи  в 1819 г. Дружеские послания, мадригалы, эпиграммы – вот первые публикации Баратынского в журналах «Благонамеренный» и «Сын отечества». Они много значили для него, помогли ему обрести себя, и он, на всю жизнь сохранивший благодарность Антону Дельвигу за дружескую поддержку, в одном из посланий к нему писал:

Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой
Боролся я, почти лишённый сил?
Я погибал, – ты дух мой оживил
Надеждою возвышенной и новой.
Ты ввёл меня в семейство добрых муз…

Но вскоре общение с «семейством добрых муз» прерывается: Баратынского переводят в Финляндию, где он пять лет прослужил в пехотном полку. Там он был избран членом-корреспондентом Вольного общества любителей российской словесности. Современников поражала сила и зрелость стихов Баратынского, а элегия «Финляндия», написанная в то время, принесла ему широкую известность и закрепила за ним репутацию «певца Финляндии».

Элегический жанр занимает ведущее место в творчестве Е. А. Баратынского. А. С. Пушкин назвал его «нашим первым элегическим поэтом». «Баратынский – прелесть и чудо, – писал он. – После него никогда не стану печатать своих элегий». Особенно восхищала Пушкина элегия Баратынского «Признание», в которой наиболее удачно сочетаются тонкий лиризм и философская зрелость автора:

Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть,
всевидящей судьбе.

 

В 24 года Евгений Баратынский уже определил духовное кредо своего творчества. В послании «Богдановичу» он хоть и вновь говорит об «убогом даровании», но уже признаёт «хладной мудрости высокую возможность»:

А я, владеющий убогим дарованьем,
Но рвением горя полезным быть и им,
Я правды красоту даю стихам моим,
Желаю доказать людских сует ничтожность
И хладной мудрости высокую возможность.
Что мыслю, то пишу. Когда-то веселей
Я славил на заре своих цветущих дней
Законы сладкие любви и наслажденья.
Другие времена, другие вдохновенья;
Теперь важней мой ум, зрелее мысль моя…

К романтическому жанру можно отнести стихотворение Е. А. Баратынского «Она», посвященное  Анастасии Львовне Энгельгардт, на которой в июне 1826 г. женился Баратынский.

 

Брак этот, вопреки многим предсказаниям, оказался удачным. В лице своей жены Баратынский нашел и друга,  и беспристрастного судью «ободрявшего сочувствием к вдохновениям», женщину высоких душевных и нравственных качеств.  В письме к другу Евгений Абрамович пишет: «Я живу потихоньку, как следует жить женатому человеку; но очень рад, что променял беспокойные сны страстей на тихий сон тихого счастья».

Душа поэта полна прекрасным чувством, и где бы он ни находился, его всегда сопровождает «необъятная мечта», и он «полон весь таинственной тоской». И хотя в этих строках мы вновь видим Баратынского далеко не оптимистом, но всё-таки здесь его тоска – совсем другая, не безысходная, а «таинственная».«Тайное желанье», «таинственная тоска», «тайные мечты»… Иногда поэт, приоткрывая нам завесу тайны, прямо говорит о своих мечтах: «Не в первый раз взываю я к богам, – / Отдайте мне друзей: найду я счастье сам!» («Н. И. Гнедичу»); «И как нашёл я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я…». Глубина чувств автора передаётся нам каждой поэтической строкой.

О счастии с младенчества тоскуя,
Всё счастьем беден я,
Или вовек его не обрету я
В пустыне бытия?

Оригинальность мысли, глубокие и сильные чувства, составляют основу духовного наследия Баратынского. Ты полон весь мечтою необъятной,Ты полон весь таинственной тоской…

Все, кто занимался творчеством Баратынского, отмечали пессимизм, трагическое звучание его лиры. Критик В. Г. Белинский, познакомившись со сборником Е. А. Баратынского «Сумерки» (1842), так определил философское содержание лирика автора: «…несчастный раздор мысли с чувством, истины с верованием…».

Я сердца моего не скрою хлад печальный…
С тоской на радость я гляжу,
–Не для меня её сиянье,
И не напрасно упованье
В больной душе моей бужу…

Евгений Баратынский часто воспевает в стихах свою малую родину с её необыкновенной природой, вдохновлявшей его на создание многих произведений:

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!…
Поэт часто приезжал в родные пенаты.

Здесь, в Маре, он писал:

Привёл под сень твою святую
Я соучастницу в мольбах
–Мою супругу молодую
С младенцем тихим на руках.

Каждый его приезд по-разному отражался в его творчестве. Позже, имение предстает в другом виде. Поэт в задумчивости идёт знакомыми тропами, ищет и не находит следы прежней красоты, остались только «стези заглохшие»: любимая беседка разрушена, и даже величественный грот угрожает паденьем. Когда-то богатое, а теперь пришедшее в упадок родовое имение, навевает мысли о прошлом, об умершем в Москве и там же похороненном отце:

Давно кругом меня о нём умолкнул слух,
Прияла прах его далёкая могила,
Мне память образа его не сохранила,
Но здесь ещё живёт его доступный дух;
Здесь, друг мечтанья и природы,
Я познаю его вполне;
Он вдохновением волнуется во мне,
Он славить мне велит леса, долины, воды…

Но даже в запустении, его родные места сохраняют волнующую прелесть, дорогие сердцу образы: «У нескудеющих ручьёв / Я тень, священную мне, встречу». Мрачное настроение, овладевшее поэтом при виде картины запустения, сменяется, под влиянием воспоминаний, светлой печалью:

Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим!
Ещё прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей.

В Маре Е. А. Баратынский начал работу над поэмой «Цыганка» (первоначальное название «Наложница»), которую он в письме к И. В. Киреевскому определил как «ультраромантическую». Это произведение стало своеобразным ответом некоторым журналистам, весьма нелестно отзывавшимся не только о сочинениях Баратынского, но и Пушкина. «Относительно положительную» характеристику поэме дал критик В. Г. Белинский. В 1842 году Баратынский вернулся к работе над ней, основательно переработав её. Но в окончательном варианте поэма при жизни автора не была напечатана.

К тамбовскому периоду творчества относятся и такие стихотворения, как: «Песня» («Когда взойдёт денница золотая…»), «Не бойся едких осуждений», «Она», «Стансы» («Судьбой наложенные цепи…»)…

Предпринимая поездку в давно желанную Италию, Евгений Абрамович надеялся, что путешествие поможет ему преодолеть «мучительные противоречия сознания». Некоторое время он со своей семьей жил в Париже, где сблизился с русскими писателями Н. М. Сатиным, Н. П. Огарёвым, Н. И. Тургеневым. Это общение встряхнуло его, пробудило в нём прежние романтические мечты. Написанное во время путешествия стихотворение «Пироскаф» современники поэта называли «самым мажорным по тону из когда-либо созданных им стихотворений». Здесь в каждой строке – прощание с прошлым унынием, встреча с «бурной стихией»:

С детства влекла меня сердца тревога
В область свободную влажного бога;
Жадные длани я к ней простирал.
Тёмную страсть мою днесь награждая,
Кротко щадит меня немочь морская,
Пеною здравия брызжет мне вал!

29 июня (11 июля) 1844 года, Евгений Баратынский скоропостижно скончался в Неаполе.  Только в августе следующего года  гроб с его телом был перевезён в Петербург и захоронен в Александро-Невском монастыре на Ново-Лазаревском кладбище. Кроме родных, на похоронах незаслуженно обойдённого современниками вниманием и славой поэта присутствовали три литератора: князь П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский и В. А. Соллогуб. Газеты и журналы почти не откликнулись на смерть Баратынского.

Его творчество оценили потомки. В честь Евгения Абрамовича названы улицы, музеи и библиотеки, поставлены памятники.

 

С 1984 года в селе Софьинка ежегодно проводятся дни поэзии (литературно-музыкальные праздники) Е. А. Баратынского. 27 октября 2000 года в помещении Софьинской средней школы Умётского района был открыт музей Е. А. Баратынского, в котором хранятся произведения поэта, копии документов, фотографии, рассказывающие о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка.

Источники:

1. Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей : [в 2-х кн.]. Вып. 1 / Ю. Айхенвальд. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Изд. т-ва “Мир”, 1914, 1913. – 277, 229 с.
2. Баратынский, Е. А. (1800-1844). Стихотворения. Поэмы / сост. Л. Г. Фризман. – Москва : Наука, 1982. – 720 с. – (Литературные памятники).
3. 18 марта – 210-летие Е. А. Баратынского (1800 – 1844). – URL: http://tambovodb.ru (дата обращения: 25.02.2020). – Текст : электронный.