Научно-популярная серия РФФИ

Продолжаем знакомить читателей с литературой, поступившей из Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Это книги по различным отраслям знаний, объединенные одной серией – «Научно-популярная серия РФФИ».

 

Черняев, А. П. Радиационные технологии : Наука. Народное хозяйство. Медицина. – Москва : Изд-во МГУ, 2019. – 231 с.  – (Научно-популярная серия РФФИ).

Шифр: ББК   22.38 Ч-49
Местонахождение – к/х; н/аб

Аннотация

Монография подготовлена для сотрудников, студентов, аспирантов, специализирующихся в области использования ядерных технологий и методов ядерной физики в медицине, народном хозяйстве и науке. Монография составлена на основе курсов лекций: «Ускорители заряженных частиц», «Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом», «Ядерно-физические методы в медицине» и «Радиационные технологии», читавшихся на физическом факультете Московского университета. Использованы также материалы докладов и научных обзоров, изданных в ведущих российских научных журналах. Настоящая монография не имеет аналогов в российской и зарубежной научной литературе. Монография полезна сотрудникам и студентам физических, химических, биологических, медицинских, инженерных, а также других естественно-научных специальностей. Книга будет полезна специалистам, работающим в разных областях науки и отраслях народного хозяйства.

Введение

Исследование строения вещества привело к открытию проникающих излучений. Ю. Плюккером в 1859 г. были открыты катодные лучи, а В. Рентген в 1895 г. обнаружил, что при попадании их на анод возникают Х-лучи, или рентгеновское излучение. В 1896 г. А. Беккерелем открыта радиоактивность некоторых веществ.

С этого времени, особенно после открытия Рентгеном возможности получать снимки костной ткани животных и человека, началось практическое использование ионизирующих излучений. В России ионизирующие излучения стали использовать в медицине уже через несколько лет после их открытия. Во время русско-японской войны 1903-1904 гг. рентгеновские установки стояли на флагманских кораблях. Их использование для определения переломов и мест нахождения осколков и пуль в теле человека позволяло спасать большое количество жизней. В 1918 г. в России была образована первая рентгенологическая клиника. С начала XX столетия наступила эра использования ионизирующих излучений.

Спустя 120 лет после этих великих открытий уже трудно представить развитие нашей цивилизации без их использования. Невозможно представить, например, медицинского обследования без использования рентгеновских лучей.

К настоящему времени в различных радиационных технологиях по всему миру (в промышленности, сельском хозяйстве, в медицине и фундаментальной науке) используют более 10 млн источников ионизирующих излучений. Это рентгеновские трубки (их число в мире составляет миллионы), естественные и искусственно полученные изотопы. Количество используемых в мире радиоактивных источников может достигать нескольких миллионов единиц. Приборов, использующих радиоактивные изотопы для лучевой диагности, насчитывается около 20 тыс. Один из важнейших источников электроэнергии для нашей цивилизации — это АЭС, энергоблоков которых в мире 449.

Электронных микроскопов, которые, по сути, тоже электростатические ускорители,— многие десятки тысяч. До начала 1930-х гг. проникающие излучения получали в рентгеновских трубках из естественных источников.

В настоящее время источники ионизирующих излучений приобрели широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства. К ним относятся дефектоскопы, досмотровые комплексы, радионуклидные источники и приборы, рентгеновские медицинские аппараты, ускорители заряженных частиц, хранилища радиоактивных отходов и ядерного топлива, ядерные реакторы и другие устройства.

После открытия Э. Резерфордом атомного ядра и осуществления первой искусственной реакции под действием а-частиц начались обширные эксперименты по исследованию ядер.

Однако для этих целей не хватало энергии и интенсивности пучков частиц. Это стало толчком для идей создания установок, позволяющих искусственным образом увеличивать энергию заряженных частиц—ускорителей. В 1930-е гг. физиками был созданы новые виды источников ионизирующих излучений — ускорители заряженных частиц.

В конце 1920-х—начале 1930-х гг. были разработаны и запущены первые ускорители. Среди открытий в области ускорительной техники выделим важнейшие достижения…

 

 

Гачева, А. Г. Русский космизм в идеях и лицах. – Москва : Академический Проект, 2019. – 430 с. ил. – (Научно-популярная серия РФФИ).

Шифр: ББК 87.3(2) Г 24
Местонахождение – к/х; н/аб

 

Аннотация

Книга «Русский космизм в идеях и лицах» посвящена оригинальному течению философской и научной мысли России второй половины XIX – XX вв., связанному с именами Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и др.

 

Первая часть в доступной широкому читателю форме излагает основные идеи космизма, объясняет понятия активной эволюции, ноосферы, регуляции природы, выхода в космос, иммортализма, истории как “работы спасения”, искусства как творчества жизни, демонстрирует особенности проективного мышления мыслителей-космистов, их взгляд на человека как эволюционно растущее, преображающее мир существо. Философские идеи космизма рассматриваются на фоне русской литературы XIX-XX вв. Во второй части книги даны образные, живые портреты отдельных представителей русского космизма.

 

ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ РУССКИЙ КОСМИЗМ?

 

Русский космизм — течение русской философской и научной мысли второй половины XIX–XX веков, представляющее собой один из оригинальных вариантов мирового космизма, представители которого рассматривали источный для философии и культуры тезис о взаимосвязи человека и Космоса, Микрокосма и Макрокосма в проективном, активно-творческом смысле, стремились к диалогу науки и веры, христианства и эволюционных идей, выдвигали эволюционно-нравственный императив восхождения бытия и человека к состоянию совершенства.

 

Синкретическим родоначальником философии русского космизма является Н.Ф.Федоров. Выделяются две основных ветви: естественнонаучная и религиознофилософская. К естественнонаучной ветви относят ученых и мыслителей, утверждавших идею направленности эволюции, рассматривавших жизнь, сознание, творческую деятельность человечества как ключевой фактор развития Земли и Вселенной (Н.А. Подолинский, Н.А. Умов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный, В.Ф. Купревич). К религиозно-философской — ряд представителей русской христианской философии, миросозерцание которых было «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира», и «антропоцентрическим… обращенным к активности человека в природе и обществе». Это философы В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев.

 

Особое место в традиции русского космизма занимает космическая философия К.Э. Циолковского. Ряд исследователей включает в число космистов Н.К. Рериха и Д.Л. Андреева. А собратьями русских космистов в европейской мысли XX века являются А. Бергсон с его идеей творческой эволюции.

 

Среди предтеч космизма, подготовлявших возникновение этого мощного философского и научного течения, были выдающиеся творцы культуры: энциклопедист М.В. Ломоносов; А.Н. Радищев; славянофилы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, размышлявшие о творческом назначении России в истории; В.Ф. Одоевский, писавший о необходимости синтеза религиозного и научного знания, предвидевший глобальные кризисы XX века и намечавший пути выхода из этих кризисов.

 

Исполненные веры в творческие силы человека, в созидательный его гений, художники, поэты, писатели 1920-х годов запечатлевали на холсте и бумаге свои грезы о Земле и Вселенной. А.Н. Толстой писал «Аэлиту». Художник В.Н. Чекрыгин работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Космические картины создавала группа художников «Амаравелла». И в этой духоподъемной атмосфере формировалась мысль пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др., отдавших идее космического будущего человечества свой творческий гений, свои технические открытия.

 

«Русь, Русь?.. … Что пророчит сей необъятный простор? … Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — всем известны эти знаменитые строки из «Мертвых душ». Спустя тридцать лет Н.Ф. Федоров дал пророческий ответ на вопрошание Н.В. Гоголя. «Ширь русской земли способствует образованию» богатырских характеров. «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига». В философии космизма и родилась та «беспредельная мысль», которая спустя менее чем столетие вывела Россию в космос…

 

 

Островский, О. Б. Александр I и русская художественная культура. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 622 с. – (Научно-популярная серия РФФИ) (История: Новый взляд).

Шифр: ББК   63.3(2)521 О-77
Местонахождение – к/х; н/аб

Аннотация

В книге доктора исторических наук О. Б. Островского прослеживается влияние на русскую художественную культуру основных исторических факторов эпохи на трех этапах правления Александра I: эстетических вкусов императора, императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны, членов царской фамилии; системы народного образования; государственных учреждений культуры (Академия художеств, дирекция Императорских театров, Придворная певческая капелла, Эрмитаж, Комитет строений и гидравлических работ и др.); цензуры, книгоиздания и печати; литературно-художественных объединений, частных салонов и отдельных меценатов. Рассмотрено также влияние преходящих факторов эпохи: реформ «либерального курса», последствий Тильзитского мира, Отечественной войны 1812 года, аракчеевщины, движения декабристов. В работе использовано большое количество исторических и искусствоведческих научных публикаций, мемуарной литературы, прессы 1801-1825 годов, опубликованных и архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

 

Книга написана доступным, увлекательным языком, адресована историкам, культурологам, искусствоведам, литературоведам, а также может представлять интерес для всех, интересующихся отечественной историей и культурой.

 

От автора


Первая треть XIX века считается золотым веком русской поэзии, архитектуры, монументальной скульптуры, портретной миниатюры, временем высшего в XIX веке расцвета русского театра и начала международного признания русской школы живописи. Впервые со времен домонгольской Руси европейцы начали перенимать некоторые элементы русской куль-туры. Большая часть золотого века приходится на годы правления Александра I (1801-1825). В это время на российскую культуру влияли три основных вектора.

 

1. Внутренняя логика развития каждого вида русского искусства, взаимовлияние искусств, эволюция под их воздействием художественных си-стем. Эта тематика нашла отражение в монографии автора: Островский 0. Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга 1801-1825 гг. Эволюция художественных систем.

 

2. Зарубежные художественные влияния — античные, средневеко¬вые, нововременные. Лучше всего исследовано взаимовлияние русской и европейских литератур, слабее — взаимовлияние других искусств. Не получила достаточного научного освещения проблема влияния на рус-скую художественную культуру 1801-1825 годов искусства Древнего Египта, античной Греции, Ренессанса. Отсутствуют глубокие исследования общих тенденций развития русского и европейского театра. Очерки под редакцией Ю. Д. Левина «Восприятие русской культуры на Западе» имеют фрагментарный характер и охватывают два века. Комплексное исследование проблемы, включающее все виды искусств первой четверти XIX века, отсутствует.

 

3. Исторические условия 1801-1825 годов, оказавшие решающее влияние на русскую художественную культуру. К ним относятся:

1) эстетические приоритеты Александра I и членов императорской фамилии;

2) реформы и контрреформы народного образования, особенно гуманитарного, поскольку оно прямо влияло на общеобразовательный и эстетической уровень творцов и реципиентов художественной культуры;

3) деятельность императорских учреждений культуры: Эрмитажа, Публичной библиотеки, Российской Академии, Академии художеств, Комитета строительных и гидравлических работ, Дирекции Императорских театров, Придворной певческой капеллы;

4) политика в области цензуры, книгоиздания, печати;

5) общественный и частный секторы Просвещения и художественной культуры (организации, журналы, салоны, крупнейшие меценаты);

6) преходящие факторы: реформы «либерального курса» и посттильзитская политика; Отечественная война 1812 года и заграничные походы; аракчеевщина и Священный союз; движение декабристов.

Этот третий вектор, его воздействие на жизнь и мироощущение мастеров искусств, на содержание, форму и дух их произведений состав¬ляют внешнюю детерминацию развития художественной культуры. Он и является предметом рассмотрения в данной книге. Материал сгруппирован в рамках узких хронологических периодов (1801-1812,1812-1815, 1815-1825), что позволяет увидеть эволюцию каждой проблемы на трех этапах правления Александра I.

 

 

Орлова, К. В. Жоан Миро : Поезд следует без остановок . – Москва : БуксМАрт, 2019. – 303 с. – (Научно-популярная серия РФФИ

Шифр: ББК 85.103(4Исп)-8 О-66
Местонахождение – к/х; н/аб

 

Аннотация

 

Жоан Миро (1893 – 1983) – один из крупнейших представителей европейского искусства, занимающий особое место среди творческих деятелей ХХ века. Создатель уникального художественного мира, он стал классиком авангарда, истинным воплощением модернизма, но преодолел рамки многих художественных направлений, характеризовавших искусство первой половины минувшего столетия. Первая в искусствоведческой литературе монография, о каталонском художнике на русском языке на основе анализа избранных работ художника, тщательного исследования биографии и его дневниковых записей показывает значение Миро в развтии европейского искусства ХХ века. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу любителей искусства.

 

Введение

 

Перед вами книга о каталонском художнике Жоане Миро – классике европейского авангарда, создателе уникального художественного мира, одном из крупнейших представителей европейского искусства.

 

Творчество Миро не исчерпывается поэтикой одного единственного течения – сюрреализма, он участвовал в различных движениях, искал свой собственный стиль, нащупывал возможности выразить личные устремления и индивидуальное мироощущение, поэтому зачастую сложно определить, в каком из направлений он наиболее полно раскрыл свой творческий потенциал.

 

Миро проложил собственную дорогу к выражению беспредметности, сверхреальности и бессознательного, смог выработать индивидуальную манеру, которая в стилистическом плане находится на стыке разных течений модернизма и являет особый авторский мир, полный тайн и символов, характерных только для него.

 

В этой книге на основе анализа избранных работ художника, тщательного исследования биографии и его дневниковых записей, мне хотелось последовательно показать становление художника (от подражания французским мастерам к обретению своей художественной манеры), проследить его ярчайший творческий путь до самых последних дней жизни. Мне было также важно рассмотреть связь художника с историей и культурой Каталонии, значительно повлиявшими на мировоззрение мастера и на его творческую судьбу.

 

Однажды в Париже Миро зашел в антикварную лавку и нашел там табличку с железнодорожного вагона «Поезд следует без остановок». Он принес ее в свою мастерскую и повесил на двери. Эта фраза стала девизом всей жизни мастера, поэтому и книга о нем называется именно так.