Мудрость историка: 200 лет со д. р. С. М. Соловьева

С 17 февраля 2020 года по 28 февраля 2020 года на научном абонементе будет экспонироваться выставка «Мудрость историка», посвященная      200-летию со дня рождения С. М. Соловьева. На ней представлено 20 книг, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

«История есть наука народного самопознания»
С. М. Соловьев

Великие российские историки о Смутном времени. – Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2007. – 736 с. – (Историческая библиотека).

Великие российские историки по-разному оценивали сложнейшее переплетение политических и любовных интриг и событий, происходивших на рубеже XVI–XVII веков. Но все они единодушно утверждали, что в пятнадцатилетней истории Смуты переломным стал 1612 год: в марте в Ярославле было создано Временное правительство, а в октябре отряды народного ополчения под предводительством Д. Пожарского освободили от интервентов Китай-город и Кремль.

Данная книга включает разделы о взглядах на Смуту таких известных отечественных историков, как: Василия Татищева, Николая Карамзина, Василия Ключевского, Дмитрия Иловайского, а также Сергея Соловьева.

Последний из них был крупнейшим историком дореволюционной России. Он, как никакой другой ученый, обогатил отечественную историческую науку, создав фундаментальный 29-томный труд по истории нашей страны. Его перу принадлежат и  несколько капитальных исследований монографического типа, десятки журнальных статей.

Выдающееся значение С. М. Соловьева в дореволюционной исторической науке доказывается и тем, что его научная деятельность не только завершила процесс формирования буржуазной историографии в России, но и ознаменовала в теоретическом отношении вершину буржуазной исторической мысли. Соловьев также оказал сильнейшее влияние на ее последующее развитие до начала XX века и занял центральное место в дореволюционной буржуазной историографии.

Огромная научная заслуга Соловьева в том, что он, исходя из таких идей, привлекая множество нового исторического материала, создал целостную картину исторического развития России с древнейших времен почти до середины прошлого века.

Сильнейшая сторона философско-исторических идей, исходных для Соловьева, – диалектический подход. Соловьев исходил из идеи об органическом, внутренне обусловленном, закономерном, едином и поступательно-прогрессивном ходе исторического развития всех народов.

Единство исторического развития всех народов проявляется, по Соловьеву, в том, что все народы идут поступательно-прогрессивным путем, во-первых, к одной цели, во-вторых, через одни и те же этапы и, в-третьих, под воздействием одних и тех же основных факторов. Высшей целью исторического развития Соловьев считал стремление к воплощению в жизнь идеалов христианства, идеалов справедливости и добра.

По мнению Соловьева, «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

Книга будет интересна как специалистам-историкам в вопросах изучения периода Смутного времени, так и всем любителям истории.

 

Чернобаев, А. А. (Д-р ист. наук). Историк и мир истории / под ред. С. Ю. Наумова ; ПАГС. – Саратов : Изд-во ПАГС, 2004. – 252 с.

Конец XX и начало XXI века ознаменовались в российской исторической науке заметным ростом интереса к биографическому жанру. В частности, появилось много статей, сборников, монографий о жизни и деятельности мастеров исторического исследования.

Из дореволюционных историков лишь несколько наиболее выдающихся – прежде всего В. Н. Татищев, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский – попали в «обойму». Их сочинения издавались, хотя биографии освещались крайне скупо.

Когда запреты и ограничения на многие фамилии были сняты и биографические материалы о дореволюционных, эмигрантских и репрессированных советских авторах стали появляться, возникла естественная не просто потребность, а настоятельная необходимость определить новые подходы к историографии и, соответственно, к биографиям историков.

Главное заключается в том, что большинство крупных историков были людьми мудрыми. В их сочинениях и фактах биографии щедро рассыпаны жемчужины глубоких мыслей о российской истории, судьбах России, особенностях ее развития. По масштабу своего государственного мышления корифеи исторической науки куда крупнее, дальновиднее большинства политических деятелей, находящихся у руководства державой. Они твердо и смело защищали свои взгляды, не заботясь о столь переменчивой политической конъюнктуре, были подлинными патриотами государства, в котором жили и трудились.

Давно замечено, что каждое историческое произведение отражает в себе известное мировоззрение и известную эпоху. Не является исключением и настоящая книга. Статьи, вошедшие в нее, были написаны в основном в 1990-е годы.

Первый раздел книги содержит материалы о выдающихся российских историках. Среди них – «отец русской историографии» В. Н. Татищев, корифеи отечественной исторической науки С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, ученые, представлявшие различные периоды и направления в изучении прошлого России, – С. Ф. Платонов, А. С. Лаппо-Данилевский,     М. Н. Покровский, А. А. Зимин. Творчество каждого из них стало крупной вехой в развитии отечественной исторической мысли. Свою задачу автор видел в том, чтобы познакомить читателей с жизнью этих замечательных исследователей, рассказать, как создавались их труды, что нового внесли они в науку, какие проблемы им приходилось решать, как были встречены их сочинения современниками и оценены потомками.

Во втором разделе книги – статьи о великом английском мыслителе XVII века Томасе Гоббсе. В третий раздел книги включены статьи по проблемам историографии, источниковедения и археографии.

Данное издание подойдёт широкому кругу читателей, интересующихся развитием отечественной и мировой исторической мысли.

 

Иллерицкий, В. Е. Сергей Михайлович Соловьев / отв. ред. А. А. Преображенский. – Москва : Наука, 1980. – 192 с. – (Научные биографии).

Книга посвящена научной и преподавательской деятельности выдающегося русского историка Сергея Михайловича Соловьева. В ней рассказывается о формировании мировоззрения ученого и характеризуется его историческая концепция, отразившая этап высшего подъема буржуазной историографии в России. Автор показывает роль С. М. Соловьева в развитии русской и мировой исторической науки второй половины XIX-начала XX века.

О Соловьеве немало писали при его жизни. Представители различных течений исторической мысли со своих позиций оценивали его научное творчество. Особенно оживленную полемику вызвал главный труд Соловьева  «История России с древнейших времен». Эта полемика продолжалась и после смерти историка.

Начало научной деятельности Соловьева и тем более начало издания им «История России с древнейших времен» были встречены противоречивыми оценками. М. П. Погодин, Н. Г. Устрялов – представители официально-монархической историографии – встретили труд молодого историка враждебно, полагая, что создание нового обобщающего труда по истории России несвоевременно, непосильно для Соловьева и является дерзким и самонадеянным покушением на авторитет Н. М. Карамзина.

На защиту молодого историка выступили лишь «западники» – К. Д. Кавелин и Т. Н. Грановский, которые после ознакомления с диссертациями Соловьева – магистерской и докторской – увидели в их авторе своего единомышленника.

С течением времени оценки крупнейшего труда Соловьева менялись. Становилось очевидным, что его труд во многом превосходит «Историю государства Российского» Карамзина своей концепцией, выявлением существенных закономерностей истории России, обилием вновь извлеченных из архивных документов фактов, в невиданной ранее мере обогативших русскую историческую науку. Соловьев убеждал своих современников в том, что он вполне успешно справляется с задачей создания нового обобщающего труда по истории России.

С этим приходилось считаться историкам всех направлений, уже начиная с 60-х годов. Особенно характерна в этом отношении эволюция взглядов одного из активных критиков работ Соловьева – К. Н. Бестужева-Рюмина, который в своих рецензиях от неумеренно резких оценок первых томов

«Истории России…» вынужден был перейти к признанию выдающегося значения главного труда Соловьева.Соответственно менялось и представление о значении творчества Соловьева для развития исторической науки в России. Уже в последние десятилетия жизни историка и особенно после его смерти в работах, приуроченных к различным юбилейным датам, высказывались суждения и оценки, которые свидетельствовали о признании выдающихся достижений ученого.

Данная книга заинтересует всех, кто захочет подробнее познакомиться с жизнью, взглядами и трудами этого выдающегося человека.

 

Цимбаев, Н. И. Сергей Соловьев. – Москва : Молодая гвардия, 1990. – 366 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) – крупнейший русский историк, профессор, ректор Московского университета. Влияние его научных идей на отечественную историческую и общественную мысль было долгим и плодотворным. Подвигом ученого, его вкладом в русское национальное самосознание стал почти тридцатилетний труд над созданием 29-томной «Истории России с древнейших времен». Научная и общественная деятельность Соловьева, его отношения со многими выдающимися государственными, политическими деятелями, учеными, писателями, позволили автору, доктору исторических наук Н.И. Цимбаеву, создать биографию великого труженика России на фоне важнейших общественно-политических событий середины XIX века.

Свыше 300 различных произведений С. М. Соловьева появилось в печати дореволюционной России. Два издания выдержало однотомное Собрание сочинений ученого. Четырнадцать изданий имела его «Учебная книга русской истории». Разошлись пять изданий его «Общедоступных чтений о русской истории», шесть изданий популярно переложенной им на современный язык «Русской летописи для первоначального чтения».

Человек – труженик науки – выражал твердое понимание своего долга перед Родиной в четком завете: «Великая Русская земля требует и работы великой».

Жизнь и дела Соловьева были тесно связаны с Московским университетом; связи эти имели многообразные проявления до нашего времени. Книжное собрание ученого спустя год после его смерти поступило в библиотеку университета. Собранными Соловьевым книгами пользуются, изучают сделанные им на их полях заметки, описывают состав его библиотеки.

В конце прошлого и начале нашего века о Соловьеве говорили и писали главным образом в кругах Московского университета и в «Русских ведомостях», за которыми в общественном сознании как бы закрепилось амплуа «профессорской газеты».

Величие русского народа в том, что при самых неблагоприятных условиях он оставался народом христианским и благодаря петровским преобразованиям стал достойным членом европейской христианской цивилизации. «Чтения о Петре» историк завершил добрым пожеланием: «Да проходит же народ наш школу жизни, как Петр Великий проходил свою многотрудную школу, и народ наш долголетен будет на земле».

Начиная с 40-х, особенно с конца 50-х и 60-х годов научное наследие Сергея Михайловича Соловьева издается и переиздается, читается и изучается, получило широкое признание наших современников как важная составная часть русской культуры.Книга будет интересна всем любителям литературы об истории и историках.

 

Соловьев, С. М. Об истории Древней России / С. М. Соловьев ; [сост., авт. предисл. и примеч. А. И. Самсонов]. – Москва : Просвещение, 1993. – 544 с. : ил.

В книгу включены извлечения из XIV-XXIX томов фундаментального труда выдающегося русского ученого С.М.Соловьева “История России с древнейших времен”.

Хронологические рамки книги – от расселения славян по Восточно-Европейской равнине до конца царствования Алексея Михайловича (1676 г.). С. М. Соловьев назвал это время периодом Древней России.

В отрывках сохранены наиболее ценные наблюдения, мысли, обобщения, описания важнейших событий. Их отбор сохраняет целостность научной концепции С.М.Соловьева и довольно полно отражает его взгляд на русскую историю.

Цель издания – ознакомить читателя с научным и педагогическим наследием ученого, оказать помощь учителям истории.

В «Истории России» С. М. Соловьев со своим читателем говорит языком освещаемой им эпохи, так как в свое повествование искусно вплетает источники. Его труд – уникальный свод исторических документов XI-XVIII веков. Он исключительно много работал в архивах Министерства юстиции и Министерства иностранных дел. Широкое использование источников – свидетельство его исключительной научной честности и добросовестности. Он как бы приглашает к дискуссии: каждый имеет право согласиться или не согласиться с его позицией.

С. М. Соловьев не ограничивался описанием хода событий. В его «Истории России» даны отдельными главами систематизированные научные обзоры о внутреннем состоянии русского общества в различные периоды его существования. Они наиболее полно использованы при составлении данной книги.

Сергей Михайлович Соловьев принадлежал к научному направлению, которое вошло в историографию под названием государственной школы. По мнению Соловьева, «государство есть необходимая форма для народа, который немыслим без государства».  Он, таким образом, видит в нем социальную организацию, выражающую интересы всего народа, а не отдельной личности.

В своих научных изысканиях С. М. Соловьев исходил из идеи об органическом развитии народов, которые «живут, развиваются по известным законам, проходят известные возрасты, как отдельные лица, как все живое».

Сквозной темой в «Истории России с древнейших времен» является состояние нравственности. Падением ее объясняет Соловьев причину Смуты в начале XVII века.

С. М. Соловьев был диалектиком, ибо рассматривал историю как органический, закономерный, прогрессивно-постепенный процесс. В основе его, по мнению Соловьева, лежит борьба противоположностей: родового и государственного начал, «леса» и «степи», европейской и азиатской цивилизаций. Большое значение отводил ученый противоречию между высокими идеалами христианства и ограниченными возможностями народов в их постижении. Будучи диалектиком, С. М. Соловьев не признавал революционных скачкообразных перемен. Он считал, что прогресс возможен в рамках естественной эволюции общественных отношений.

Таковы взгляды С. М. Соловьева на русскую историю, изложенные в первых 13 томах его «Истории России с древнейших времен», материал которых использован при составлении данной книги.

Данное издание сможет заинтересовать учителей и преподавателей истории и широкого круга читателей, интересующихся историей России.

 

Смирнов, М. Последний Соловьев : [жизнеописание Сергея Михайловича Соловьева] / М. Соловьев. – Москва : Прогресс-Традиция, 2014. – 303 с. : ил., портр. – (Издательская программа правительства Москвы). – Библиогр.: с. 273-282. – Имен. указ.: с. 283-303.

Это первое подробное жизнеописание Сергея Михайловича Соловьева – близкого друга Андрея Белого и Александра Блока, племянника философа Владимира Соловьева, поэта, входившего в кружок московских символистов “Аргонавты”.

Сергей Соловьев оставил яркий след в истории русской культуры начала ХХ века. Он стал католическим священником восточного обряда и в конце 1920-х годов возглавил московскую общину русских католиков. В 1931 году он был арестован и спустя 11 лет завершил свой жизненный путь в казанской психиатрической больнице.
Религиозные искания “последнего Соловьева”, его духовный труд и гибель предстают в книге как ценнейший документ истории России ХХ века. Помимо жизнеописания Сергея Соловьева, в книге помещена написанная им биография философа Владимира Соловьева, никогда прежде не переиздававшаяся с момента публикации в 1915 году, а также избранные стихотворения Сергея Соловьева, многие из которых публикуются впервые по архивным источникам.

В своей рецензии на книгу академик Александр Лавров дает такую оценку монографии: “Работа Марка Смирнова – первый опыт биографии Сергея Михайловича Соловьева, и в этом отношении она представляет безусловный интерес. Особую ценность книге придает широчайшее использование неопубликованных материалов – воспоминаний и других творческих текстов С. М. Соловьева, его переписки – в значительной части хранящейся в личных собраниях, то есть недоступной исследователю, воспоминаний о Соловьеве, сосредоточенных в архиве автора. Большая подборка ценнейших и впервые вводимых в оборот материалов определенно обеспечит книге дополнительный читательский интерес (который и так ей обеспечен – отчасти благодаря удачно использованному “научно-популярному стилю”)”.

Книга богато иллюстрирована фотографиями из альбома семьи Соловьевых, что позволяет читателю мысленно перенестись в атмосферу рубежа столетий. Также многие фотографии и рисунки представляют существенное дополнение к его биографии и являются бесценными документами минувшей эпохи и истории русского католичества.

Причиной решения написать биографию Сергея Соловьева для него стало стремление пролить больший свет на жизнь последнего русского католического священника восточного обряда в Москве. Хотелось, чтобы эта биография дополнила портрет человека, которого наши современники знают очень мало – преимущественно как поэта-символиста, троюродного брата Александра Блока и друга Андрея Белого. Жизнь С. М. Соловьева, начиная с 1913 года – после окончания университета и принятия священного сана – почти неизвестна. Что же касается присоединения к Католической церкви и деятельности в качестве священника общины русских католиков восточного обряда в Москве, то эта сторона его жизни до сих пор вообще не была исследована, отчего и оказалось возможным, в частности, появление в литературоведческих кругах мифа о том, что Сергей Соловьев был католическим епископом.

Долгое время оставались в забвении и последние годы творчества Соловьева: его работа как поэта-переводчика. Автору представлялось необходимым коснуться также и обстоятельств его смерти, полных драматизма тех лет. Между тем последний из рода Соловьевых ценен для русской культуры не только принадлежностью к известной семье, но и своим поэтическим и богословским наследием, своим осмыслением путей к единству Восточной и Западной церквей, православия и католичества.

Замыслом написания книги о Сергее Соловьеве Марк Смирнов поделился со своим другом, священником Александром Менем, который не только поддержал идею работы над книгой, но и оказал неоценимую помощь в поисках важных документов и людей, знавших Соловьева или готовых содействовать розыску его рукописей в государственных архивах.

Материалы для этого труда Марк Смирнов начал собирать еще в 1970-е годы, когда были живы люди, знавшие Сергея Соловьева. Среди тех, с кем автору удалось побеседовать, – Сергей Шервинский, Алексей Лосев, Софья Гиацинтова, Надежда Павлович, Анастасия Цветаева, Константин Поливанов, Надежда Мандельштам. Работа над рукописью, по словам Смирнова, проходила в почти конспиративных условиях, поскольку биография репрессированного поэта и священника, возглавлявшего общину русских католиков в Москве, разгромленную в 30-е годы, по понятным причинам не могла стать темой книги, изданной в СССР.

В 1979 году Смирнову удалось найти дочерей Сергея Соловьева – Наталью Сергеевну и Ольгу Сергеевну – хранительниц живой памяти о своем отце. Благодаря их участию в его руки попали документы и фотоальбом семьи Соловьевых, рукопись воспоминаний и стихи Сергея Соловьева; большая часть этих материалов ранее не издавалась. Подвиг веры, совершенный “последним Соловьевым”, теперь не останется неизвестным, не пропадет втуне, подчеркнул Марк Смирнов.

И закончить обзор хочется очень точными словами ещё одного известного историка В. О. Ключевского: «В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли. В истории нашей науки и литературы немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева».

 

Приглашаем всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).