“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…”: 225 лет со д. р. А. С. Грибоедова

225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829).

«Всё в нём было необыкновенно привлекательно» – так охарактеризовал своего тезку наш великий поэт А. С. Пушкин, считая его одним из самых умных людей России.

Русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, автор знаменитого и имевшего небывалый успех литературного произведения «Горе от ума». И в современном мире это произведение остается бессмертным. Несмотря на свою недолгую жизнь, Грибоедов оставил заметный след в русской истории и литературе.

Нет в русской литературе другого писателя, биография которого сохраняла бы  до сих пор темные пятна. Так, в научном обиходе сосуществуют четыре даты его рождения. Это 1795 год – традиционная и легендарная, 1794 год и альтернативные – 1790 и 1791 годы.

В пользу 1790 или 1791 гг. ученые приводят документ о продаже Грибоедовым в 1809 г. имения бабки, сельца Сушнево. Продавать недвижимое имущество могли лица совершеннолетние, т. е. достигшие 18 лет. Сегодня ученые предполагают, что Грибоедов был незаконнорожденным ребенком.

По традиционной версии Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье 15 января 1795 г. С детства мальчик был необычайно развит. Он выделялся своим европейским образованием. В совершенстве объяснялся на английском, французском, немецком и итальянском. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий языки.

В 1803 г. Александра отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение  Московского университета. В возрасте 13 лет (!) окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета. В годы учёбы Александр Сергеевич пишет первые стихотворения и создает пародии. В 1810 г. Грибоедов получил степень кандидата прав и остался в университете для изучения математики и естественных наук.

Когда началась война 1812 г. он вступил добровольцем в Московский гусарский полк графа Петра Ивановича Салтыкова. Был зачислен корнетом. Но на театр военных действий его полк попасть не успел, получил распоряжение следовать в Казань для укомплектования. По дороге Грибоедов отстал от товарищей во Владимире, где находилась его семья; считается по болезни. Позже, он служил при начальнике кавалерийских резервов А. С. Кологривове. Параллельно со службой Александр Сергеевич занимается и литературным творчеством. Пишет драмы: «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения (очерки, дневники и письма): «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедию «Молодые супруги».

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, которая удачи ему не принесла.

В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien». А летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря, потом переводчика Коллегии иностранных дел. В этот период происходит знакомство его с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером.

На сцене пользуются успехом его комедии «Молодые супруги», «Своя семья, или Замужняя невеста» и его перевод французской комедии «Притворная неверность».

В 1817 г. Грибоедов определяется на службу в Коллегию иностранных дел.В 1818 г., отказавшись от места чиновника русской миссии в США, он получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии. С февраля 1822 г. Грибоедов — секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе.

А. С. Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.  Написанные им немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано, они считаются первыми русскими вальсами, дошедшими до наших дней.

Как литератора, Грибоедова знают по самому известному его произведению –  комедии в стихах «Горе от ума» (первоначальные варианты названий были «Горе уму» и «Горе и нет ума»). Это одна из вершин русской драматургии и поэзии. Она была задумана в Петербурге около 1816 г. и закончена в Тифлисе в 1824 г. (окончательная редакция – 1828 год, авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина).

Сам автор по поводу комедии писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. В превосходном стихотворении многое должно угадывать; не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком…».

 

Сочетая элементы классицизма  и новых для начала XIX  века  романтизма и реализма, это произведение  описывает светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1808—1824 годов. Эта рифмованная пьеса является сатирой на аристократическое  московское общество. Официальная Россия встретила «Горе от ума» запретом. В 1825 г. с большими цензурными сокращениями были напечатаны только отрывки этого произведения. Комедия имела ошеломляющий успех — около 40 тысяч экземпляров, переписанных от руки. Первые читатели открывали в ней самое главное в тогдашней жизни: перед ними бушевала та борьба, в которой они сами принимали участие. Но впервые произведение было опубликовано в сокращенном виде только после смерти автора, в 1833 г., а полностью вышло в свет лишь в 1862 г.

 

Каждое отдельное время приступало к комедии со своим комментарием и своей собственной оценкой. Все споры шли вокруг Чацкого. В передовых кругах русского общества еще ни один литературный герой не был так популярен. Так, русский писатель и литературный критик В. Г. Белинский обрушился на Чацкого за славянофильство, за отречение от Европы, он критиковал и осуждал Грибоедова. Но позднее, мы видим его весьма характерный отзыв на комедию: «…она, как произведение сильного таланта, глубокого и самостоятельного ума, была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подражательного, нет ложных мотивов… все проникнуто глубокою истиною русской действительности».  «Педагогический Еженедельник» спустя 100 лет после выхода комедии, писал, что «Горе от ума как воспитательное сочинение, не только никуда не годится, но прямо вредно». Однако, уже тогда другие писатели высказывались о Чацком, что он «поклонник идеала свободной жизни, сломленной количеством старой силы, но нанесший ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей… Чацкий неизбежен при смене одного века другим». Другой русский критик И. А. Гончаров сблизил Чацкого с Онегиным и Печориным и показал превосходство Чацкого над ними. Книгоиздатель и просветитель И. Д. Суворин называл Грибоедова первым русским реалистом, предупредившим Пушкина и Толстого… В Чацком, не без основания, почти сразу все угадывали самого Грибоедова. Аристократизм и невольная гордость драматурга и дипломата сказываются в его сжатых, колких приговорах, в которых он остается элегантно-высокомерным и пленительно-остроумным.

 

Популярность «Горе от ума» такова, что это произведение до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником для многочисленных крылатых фраз, которые по количеству афоризмов и поговорок, являются чемпионом не только русской, но и мировой литературы.

 

По словам Пушкина, Грибоедов имел «способности государственные, оставшиеся без употребления», был человеком «холодной, блестящей храбрости».

На дипломатическом поприще Грибоедов имел большой успех и уважение. В силу одних своих служебных обязанностей он имел возможность изучить на деле положение кавказского народа, изучал его историю. Он с редкою любознательностью обозревал храмы и монастыри, водопровод и цветники, посещал типографии, рассматривал исторические места и памятники, которые ему приходилось видеть в Закавказье и Персии. Всегда первый был готов оказать поддержку и покровительство людям, которые, по его мнению, этого заслужили и отстаивали свои права. Сама его трагическая смерть была, в значительной степени, вызвана его заступничеством.

 

В 1828 г. двухлетняя война с Персией закончилась русской победой. В селении Туркманчай генерал Паскевич и наследник персидского шаха, правитель Азербайджана Аббас-Мирза подписали мирный договор. Составителем договора был Александр Сергеевич Грибоедов. Этот документ – пик государственной карьеры тридцатилетнего дипломата Грибоедова и одна из самых блестящих дипломатических побед России. Договор принес Персии много неприятного: вместо того, чтобы завоевать Кавказ, она потеряла часть Армении (Эриванское и Нахичеванское ханства). Не претендовал больше Тегеран и на Грузию, и на Северный Азербайджан. К Российской империи отошла и часть каспийского побережья. Еще Персия должна была выплатить контрибуцию – 20 миллионов рублей серебром – и отпустить всех плененных. Забота об исполнении этих двух условий и стала особым попечением Александра Сергеевича. Смелое заступничество за всех этих пленных людей было одной из причин народного возмущения 30 января 1829 г. во время которого религиозные фанатики разгромили русское посольство в Тегеране.

Грибоедов всегда ставил на первое место не свое личное счастье, а служение своему долгу и родине.

В начале декабря 1829 г., оставив свою беременную жену Нину, с которой он недавно обвенчался, Александр отправляется в Тегеран: «Еще вам доказательство, что у меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю. Я два месяца как женат, люблю жену без памяти, а между тем бросаю ее здесь одну, чтобы поспешить к шаху за деньгами в Тегеран…» – пишет он.

Верноподданный русского царя, сын своего Отечества, сам того не зная, Александр Грибоедов спешит навстречу смерти. Опасность не могла остановить его. Холодная и блестящая храбрость была неотъемлемым качеством его натуры. Он остро чувствовал смертельную опасность, но не собирался сворачивать с пути. В декабре 1828 г., незадолго до своей гибели, в одном из писем Александр Сергеевич напишет: «Неужели я для того рожден, чтобы всегда заслуживать справедливые упреки за холодность (и мнимую притом), за невнимание, эгоизм от тех, за которых бы охотно жизнь отдал… Наблюдаю, чтобы отсюда не произошла какая-нибудь предательская мерзость…». «30 января едва забрезжилось, как вдруг послышался глухой рев; постепенно слышались традиционные возгласы: “Эа Али, салават!”, исходящие из уст тысячной толпы. Несколько служащих бегом пришли известить о том, что многочисленная толпа, вооруженная камнями, кинжалами и палками, приближается к посольскому дому, предшествуемая муллами и сеидами. Возглас “смерть кяфирам” был слышен очень хорошо», – вспоминал курьер русской миссии.

Толпа вломилась в посольство, круша ворота и двери, втекла на крыши, «лютыми криками изъявляла радость и торжество свое». Из тех, кто мог видеть смерть Александра Грибоедова, не выжил никто. Защищая русскую миссию, пал весь казачий конвой – 37 человек. Растерзанных, зарубленных, раздавленных толпой, их побросали в ров – руки, ноги, обезглавленные тела. Когда беспорядки в Тегеране, наконец, утихли, власть, словно очнувшись, взялась действовать. Обезображенное тело Александра Сергеевича – его опознали по отстреленному когда-то на дуэли мизинцу, вернули.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда  Кремля. Это один из всемирно известных исторических драгоценных камней, второй по ценности в России после бриллианта «Орлов».

Узнав о разгроме русской миссии толпой фанатиков и убийстве мужа,  у  молодой женщины случились преждевременные роды, ребёнок  прожил всего один день.

Когда тело Грибоедова прибыло в Тифлис, вдова, выполняя волю покойного, распорядилась предать его земле на горе Мтацминда  в гроте при церкви Святого Давида. По её распоряжению над могилой Грибоедова был установлен надгробный памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».

 

Всю оставшуюся жизнь Нина Чавчавадзе-Грибоедова, отвергая все ухаживания, продолжала носить траур по мужу и оплакивать его смерть. Её верность трагически погибшему мужу стала легендарной ещё при её жизни; имя Нины Чавчавадзе было окружено почётом и уважением тифлисцев, ее называли Чёрной розой Тифлиса.

В 1879 году поэт Яков Полонский посвятил её памяти стихотворение:

…Там, в тёмном гроте — мавзолей,
И — скромный дар вдовы —
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Ту надпись и чтоб вам она
Напомнила сама —
Два горя: горе от любви
И горе от ума…

Список источников:

1. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников / вступ. статья, сост. и подготовка текста С. А. Фомичева. –  Москва : Худож. лит., 1980. –  448 с.

2. Анастасия Рахлина Александр Грибоедов. Жизнь, подвиг, смерть.  – URL: pravoslavie.ru›99593.html (дата обращения: 26.11.2019). – Текст : электронный.

3. Андреевский, С. А. Литературные очерки / Сергей Аркадьевич Андреевский. – 3-е доп. изд. “Лит. чтений”. – Санкт-Петербург : тип. А. Е. Колпинского, 1902. –  498 с.

4. Веселовский, Ю. Литературные очерки. Т. 1/ Юрий Веселовский. –  2-е изд. –  Москва : тип. “Печатное дело”, 1910. –  545, 428 с.

5. Вестник Европы : журнал истории, политики, литературы. Т. 1, кн. 2 : Тридцатый год / ред.-изд. М. М. Стасюлевич. –  Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1895. – С. 912-914.

6. Грибоедов, А. С. – URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 26.11.2019). – Текст : электронный.

7. Тархова, Н. К проблеме изучения биографии Грибоедова сегодня / Надежда Тархова // Вопросы литературы. Июль-август 2013. – Москва, 2013. – С. 130-150.

8. Фотографии из Интернет-ресурсов.