“Биография в истории культуры” сост. Е. В. Иванова

Аннотация:

Коллективный труд “Биография в истории культуры” посвящен проблемам происхождения и эволюции жанра биографии, а также исторически обусловленной и меняющейся функции этого жанра в русской и зарубежной литературе нового времени. Подробный обзор теоретических подходов к изучению жанра биографии содержится во вступительной статье Е. Ивановой, где рассматриваются работы В. Дильтея, Г. Зиммеля, С.С. Аверинцева и Ю.М. Лотмана, посвященные теоретическим аспектам жанра. Том состоит из трех разделов. В первый раздел, «Жанр биографии в зарубежной литературе», вошли статьи И. Шайтанова о проблемах биографии Шекспира, Е.П. Зыковой о биографии Сэмюэля Джонсона, О. А. Овчаренко о биографии Камоэнса, Ж.М. Ивановой де Мендоса о роли, которую жанр биографии играет в литературе Латинской Америки.

Второй раздел посвящен проблемам становления биографического жанра в русской литературе. В статье Л.И. Сазоновой рассматривается историко-культурный контекст создания биографии Симеона Полоцкого, в статье С. Г. Бочарова «Что такое биография поэта» ставится более общий вопрос — соотношения биографии и творчества поэта и их отражения в биографии как жанре. В статье В. И. Щербакова демонстрируются биографические источники статьи Д. И. Писарева «Наша университетская наука», в статье А. Ю. Сорочана предметом изучения стал опыт конструирования биографии для детского чтения, в статье Т.А. Касаткиной ставится вопрос, следует ли считать поэтическое переживание фактом биографии.

Третий раздел, «Биография и ее источники», посвящен документальным материалам, на основе которых создаются биографии поэтов: В. Маяковского (статья В.Н. Дядичева), И. Северянина (статья В.Н. Терехиной и Н.И. Шубниковой-Гусевой), а также следственным делам декабристов и наших современников, ставших жертвами террора сталинской эпохи, как биографическому источнику. Здесь же — статья М.В. Скороходова, содержащая обзор научных трудов в жанре летописи жизни и творчества писателей и ученых и их использования для создания научных биографий.

 

Биография в истории культуры : [сборник статей] / [сост., отв. ред. Е. В. Иванова] ; Ин-т мировой лит-ры им. А. М. Горького РАН. – Москва : [Рутения], 2018. – 503, [1] с.

Шифр: ББК   83.014 Б 63
Местонахождение: -к/х

 

Отрывок из статьи

И.О. Шайтанов “Уильям Шекспир: Обстоятельства и проблемы творческой биографии”

Факты, легенды, слухи

Проблемы шекспировской биографии начинаются с даты его рождения и заканчиваются на дате смерти: ни та, ни другая неизвестны с абсолютной точностью.

Некоторые жизненные события устанавливаются по аналогии с принятым обычаем: так же невозможно представить, что сын олдермена не посещал грамматическую школу, как невозможно представить, что он не присутствовал на церковной службе; уклонение отца от появления в церкви в отдельные периоды фиксировалось и каралось суровым штрафом. Однако списки учеников Стрэтфортской школы за соответствующие годы не сохранились, и документальное подтверждение тому, что Уильям учился в школе, отсутствуют…

Первое документальное свидетельство, позволяющее связать Шекспира с Лондоном, относится к началу 1589 года: в суде Вестминстера слушается жалоба, податчики которой Джон и Мэри Шекспир, а также их сын Уильям. Естественно, что кто-то из подавших жалобу должен был находиться в Лондоне, и, скорее всего, именно с этой целью был включен Уильям…

То о чем молчат документы, очень рано начали восполнять устным преданием. Оно восходит к людям, знавшим Шекспира лично, или к тем, кто получил информацию от таковых. Честь считаться «первым биографом» принадлежит собирателям сведений о своих современниках Томасу Фуллеру и Джону Обри, чьи записи были сделаны соответственно в 1650-х гг. или около 1681 г. Степень их достоверности зависит от источника информации.

Одни легенды о Шекспире кажутся более, другие менее достоверными, но документального подтверждения ни те, ни другие не имеют.

Проблема авторства

В основе проблемы шекспировского авторства лежит не биографическая загадка, а реальные условия работы драматурга-елизаветинца, которого в первую очередь воспринимали не как создателя произведений высокой поэзии, а как поставщика литературного материала, пригодного для сцены. Известно, что основатель Бодлианской библиотеки в Оксфорде сэр Томас Бодли добился поступления обязательного экземпляра выходящих книг, кроме пьес – их он не считал достойными стоять на полках его хранилища. Именно в этом смыслепроблема является особенноострой…