Серия “Гражданская война в России”

Уважаемые читатели! Библиотека ВолГУ получила в подарок несколько книг серии “Гражданская война в России“. Книги этой серии представляют собой разноплановые характеристики указанного исторического отрезка – от историографии периода в целом и анализа роли офицерства в создании противоборствующих армий Гражданской войны 1917-1922 гг. до литературоведческого взгляда в книге «Всеволод Иванов. «Бронепоезд 14-69»: контексты эпохи». Серия будет интересна для широкого круга читателей, интересующихся историей России, историей русской литературы, визуальной социологией. Следите за виртуальными обзорами книг этой серии!

Гражданская война в образах визуальной пропаганды : словарь-справочник / [Е. С. Богомягкова [и др.]] ; отв. ред. Е. А. Орех ; СПбГУ. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2018. – 176 с., [32] с. цв. ил. : ил. – (Гражданская война в России). – Библиогр.: с. 166-174. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-98620-332-4. – Текст : непосредственный.

Шифр ББК: 63.3(2)612я2 Г 75
Местонахождение в библиотеке: Б30645-к/х

Объект исследования авторов-социологов словаря-справочника – визуальная пропаганда периода Гражданской войны (июнь 1917 – конец 1922 гг.). В качестве исследовательской базы для анализа взяты наиболее значимые карикатуры, плакаты, открытки, листовки, агитационный фарфор и пр. Изобразительный материал систематизирован с точки зрения «красной» и «белой» пропаганды. При этом основные группы представителей того времени (красноармеец, крестьянин, матрос и др.) определены как центральные персонажи словарный статей. Посвященные им восемнадцать словарных статей анализируют иконографию образов противоборствующей пропаганды, сравнивают специфические идеологические акценты, отмечают способы визуального создания образов «своих» и «чужих».

«Наше исследование работает не только на поддержание исторической памяти о Гражданской войне в России, но и предлагает социокультурный анализ истоков и способов воплощения популярных пропагандистских образов. Социология рассматривает визуальные репрезентации как одно из средств целенаправленного конструирования и мобилизации социальной группы. Гражданские установки в ситуации первых лет становления советского государства являлись мишенью воздействия различных политических сил. Противоборствующие стороны использовали разные идеи и темы для поддержания групповой идентичности, при этом содержательные акценты визуальных образов изменялись во времени в связи с динамикой социально-политической ситуации. Образ является конструктом, и это означает, что его можно попытаться деконструировать, «расшифровать» стоящую за ним идею. Чтобы избежать предельного субъективизма оценок и интерпретаций, можно работать не с единичным и уникальным в образе, а с определением в нём типичного, наиболее часто встречающегося – то есть стремиться выявить элементы визуального стереотипа и клише» [Орех Е. А. Из «Введения»].

«Авторы демонстрируют, что иконографический анализ способен существенно дополнить знания, полученные из письменных источников. Цитирование авторами газет и журналов, дневников и воспоминаний современников позволяет реконструировать пространство пропаганды как сложную знаково-смысловую систему, элементы которой периодически комбинируются с целью создания новых образов. Так, например, отмечается, что образ кулака стал синтезом черт буржуя и крестьянина. При этом образы не комбинировались механически: для создания негативного образа дезертира из него исключались позитивные признаки красноармейца, например, буденовка, ассоциировавшаяся с бойцом-героем. Значима также попытка авторов в некоторых случаях рассмотреть результативность тех или иных пропагандистских приемов. В рамках семиотического подхода, провозглашенного авторами во введении, важно показать не только формальную структуру знаковой системы, иконографию изображений, но и перейти на уровень прагматики – рассмотреть особенности восприятия системы реципиентом. Так, в статье «Маркс» обращается внимание на неоднозначные реакции низших слоев населения на бюсты К. Маркса, иногда принимавшиеся за изображения святого» [Аксенов В. Б. «Еще один шаг в сторону визуального поворота»: рецензия в журнале «Историческая экспертиза»].

Все имеющиеся в книге черно-белые иллюстрации и цветные вклейки снабжены необходимыми атрибутами.

 

Всеволод Иванов. “Бронепоезд 14-69″: контексты эпохи / [отв. ред. Н. В. Корниенко ; сост. Е. А. Папкова] ; Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького РАН. – Москва : ИМЛИ РАН, 2018. – 734 с. : ил., портр., факс. – (Гражданская война в России). – Указ. имен: с. 721-732. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-9208-0573-7. – Текст : непосредственный.

Шифр ББК: 83.3(2=Рус)6 И 20
Местонахождение в библиотеке: Б30635-к/х

«На протяжении практически всего XX века «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова шел «под революционным флагом», а искаженные цензурой, редакторской, режиссерской правкой тексты его представляли Гражданскую войну в Сибири односторонне, только с точки зрения победившей, «красной», стороны. Столь же односторонне виделся ранний сибирский период жизни его автора – писателя Всеволода Иванова: «участие в коммунистических заговорах» (автобиография 1922 г.), служба в Красной армии (так представлял его В. И. Ленину в 1922 г. А. К. Воронский), партизанщина.

Настоящее издание, в котором печатаются первые редакции повести, пьесы и литературного сценария знаменитого «Бронепоезда» и сделана попытка воссоздать подлинную сибирскую биографию Иванова, расскажет о нем по-другому.

… На протяжении ряда лет Иванов не просто являлся свидетелем и участником Гражданской войны, но видел «правду» и заблуждения разных противостоящих друг другу сил и постарался передать их в «Бронепоезде 14-69». Это делает его уникальным произведением литературы XX в., где противоборствующие силы художественно представлены практически с равной степенью глубины и полноты» [От редакции].

В издании представлены классическое произведение русской литературы о Гражданской войне «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова, выполненное в жанрах повести (1921), пьесы (1927) и литературного сценария (1963), которые печатались в основном в искаженном цензурной правкой виде, а также неизвестные ранее военные очерки и политические статьи Иванова 1919 года. Публикуемые тексты сопровождены реальным комментарием и аналитическими статьями, в которых на основе новых исторических документов, сибирской периодики, поэзии Белого Омска, воспоминаний, писем и других материалов рассказывается о Гражданской войне в крупнейшем регионе России – Сибири. Большая часть материалов печатается впервые. Издание снабжено редкими фотографиями.