Женское образование в России

В историографии женского образования в России не так много работ, в которых комплексно рассматривался бы процесс становления и развития средней женской школы. В библиотеке ВолГУ имеется одна из таких работ. Это книга Эдуарда Дмитриевича Днепрова и Раисы Федоровны Усачевой – Женское образование в России. Представляем читателям обзор, основанный на этой книге и дополненный материалами из публицистики XIX-ХХ веков.

 

Все начинается с семьи… Женщина – основа семьи, воспитательница ребенка, хранительница семейного очага. Воспитание и обучение девочки долгое время проходило в стенах родного дома.

 

До середины XVIII в. женское образование не включалось в сферу государственных интересов. Хотя нужно вспомнить, что первая школа для девочек при монастыре была создана в Киеве еще в XI в. княжной Анной Всеволодовной, сестрой великого князя Владимира Мономаха. Через столетия и Петр I хотел устроить женское училище под покровительством основанного им ордена Св. Екатерины, но не успел этого сделать.

 

В XVIII в. стали постепенно создаваться единичные частные школы и пансионы для иностранцев и состоятельных лиц, где девочек обучали иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию и светским манерам.

 

Первые преобразования в организации женского образования начала предпринимать Екатерина II, основываясь на идеях Просвещения. Издав «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» от 12 марта 1764 г. она заложила основы системы государственного образования. Этот законодательный акт заключал не только педагогическую концепцию, указание целей и задач воспитания, но и организацию всей образовательной системы. Уже 5 мая появился «Устав Воспитательного общества благородных девиц».

 

Воспитательное общество благородных девиц, в просторечии Смольный институт, открылось 28 июня 1764 г. в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Оно стало первым государственным женским средним учебным заведением закрытого типа на 200 воспитанниц. Принимались туда  дочери дворян с 6 лет на 12-летний срок. Воспитанницы делились на 4 возраста: 6-9 лет, 9-12, 12-15 и 15-18. Позже возраст приема был изменен на 10-12 лет. Преподавались такие предметы: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, арифметика, рисование, танцы, музыка, шитье и вязание. Потом добавлялись: история, география, домоводство, словесные науки, архитектура, геральдика, которая позже была исключена. Старшие проходили педагогическую практику, обучая младших.

В 1765 г. при Воспитательном обществе благородных девиц было открыто мещанское отделение для дочерей чиновников, купцов и мещан на 240 воспитанниц. Для «мещанок» преподавали: Закон Божий, русский и 1 иностранный язык, арифметику, рисование, танцы и музыку. Особое внимание уделялось рукоделию и домоводству. Таких девочек готовили в гувернантки, экономки и т.д.

Воспитанниц Смольного готовили к умению обращаться и держать себя в свете. Главная цель общества – смягчение нравов, развитие гуманности в отношениях путем просвещения ума и сердца, что должно было отражаться и в их внешнем проявлении. Именно про них были написаны поэтические строки Н. Гумилева: «Вы надменны, нежны и чисты…».

Институтку можно было безошибочно узнать как по внешнему виду, так и по ее тактичности, утонченности, мягкости в общении, деликатности чувств – все это было результатом институтского воспитания.

В беллетристике сохранились некоторые воспоминания выпускниц благородных институтов. Так, из воспоминаний первой воспитанницы Смольного института Г. И. Ржевской читаем: «Это была община сестер, подчиненных одним, общим для всех, правилам».

По словам выпускниц, все девушки были очень скромны, пороки им были не веданы. Но если в общей обстановке, дортуарах и питании у воспитанниц роскоши не было, то она допускалась в их туалете. Кроме предписанных Уставом шелковых платьев по выходным и праздникам, воспитанницам выделялись не только шпильки, гребни и прочее, но и пудра, перчатки, лайковые, башмаки, батистовые рубашки.

Императрица часто сама навещала институт  и запросто беседовала с воспитанницами, знала почти всех по именам, а с некоторыми лично переписывалась. Кроме балов и театральных спектаклей Екатерина ввела для смолянок катание в придворных экипажах по улицам. За все царствование Екатерины из Смольного было выпущено 440 девиц из благородного отделения и 410 из мещанского. Таким образом, женское среднее образование было сословным. Прикладная цель женского образования была как составная часть общей сословно-прикладной концепции школы и образования.

Супруга Павла I императрица Мария Федоровна стала не только во главе Воспитательного общества благородных девиц, но и всю жизнь радела за учебно-воспитательный процесс,  вникала во все его подробности и открывая все новые учебные заведения для девочек.  Мария Федоровна начала реформировать всю систему женского образования: отказалась от идей Екатерины II и выделила среднее женское образование в самостоятельную отрасль, не связанную с общей системой образования.

Так, новой Устав 1804 г. создавал на месте прежних народных училищ, три новых типа учебных заведений: гимназии, уездные и приходские училища. В первые два принимались исключительно мужской пол. Постепенно от мещанского отделения Общества благородных девиц осталось лишь название: оно превратилось в заведение для дочерей низшего дворянства и чиновников. Императрица подчинила образование воспитанию, с основной целью – сословность и благотворительность.

В начале XIX в. в России было открыто 10 институтов благородных девиц: 5 в Санкт-Петербурге (Мариинский, Павловский, Св. Екатерины, Елизаветинский, Патриотический); 3 в Москве (Св. Екатерины, Александровский, Елизаветинский); Харьковский и Полтавский.

Из воспоминаний воспитанницы Елизаветинского института благородных девиц: «Всего тяжелей показались мне вечера. Когда, выучив уроки после обеда и отстояв общую молитву в приемном зале, мы шли парами по нескончаемым коридорам и готовились ложиться спать под каменными сводами огромных дортуаров, я чувствовала себя неуютно и одиноко. Железная кровать с жесткими простынями, казавшиеся деревянными подушки [воспоминания первых дней ее пребывания]…Кормили в институте не плохо. Порции были большие, и все было вкусно. Было неудобное правило: на тарелке оставлять не полагалось ничего, подавись, но съешь… «Обожать» по неписанному уставу можно было во-первых Опекуна, затем учителей, кроме учителя танцев, пепиньерок и «Старших». Но каждая их обожаемых имела право только на одну обожалку по классу… Строгое воспитание в закрытом заведении пошло нам на пользу. Оно дало нам, русским девушкам, помимо знания языков, дисциплинированность, приучило нас к аккуратности, сделало практичными, вложило тяготение ко всему изящному, утонченному, развило вкус».

Кроме императорских институтов благородных девиц в стране существовали параллельно и частные учебные заведения, пансионы подчиняемые Министерству народного просвещения.

Так, в 1808 г. Кочубей устроил пансион для бедных благородных девиц в Полтаве, графиня Чернышова – в Могилевской губернии, в Архангельске еще в 1800 г. существовало несколько немецких пансионов…

Николаевское время взяло курс на единообразие в системе образования, унификацию, ужесточение правительственного контроля над школой и жесткое проведение сословного принципа. Расширяется сеть женских учебных заведений – институты благородных девиц, образцовые пансионы. В 1845 г. женские учебные заведения были разделены на разряды. Но их цель оставалась прежней – «образовывать из воспитанниц институтов добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек, способных трудами своими и приобретенными искусствами доставлять самим себе и их семействам средства к существованию».

К концу XIX в. были открыты женские учебные заведения в Одессе, Оренбурге, Киеве, Тамбове, Керчи, Астрахани, Белостоке, Казани, Саратове, Закавказье, Варшаве, Иркутске, на Дону, Н. Новгороде, Кубани, Орле.

Сословные принципы государственной политики в области женского образования еще более укрепляются и дополняются еще одной сословной структурой – учебными заведениями для дочерей духовенства. В 1843 г. при участии дочери императора Николая I Ольги Николаевны было открыто первое училище для девиц духовного звания в Царском Селе. К 1866 г. их насчитывалось уже 11, а к 1900 г. – 56.

У дочерей  священников, как правило, была одна дорога – окончив духовное училище, они становились домашними и сельскими учительницами.

Образование в епархиальных женских училищах принципиально отличалось от институтов благородных девиц: выпускницы духовных заведений должны быть достойными супругами служителю церкви. В женщине, получившей духовное образование, видели залог сохранения нравственных устоев общества.

 

Таким образом, к концу XIX в. сложились три основных типа женского образования:  закрытые учебные заведения Ведомства императрицы Марии, женские духовные и епархиальные училища, управляемые Святейшим синодом и местными органами епархиального управления, а так же частные женские пансионы и школы. Это тройственное управление и противоборство в системе образования сохранится до 1917 г.

С 1856 г. в стране вновь начались реформы в системе образования. Появляется проект создания женских школ во всех крупных городах. В отличие от институтов, школы планируются быть открытыми, для всех сословий и по типу мужских гимназий. Много было противников этого проекта. Например, в Полтаве дворянство отказалось участвовать в таких начинаниях, но проект поддержало купечество, а преподаватели мужских гимназий согласились безвозмездно 6 лет преподавать в женских школах. Однако бюрократическая волокита затянулась, и женское училище там было открыто только в 1860 г.

Но в 1857 г. была открыта первая и единственная женская всесословная школа в Костроме и то, благодаря пожертвованию предпринимателя А. Н. Григорова.

Одновременно Министерству народного просвещения свои шаги по созданию женских учебных заведений предприняло Ведомство учреждений императриц Марии. И в 1858 г. было открыто первое женское Мариинское училище в Петербурге под покровительством супруги императора Александра II Марии Александровны. В том же году были открыты еще 3 подобных училища  – Коломенское, Васильевское и Петербургское. Начальником всех училищ стал инспектор классов Павловского института Н. А. Вышнеградский, инициатор создания таких училищ. Создание им открытых женских школ резко активизировало деятельность Министерства. И к концу 1859 г. в министерстве числилось уже 22 женских училища.

Среди частных женских школ, например, была и гимназия княгини А. А. Оболенской в Санкт-Петербурге, основанная в 1870 г. Среди известных ее воспитанниц были дочери П. А. Столыпина, Н. К. Крупская, многие дети русских писателей. В ее целях ставился вопрос подготовки девушек к поступлению в высшие учебные заведения. Одна воспитанница в своих воспоминаниях подробно описывает преподавателей, их взгляды и жизнь гимназии в целом: «Это было не коммерческое предприятие, а идейное дело, основанное в общем порыве энтузиазма 60-7- годов…. Русская интеллигенция 70-х годов создала такие школы, которые в некоторых отношениях могут служить образцом для западных педагогов.. В гимназии царил дружный дух и между девочками, и в отношениях со старшими… Учителя боялись заразить нас патриотизмом и национализмом, которые считались пережитками старых предрассудков. В тонком слое образованных людей царил либеральный универсализм, расплывчатая, арелигиозная общечеловечность».

В основу новой концепции женской школы были положены новаторские идеи: всесословность и открытость, общеобразовательная направленность и равенство с мужским образованием, единство воспитательного процесса школы и семьи. Основная роль в выработке этой концепции и ее осуществления принадлежала выдающимся педагогам  – К. Д. Ушинскому и Н. А. Вышнеградскому. И если раньше русские организовывали школы по образцу Запада, то теперь произошел перелом. Именно русская школа стала образцом для Европы. Новая средняя женская школа, созданная в России в 60-90-х гг. XIX в. по концепции Ушинского, стала одним из ключевых звеньев отечественной системы образования.

Литература:

1. Днепров, Э. Д., Усачева, Р. Ф. Женское образование в России : учеб. пособие для студ. вузов / Эдуард Дмитриевич Днепров,  Раиса Федоровна  Усачева.  –  Москва : Дрофа, 2009. – 286, [2]  с. – (Высшее педагогическое образование). – Текст : непосредственный

2. Лихачев. Воспитание в Обществе благородных девиц / Лихачев.  – Текст : непосредственный // Историческая хрестоматия : пособие при изучении русской словесности. Вып. 11 / сост. В. Покровский. – Москва : тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1895. – С. 376-394.

3. Малиновский, Н. Очерки по истории женского среднего образования в России/Н. Малиновский. – Текст : непосредственный // Русская школа. – Петроград, 1914. № 9—10, С. 129—160.

4. Станюкович, Н. В. Двухсотлетии Смольного института (1764-1964) / Н. В. Станюкович. – Текст : непосредственный // Возрождение : ежемесячный литературно-политический журнал. № 150(июнь). – Paris : Возрождение, 1964. – С. 97-99.

5. Толстой. Общество благородных девиц / Толстой.  – Текст : непосредственный // Историческая хрестоматия : пособие при изучении русской словесности. Вып. 11 / сост. В. Покровский. – Москва : тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1895. – С. 368-376.

6. Тыркова-Вильямс, А. То, чего больше не будет / Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс. – Текст : непосредственный // Возрождение : литературно-политические тетради. Т. 18(ноябрь-декабрь). – Paris : Возрождение, 1951. – С. 80-91.

7. Шибаева, Л. Строгое воспитание / Лидия Шибаева. – Текст : непосредственный // Возрождение : ежемесячный литературно-политический журнал. № 136(апрель). – Paris : Возрождение, 1963. – С. 32-50.8. Фотографии из интернет-ресурсов.