День российского кино

27 августа в России отмечается День российского кино.

«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. А одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала отечественная лента «Броненосец Потемкин». Этот знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна вышел на экраны страны в 1926 году.

Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.

С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного.

Профессий много, но
Прекрасней всех — кино.
Кто в этот мир попал —
Навеки счастлив стал.

 

Книги о кино в НБ ВолГУ

 

Делёз Ж.(1925-1995) КиноДелёз, Ж. (1925-1995). Кино. Кино 1 : Образ-движение ; Кино 2 : Образ-время = Cinema : Cinema 1 : L’image-mouvement ; Cinema 2 : L’image-temps / Жиль Делёз ; науч. ред., вступ. ст. О. Аронсона ; пер. с фр. Б. Скуратова. – М. : Ад Маргинем, 2004. – 622 с. – Программа “Пушкин” при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России. – ISBN 5-93321-089-7.
ББК   87.3(4Фра)6-63+85.37 Д 29
Инвентарный номер: С174631-к/х; С174632-н/аб

 

Жиль Делёз, по свидетельству одного из его современников, был подлинным синефилом. “Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество – это Кино”. Делёз не просто развивал культуру смотрения фильма, но и стремился понять, какую роль в понимании кино может сыграть философия и что, наоборот, кино непоправимо изменило в философии. Он был одним из немногих, кто, мысля кино, пытался также мыслить с его помощью. Пожалуй, ни один философ не писал о кино столь обстоятельно с точки зрения серьезной философии, не превращая вместе с тем кино в простой объект исследования, на который достаточно посмотреть извне.2-е издание.

 

 

 

 

Фрейлих, С. И. Теория кино : от Эйзенштейна до Тарковского : учебник для студ. вузов. – 2-е изд. – М. : Академ. Проект, 2002. – 510 с. – (Gaudeamus). – Указ. имен : с. 487-498 ; Указ. фильмов : с. 499-505. – ISBN 5-8291-0186-6.
Шифр: ББК   85.370я73-1 Ф 86
Инвентарный номер: С175302-к/х; С175303; С175304-н/аб

 

Учебник по курсу «Теория киноискусства». Автор – известный теоретик и историк киноискусства – излагает свою концепцию кино как искусства XX в.; оценивает его роль в духовной жизни современного человека. Границы исследования достаточно широки: от классического кино до современного. В сфере внимания автора оказываются проблемы взаимоотношения кино и телевидения, «высокие» и «низкие» жанры, современный стиль в кино, метод кино и его отличия от метода театра, литературы, живописи и музыки.

 

 

 

 

 

 

Талал, Александр. Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка [Электронный ресурс] : справочное пособие / Талал Александр. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2018. – 394 с. – ISBN 9785916717778.
Инвентарный номер: ЭБC Znanium.com

 

Разве в жизни так бывает? В жизни бывает и не такое! Чем отличается художественная правда от реальности и где лежит грань между ними? Почему полностью выдуманная драматическая история часто кажется нам более правдивой, чем сама жизнь? Этой теме посвящает свою книгу известный сценарист, преподаватель сценарного мастерства Александр Талал. Анализируя феномен мифологического восприятия, автор знакомит читателя с техниками, которыми пользуются создатели захватывающих историй, сочетая и смешивая мифические и жизненные элементы, “правду” и “ложь”. На примере известных кинофильмов и сериалов он показывает, как эти приемы воздействуют на аудиторию и помогают добиться зрительского успеха.

 

 

 

 

Кононова, Ольга. Мобильное кино. 100 шагов к созданию фильма [Электронный ресурс] : справочное пособие / Кононова Ольга. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2018. – 224 с. – ISBN 9785916717815.
Инвентарный номер: ЭБC Znanium.com

 

Это книга известного рекламщика и инициатора проекта Mobile Filmmake Максима Мусселя и сценариста Ольги Кононовой. В этом руководстве для начинающих режиссеров дается 100 конкретных советов: как снять на смартфон свой первый фильм — от сценария и подготовки к съемкам до финальных титров и продвижения на фестивалях. «Литературно» выбрал 15 интересных советов, которые помогут понять, как делается мобильное кино.

 

 

 

 

Сегер, Л. Скрытый смысл: Создание подтекста в кино [Электронный ресурс] / Сегер Л. – Москва : АЛЬПИНА, 2018. – 204 с. – ISBN 9785916718409.
Инвентарный номер: ЭБC Znanium.com

Все не так просто, как кажется. Это касается и жизни, и искусства, особенно когда речь идет о кино: ведь в сценариях, тем более выдающихся, кроме текста всегда есть еще и подтекст. Линда Сегер, блестящий знаток кино и авторитетный сценарный гуру, приняла участие в разработке более чем двух тысяч фильмов и консультировала специалистов по всему миру. Уникальность ее книги в том, что, хотя все мы интуитивно понимаем, что такое подтекст, никто до Линды Сегер не брался системно описать его. Разгадать подтекст — значит понять скрытые мотивы и намерения героев, научиться считывать язык авторских метафор и высказываний. Автор кратко, внятно и со множеством примеров из фильмов учит обнаруживать подтекст в иносказаниях, недомолвках, аналогиях, мимике и жестах персонажей, в интонациях, паузах и даже в сценарных жанрах. Это и есть первый шаг к пониманию чего-то важного не только в сценарии, книге или кино, но и в самих себе. Для многих работа Линды Сегер стала не просто профессиональным руководством, но и настоящим учебником жизни.