«Мир через культуру»: путешествие по золотому XIX веку

Понятие «культура» многообразно. Культура  (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, воспитание, образование, развитие) это все то, что создано человечеством благодаря его физическому и умственному труду. В  наиболее употребляемом смысле культура – идейное и нравственное состояние общества, выраженное в его воспитании, быте, достижениях искусства и науки. В более узком смысле этот термин относят только к сфере духовной жизни людей.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать поколениям и составляет культуру.

Культура XIX века – это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. На смену романтизма и  сентиментализма пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности.

Золотой век – понятие, относящееся к XIX веку, это целая эпоха в русской культуре. Основные отличия: развитие русского литературного языка, подъем патриотического духа, раскрытие национальной культуры. Литература занимает центральное место в деятельности общества.

В витринах холла библиотеки представлены ряд книг по культуре XIX века. Здесь представим кратко некоторые известные издания и остановимся на главных направлениях в культуре России.

 

Культура XIX века была уже «подготовлена» неоготикой, классицизмом, барокко и рококо, неоренессансом и романско-византийским стилем.

Так, архитектура XIX века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке. Архитектура первой половины XIX века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») – это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму.  Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Наиболее видными его представителями являлись: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов,  Жан Томон, Карл Росси. Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся: Осип Бове, Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев. Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса.

В архитектуре второй половины XIX века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне. В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. В целом, главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. Война вызвала рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Она пробудила у россиян чувство гордости за свое отечество, за свой народ. Все это способствовало заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство.  Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, считая, что победивший в ней русский народ для себя не приобрел ничего. У него как бы украли его победу. Защитив свободу других, он сам по-прежнему остался в «рабстве и невежестве». Восстание декабристов вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Эта тема мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились. Они выражали разные  взгляды на преобразования Петра I. Западники, среди которых были П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский — стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни. Славянофилы, которых представляли И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Славянофилы отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно- национальном своеобразии.

Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. В области математики они связаны, прежде всего, с именами Н. И. Лобачевского, А. А. Маркова; в развитие физики: В. В. Петров, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, П. Л. Шиллинг, Д. М. Менделеев,  Н. Н. Зинин, A. M. Бутлеров. В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена — М. П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду. Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины: Н. И. Пирогов, Н. Ф. Склифосовский. В исторической науке видное место занимали: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. В области языкознания особого выделения заслуживает деятельность В. И. Даля.

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем, расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н. М. Карамзин. Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях: К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, И. И. Козлова, Н. М. Языкова. Духовный мир раскрывают произведения В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф. И. Тютчева и В. Ф. Одоевского.

 

 

Реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А. С. Грибоедова и И. А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. А. С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Ф. М. Достоевскому и Л. Н. Толстому русская литература и культура обязана своей мировой славой и признанием. К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. П. Чехов.

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX века появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А. А. Алябьев, П. П. Булахов, А. Е. Варламов, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилев и др. Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М. И. Глинка и П. И. Чайковский.

Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX века представляют О. А. Кипренский и С. Ф. Щедрин. Романтизм К. П. Брюллова сочетается с классицизмом. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Выдающимися художниками-реалистами были также И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, П. А. Федотов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.

Весьма успешно развивается и русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А. Н. Островского.

Книг по истории и культуре XIX века великое множество. В научной библиотеке ВолГУ в отделе редкого фонда также имеются книги, которые в полном объеме освещают все основные периоды данного времени.

Так, в нашей библиотеке имеются восемь томов большого издания по всеобщей истории, выходившего выпусками с 1893 года. Во главе этого многотомного коллективного труда  – «Всеобщая история с IV столетия до нашего времени» стояли французские историки Эрнест Лависс и Альфред Никола Рамбо. Первые 8 томов вышли в русском переводе в 1897—1903 гг. под тем же названием. Последние тома французского издания опубликованы на русском языке под названием «История XIX века» (т. 1—8, 1905—1907).  Книга переиздавалась.

 

 

Книга представлена отдельными главами по истории многих стран. Информация изложена кратко, но содержательно, с раскрытием взаимосвязей исторических событий. Авторы дают и характеристику таких явлений мировой культуры, как литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура, развитие научных знаний (математики, механики, астрономии, физики, химии, зоологии, физиологии, медицины и т. д.).

Российское издательство Гранат («А. и И. Гранат и К°», затем Русский библиографический институт братьев А. и И. Гранат и К°) основанное в 1892 году братьями Гранатами, Александром Наумовичем и Игнатием Наумовичем выпускало фундаментальные книги по российской и мировой истории. Среди них – многотомное издание «История России в XIX веке».

 

 

Это издание стало своеобразным приложением и дополнением к главному детищу издательства братьев Гранат – одной из крупнейших русских универсальных энциклопедий – «Настольному энциклопедическому словарю» и  отражало последние достижения исторической науки. В книге отражены все стороны жизни нашей страны: политика, наука, литература, искусство, экономика, реформы и т.д. Авторы помещенных в этом издании статей – известные русские ученые, искусствоведы и общественные деятели. Издание дополняет богатый иллюстрированный материал: на отдельных листах представлены рисунки, фотографии известных ученых, правителей, писателей, политиков, деятелей культуры, иллюстрации картин.

Другая книга издательства Гранат «История нашего времени: современная культура и ее проблемы. [Вып.: 19, 21, 22, 30, 31] / под ред. М. М. Ковалевского и К. А. Тимирязева. – Санкт-Петербург : Изд. Т-ва “Бр. А. и И. Гранат и К°”, [1915?]». Цель этого издания дать отчетливое представление об очередных задачах, над которыми работает общественная и научная мысль культурного мира. В НБ ВолГУ имеются некоторые выпуски данного издания, в которых представлены очерки по: астрономии, философии, социологии, художественной литературе, химии. Раскрываются вопросы по международной войне, ее причинам и последствиям.

Следующая книга «Девятнадцатый век: иллюстрированный обзор минувшего столетия / [Л. З. Слонимский [и др.]] ; [под ред. Р. И. Сементковского]. – Санкт-Петербург, 1901. – 408 с. : ил. – Прил. к журн. “Нива”. 1901 г.» также показывает основные события эпохи, рассказывает о деятелях науки, культуры, военных и политических лидерах. Издание содержит черно-белые фотографии не только портретов знаменитых людей, но и иллюстрации живописи, скульптуры, городские или деревенские сцены бытовой жизни, интерьерные рисунки, батальные сцены и прочее.

 

 

В юбилейном энциклопедическом издании  «Великая Реформа : Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т. 1-6 / под ред.: А. К. Дживелегова [и др.]. – Юбилейное изд-е. – Москва : Изд-е Т-ва И. Д. Сытина, 1911» материалы освещают крестьянский вопрос. В шести томах подробно излагается политика Российского государства, в отношении крестьянства начиная с XVI века, показано развитие крепостного права. Тома содержат иллюстрации, которые имеют историческую и публицистическую точку зрения.

XIX век можно считать лучшим временем русской классической литературы. Литературно-общественное движение (патриотический подъем, формирование оппозиционных настроений и различных кружков, расцвет литературной критики, идейно-политическая борьба), журналистика, новые веяния в литературе – все это подробно описывается в книгах «История русской литературы XIX века. Т. 1-5 / под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского; при ближ. учас. А. Е. Грузинского и П. Н. Сакулина. – Москва : Изд-е Т-ва “Мир”, 1908-1916».

Источники:

  1. Культура в широком и узком смысле этого слова, и взаимоотношение с ней науки. – URL:  https://studfiles.net/preview/1111542/ (дата обращения: 01.02.2019).
  2. Культура 19 века: основные и характерные черты. – URL: https://www.syl.ru/article/73330/kultura-veka-osnovnyie-i-harakternyie-chertyi (дата обращения: 01.02.2019).
  3. Википедия. – URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 04.02.2019).
  4. Великая Реформа : Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т. 1-6 / под ред.: А. К. Дживелегова [и др.]. – Юбилейное изд-е. – Москва : Изд-е Т-ва И. Д. Сытина, 1911.
  5. История XIX века. Западная Европа и внеевропейские государства. Т. 1-8 / под ред. проф. Лависса и Рамбо ; пер. с фр. с доп. ст. проф. П. Г. Виноградова, М. М. Ковалевского, К. А. Тимирязева ; введ. А. Дживелегов. – Москва : Изд. Т-ва “Бр. А. и И. Гранат и К°”, 1905-1907.
  6. История XIX века : пер. с фр. Т. 1-8 / под ред. Лависса и Рамбо. – Москва : ОГИЗ : Гос. соц.-экон. издат., 1937-1939.
  7. Девятнадцатый век : иллюстрированный обзор минувшего столетия / [Л. З. Слонимский [и др.]] ; [под ред. Р. И. Сементковского]]. – Санкт-Петербург, 1901. – 408 с. : ил. – Прил. к журн. “Нива”. 1901 г.
  8. История нашего времени : современная культура и ее проблемы. [Вып.: 19, 21, 22, 30, 31] / под ред. М. М. Ковалевского и К. А. Тимирязева. – Санкт-Петербург : Изд. Т-ва “Бр. А. и И. Гранат и К°”, [1915].
  9. История России в XIX веке. Т. 1-9 : Дореформенная Россия / [М. Н. Покровский [и др.]]. – Санкт-Петербург : Изд. Т-ва “Бр. А. и И. Гранат и К°”, Б. г.
  10. История русской литературы XIX века. Т. 1-5 / под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского; при ближ. учас. А. Е. Грузинского и П. Н. Сакулина . – Москва : Изд-е Т-ва “Мир”, 1908-1916.