“Великий комик жизни действительной”: к 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

Уважаемые читатели, с 1 апреля по 7 мая 2019 года в холле 2 этажа Научной библиотеки экспонируется выставка «Великий комик жизни действительной», посвященная 210-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. На ней представлено 26 книг, некоторые из них предлагаем вашему вниманию. Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку в холле 2 этажа корпуса М.

«Я думаю, все переменилось, но мое сердце всегда останется привязанным к священным местам Родины…

Гоголь-матери, май 1825 года

 

Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 19 марта 1809 года в местечке Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов. Отец его был небогатый полтавский помещик, и раннее детство Николай Васильевич провел в кругу семьи, в родовом имении отца, селе Васильевке. Картины природы и быта Малороссии, которые впоследствии наполнили живыми образами произведения Гоголя, окружали его в первые годы жизни, будили первые впечатления его души…

 

Виноградов, И. А. Гоголь – художник и мыслитель : христианские основы созерцания / И. А. Виноградов. – Москва : Наследие, 2000. – 448 с.

«В монографии раскрываются христианские основы миросозерцания Гоголя на всем протяжении его творческого пути. Подробно, с привлечением подготовительных материалов, мемуарных свидетельств, историко-литературных источников и бытовых реалий, анализируются главные гоголевские произведения: художественные циклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», так называемые «петербургские повести», комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души», книга «Размышления о Божественной Литургии». В качестве особого предмета анализа прослеживается история творческого «диалога» Гоголя с критиком В. Г. Белинским. Устанавливается тесная связь между художественной и публицистической мыслью Гоголя, выявляются «сквозные» и «узловые» темы, неизменно возникавшие в гоголевских произведениях на каждой новой ступени его духовного развития. Широта охвата материала позволяет показать, как гоголевское миросозерцание преломляется в осмыслении писателем самых разнообразных проблем изображаемой действительности, и обозначить в нем центральное «ядро» – любовь к патриархальному русскому быту.

 

 

 

 

Золотусский, И. П. Гоголь / И. П. Золотусский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Молодая Гвардия, 1984. – 527 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

Имя Гоголя стоит в истории русской литературы вслед за именем Пушкина. Гоголь – продолжение Пушкина и начало новой эпохи в художественном создании России XIX века. Автор этой книги рассматривает Гоголя не только как писателя, но и как мыслителя, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Автор использует малоизвестные материалы о Гоголе, опирается на документы, черновики и рукописи писателя, а также на неизданную переписку его современников. Чтоб постичь чувства Гоголя, надо пережить вместе с ним и это свалившееся на него ликованье Руси, и успех, и вихрь вечеров, встреч, знакомств, похвал, и неуютность бедноты, зависимости, отсутствия дома на Родине, которые он ощутил вместе.

 

 

 

 

 

 

Штеренгарц, Р. Я. Тайна обаяния Н. В. Гоголя в литературе, театре и изобразительном искусстве / Р. Я. Штеренгарц. – Москва : Прогресс-Традиция, 2008. – 144 с., ил.

…Едва есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить… самые светлые минуты моей жизни был и минуты, в которые я творил.

Н. В. Гоголь.

В этой книге-альбоме читатели познакомятся с большим числом графических работ, гравюр, литографий, рисунков, созданных художниками XIX-XX вв. по мотивам творчества Н.В.Гоголя. В видеоряд включено много фотографий сцен из спектаклей, поставленных по произведениям Гоголя, а также актеров в образах героев.

Перед читателями и зрителями предстают образ писателя и неповторяемый гоголевский мир, сочетающий вымысел с реальностью. В одиночестве Гоголь или среди своих героев – он показан как гениальный мастер.

 

 

Золотусский, И. П. Поэзия прозы: статьи о Гоголе / И. П. Золотусский. – Москва : Советский писатель, 1987. – 240 с.

Автор – известный критик и исследователь Гоголя. В собранных здесь статьях он вводит читателя в художественный мир гениального русского писателя. Заново прочитывая произведения Гоголя – «Ревизор», «Мертвые души», «Коляска», «Записки сумасшедшего», «Тарас Бульба», пересматривая некоторые устоявшиеся в критике взгляды, автор как бы приглашает читателя к спору.

Смех Гоголя универсален – он охватывает все проявления человеческой души, начиная от низких и кончая высокими: низкое и высокое не противостоят друг другу, а переливаются одно в другое, создавая отсвет алмаза, в глубине которого остается тайна.

Гоголя числят в сатириках, комиках. Он считал себя поэтом. Он добивался сказать все о человеке, тронуть его со всех сторон, как хотел он показать со всех сторон Россию. Уроки Гоголя – уроки святой максимы, святого завышения целей, которые ставят перед собой гении и неосуществление которых заставляет их роптать на себя.

«Русь! Чего же ты хочешь от меня?… Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?…

 


Виноградов, И. А. Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя : науч. изд. : в 7 т. Т. 6 : 1848–1850 / И. А. Виноградов ; ИМЛИ РАН. – Москва : ИМЛИ РАН, 2018. – 653 с.

Книга представляет собой шестой том впервые издаваемого систематического летописного свода жизни и творчества Гоголя. Том охватывает три года жизни писателя – период его интенсивной работы над продолжением «Мертвых душ». Последовательно освещены обстоятельства и маршрут паломничества Гоголя в Иерусалим, возвращение его в 1848 г. в Россию; проживание в Одессе и Васильевке; поездки в Киев, Петербург; две зимы в Москве 1848/49 и 1849/50 гг., с летними путешествиями по Подмосковью и вояжами в Калугу; период второго пребывания на родине и в Одессе зимой 1850/51 г. Целый ряд биографических сведений получил необходимые уточнения. Впервые точно датированы все события пребывания Гоголя в Святой Земле; детально исследованы время и обстоятельства нахождения писателя во Ржеве у протоиерея Матфея Константиновского; установлены факты биографии писателя, нашедшие отражение во втором томе «Мертвых душ». Уточнены датировки около сорока писем Гоголя и его адресатов. Том сопровожден маршрутным указателем. Именной указатель насчитывает около двух тысяч имен.

 

 

Виноградов, И. А. Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя : науч. изд. : в 7 т. Т. 7 : 1851–1852 / И. А. Виноградов ; ИМЛИ РАН. – Москва : ИМЛИ РАН, 2018. – 637 с., ил.

Книга представляет собой завершающий том впервые издаваемого систематического летописного свода жизни и творчества Гоголя. Том включает в себя последние год и два месяца жизни писателя. Подробно описаны вторая половина пребывания Гоголя в Одессе и на родине в 1851 г., его последующее проживание в Москве, с поездками по Подмосковью. Очерчены образ жизни Гоголя в указанный период и круг занимавших его в то время идей. Освещаются события, связанные с подготовкой писателем нового издания его сочинений и предсмертного сожжения второго тома «Мертвых душ». Впервые в литературе о Гоголе детально прослежены все обстоятельства кончины писателя. Необходимый раздел составила летопись событий 1852 г., вызванных смертью Гоголя. Отдельные сведения, в частности, датировка более десятка писем, получили необходимые уточнения. Том сопровожден маршрутным указателем. Издание носит энциклопедический, итоговый характер. Подобно содержанию других томов летописи, это самое полное в настоящее время освещение жизни и творчества Гоголя за указанные годы. Сводный именной указатель (ко всем томам издания) насчитывает более девяти тысяч имен.

 

 

Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя / С. Машинский. – Москва : Просвещение, 1971. – 512 с.

От пушкинской эпохи к гоголевскому периоду истории русской литературы. Становление писателя (1809—1830). Гоголь вошел в русскую литературу золотого века, когда она уже достигла своего расцвета. Чтобы завоевать читателей и стать вровень с Пушкиным, Жуковским, Грибоедовым, мало было обладать огромным талантом. Нужно было выстрадать свою собственную тему, создать свою неповторимую картину жизни.

Сквозной темой гоголевского творчества стала борьба безличной действительности за человеческую душу, покушение на нее зла. Зло обладает поистине дьявольской способностью менять маски. В одну эпоху оно, кажется демонически-могущественным, в другую прикидывается серым и незаметным. Ho если борьба прекратится, человечество ждет духовная гибель. Словесность – поле этого сражения, писатель способен повлиять на его исход.

Литературным оружием Гоголя в романтической борьбе за судьбы мира стал очищающий душу смех «сквозь невидимые, неведомые миру слезы». Его смех не просто сатирически бичует социальные пороки и не просто заставляет читателя снисходительно, с юмором отнестись к естественным человеческим недостаткам и маленьким слабостям. Он может быть и радостным, и печальным, и трагическим, и беззаботным, и язвительным, и добрым. Он смывает с жизни все наносное, все пошлое, возвращает ее к сияющей основе, заложенной в каждую вещь, в каждое живое существо Богом. И платить за него приходится самую высокую цену – цену беспредельной боли, которую писатель пропускает через свое сердце.

 


Гиппиус, В. Гоголь : Воспоминания, Письма. Дневники…/ В. Гиппиус. – Москва : Аграф, 1999. – 464 с. – (Литературная мастерская).

В книге представлены письма Гоголя, письма к Гоголю, воспоминания современников о нем. Впечатления читателей и зрителей, просто отзывы о Гоголе. Все эти тексты рисуют облик не только Гоголя-писателя, но и просто — человека и его окружения. А также драгоценные сведения об условиях и обстановке писательской работы Николая Васильевича Гоголя. Большое внимание уделено отзывам о Гоголе, впечатлениям читателей и зрителей его пьес. Весь этот богатый фактический материал рисует не только облик Гоголя писателя, но и облик Гоголя-человека, его социальное «окружение»; издание содержит драгоценные сведения об условиях и обстановке творчества писателя.