«Великие в желаниях не властны»: к 455-летию со дня рождения Уильяма Шекспира

Уважаемые читатели! С 19 апреля по 3 мая 2019 года на научном абонементе экспонируется выставка: «Великие в желаниях не властны», посвященная 455-летию со дня рождения Уильяма Шекспира. На ней представлено 28 книг, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

С твоей любовью, с памятью о ней

Всех королей на свете я сильней.

У. Шекспир

 

Брандес, Г. Шекспир. Жизнь и произведения. – Москва : Алгоритм, 1997. – 736 с. : ил. – (Гений в искусстве).

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», – сказал Достоевский, имея в виду своих современников, русских писателей-реалистов. О литературе Европы и Америки в XIX и XX веков – начиная от романтиков – можно было бы сказать, что вся она вышла из наследия, завещанного Шекспиром. Существует генетическая связь между современным искусством и великими открытиями, которые в сфере поэзии и театра были сделаны Шекспиром.

Он, и прежде всего он, стоит у начала того нового восприятия и изображения действительности, которое с тех пор, изменяясь и обогащаясь, развивалось в неисчерпаемом богатстве различных национальных форм и под различными названиями.

Правда, XVII век еще не понял и не принял великую шекспировскую традицию, так как Шекспир, в силу определенных и специфически английских условий, был не только поэтом своего времени, но заглянул далеко за пределы своей эпохи.

В обширной шекспировской литературе предлагаемая вниманию читателей книга Брандеса занимает особое место. Она рассказывает о жизни и творчестве одного из величайших деятелей эпохи Возрождения. Из всей огромной литературы, посвященной Шекспиру, ее выделяет отсутствие суховатой академичности, непосредственное живое восприятие огромного наследия, оставленного гением потомству. Чтобы читатель лучше мог уяснить, в каких условиях создавались бессмертные творения, приводится исторический анализ положения Англии при Елизавете и Иакове. Книга является ярким доказательством слов, высказанной Беном Джонсоном в поэме, посвященной памяти Шекспира:

«Гордись, моя Британия, у тебя есть тот, перед кем преклоняются все сцены Европы. Он был не для одного века, но для всех времен».

Книга Брандеса отличается от всех биографий тем, что у них на первом плане стоит Шекспир-художник, тогда как у Брандеса история художественного творчества Шекспира есть не более как материал для характеристики его личности.

Издание обладает многими солидными качествами, составляющими вообще достоинства критических работ автора – тонкостью психологического анализа, умением читать между строк, меткостью характеристик, острым чутьем всего поэтического и замечательным мастерством изложения. Она читается как самый интересный культурно-исторический роман, который всякий начавший читать непременно прочтет до конца и вынесет из нее, помимо убеждения в тесной связи жизни Шекспира с его произведениями, ту же любовь к Шекспиру как к человеку и тоже благоговение к его гению, которые водили пером ее даровитого автора.

Данная книга будет интересна всем любителям жизни и творчества этого удивительного мастера письма.

 

Холлидей, Ф.Е. Шекспир и его мир : пер. с англ. – Москва : Радуга, 1986. – 168с.

В конце XVIII века редактор шекспировских текстов Джордж Стивенс писал: «Все, что мы знаем о Шекспире, – это то, что он родился в Стратфорде-на-Эйвоне, женился, родил 3 детей, уехал в Лондон, стал там актером, написал пьесы и поэмы, вернулся в Стратфорд, составил завещание и умер».

Раздумывая над сказанным, приходишь к мысли: а ведь сказано много. Человек прошел полный круг жизни, сыграл во всех ее пяти действиях, исполнил все, что было отпущено ему на земле. Был сыном, мужем, отцом, тружеником, старцем, удалившимся на недолгий, а потом и вечный покой. В свете сегодняшних требований к биографии исторической личности о жизни Шекспира мы знаем мало, хотя, разумеется, больше, чем знал Стивенс.

Читатель любит биографии. Шекспир сам был любителем биографического чтения, признававшийся:

«Больше всего мне по душе авторы жизнеописаний».

Но в какой степени сам Шекспир годится на роль биографического героя? Оказывается, он в числе излюбленных, хотя редкий биограф не посетует на скудность сохранившихся свидетельств.

В обширной литературе о жизни и творчестве драматурга данная книга занимает свое обязательное место. Этот краткий очерк, популярный и богато иллюстрированный, можно назвать введением в биографический раздел научного шекспироведения. Еще точнее: это путеводитель по жизни Шекспира.

Проводник у нас опытный и знающий. За плечами у автора несколько капитальных исследований, посвященных Шекспиру. Как биограф Холлидей занимает принципиальную позицию: не верит большинству «легенд», из которых в немалой степени состоит биография Шекспира, и для него не существует проблемы авторства. Соответственно  дорога, которой он ведет читателя, – это прямая дорога достоверно установленных фактов.

Книга отмечена глубоким научным подходом, написана ясно и живо. Со страниц её встает образ человека, живущего в ногу со своим временем, его тревогами, радостями и надеждами. Богатый иллюстрированный материал зримо воссоздает яркие черты эпохи.

Данное издание рассчитано на широкий круг читателей.

 

Чернова, А. Д. …Все краски мира, кроме желтой. Опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. – Москва : Искусство, 1987. – 222 с.

У прославленного поэта древности Лукреция есть строки, как бы объясняющие смысл этой работы:

«Так о великих вещах помогают составить понятие

Малые вещи, пути намечая для их постижения…»

Автор не ставит перед собой задач, традиционно привлекающих к себе внимание исследователей театрального искусства. Еще менее он посягает на то, чтобы вступать в состязание с учеными-шекспироведами, на достижения которых опирается в своей книге. Анализ, проделанный в этой работе, – как бы продолжение некоторого опыта практической деятельности автора в театре в качестве художника по костюму: определенные наблюдения над героями и самим текстом с целью проявления пластического облика персонажа в классической драме. И хотя в данном случае рассматривается театр Шекспира, думается, что такое исследование может приоткрыть нечто новое в природе театральности всей сценической системы, складывающейся в эпоху Ренессанса.

Шекспировский спектакль разыгрывался на подмостках, лишенных декораций в нашем понимании, то есть без «индивидуального» оформления для каждой пьесы. И отсутствие декораций к конкретному спектаклю направляло внимание зрителя на фигуру актера, которая становилась, таким образом, зрелищным «объектом».

Для шекспировского персонажа, как для самого драматурга, внешнее всегда связано с внутренним, поэтому деталь, цвет, форма костюма подчеркивают, помимо прочего, определенное состояние духа героя.

Внешне с тем внешность персонажей была здесь подчинена определенным традициям. Прежде всего, это касается образа женщины на сцене «Глобус». Шекспировские стихи воспевают ее реальную красоту, она одета в современное модное платье.

«Красота без добродетели быстро увядает».

В книге сделана попытка продемонстрировать особенности шекспировской эстетики, проявляющиеся в пластических образах его персонажей. Для этого необходимо было реставрировать не только облики героев и их первых исполнителей, не только бытовые и театральные костюмы, но также некоторые общие черты жизни и искусства того времени. Это потребовало привлечения довольно разнообразных материалов по истории изобразительного и прикладного искусства, самого быта XVI-XVII веков.

«Помилостивей к слабостям пера:

Грехи поэта выправит игра».

Издание очень хорошо оформлено и сможет заинтересовать всех любителей поэзии и театра Уильяма Шекспира.

 

Квиннел, П. Кто есть кто в творчестве Шекспира : словарь. – Москва : Лограф, 1999. – 275 с.

Творческое начало У. Шекспира проявило себя в полной мере около 1590 года и продолжает активно завоевывать пространство вплоть до нашего времени; жизнь же великого художника закончилась в 1613 году. За этот период им было написано тридцать девять пьес, которые явились предметом настоящего издания.

В представленном словаре более тысячи действующих лиц драматических произведений Шекспира, начиная от героев, требующих лишь элементарной ссылки на источник, до таких гигантов драмы как Отелло, Фальстаф, Король Лир или Гамлет.

«Ты в силе – и друзей хоть отбавляй,

Ты в горе – и приятели прощай».

Подобно всем выдающимся художникам, Шекспир не только расширяет и обогащает привычную для нас картину мира – он показывает абсолютно новый мир, населенный существами, живущими только в сознании. Достаточно их встретить лишь однажды – и мы уже почитаем это бытие более реальным и обоснованным, чем бытие большинства людей, которых встречаем каждый день, что вполне объяснимо – ведь собирательные образы персонажей сотканы воображением истинного гения.

Пьесы Шекспира отражают множество традиций, унаследованных им от эпохи средневековья. Насколько можно судить, драматург, в своих научных и философских воззрениях всегда оставался непреклонным консерватором, хотя его консерватизм и уравновешивался небывалой проницательностью в вопросах человеческой души. Он был, что называется, эмпирическим реалистом, и по сей день ни один английский поэт не сравнился с ним в наблюдательности. Кто еще мог настолько точно передать характерные отцовские наставления маленькому сыну, только что разбившему нос?

«Дитя,

Драгоценны твои слезы, что нос разбитый им в сравнение?

Он их не стоит вовсе! А говорят, что копия ты мне…»

Даже отъявленные подлецы, от Ричарда III до Яго, тщательно выписаны и показаны разносторонне: если рассматривать характер Ричарда, то он представлен жертвой ненависти, но ненависти к самому себе, перетянутой в то же время самолюбованием, а не просто образцом морального уродства.

Настоящий словарь оперирует в основном фактами, поскольку составлен по образцу путеводителя для предпринявших путешествие по многообразному шекспировскому творчеству, в помощь тем, кто хочет вспомнить, в какой пьесе тот или иной герой встречается и какую роль он играет в контексте.

Каждая статья дает краткую характеристику герою: его роль в развитии пьесы и цитаты из первых критиков Шекспира – Джонсона, Колбриджа , добавленные для полноты информации о наиболее значимых персонажах. Насколько ярко герои Шекспира живут и по сей день, доказывается разнообразием реакций за три последних столетия.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

Книга рассчитана на любителей творчества Шекспира и всех, кто будет изучать произведения этого гениального драматурга.

 

Поройков, С. Ю. Характеры героев Шекспира : монография / С. Ю. Поройков. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 237[3] с. – (Научная мысль). – Список лит.: с. 237-238. – Электронно-библиотечная система znanium.com.

Уильям Шекспир – самый известный писатель за всю историю английской литературы, признанный одним из величайших мировых классиков. Еще современники драматурга отмечали необычную силу воздействия его пьес на зрителей. Шекспировские пьесы более четырех веков не сходят с театральных подмостков. Его произведения пользуются неизменной популярностью у читателей по всему миру.

Одной из причин популярности пьес Шекспира, несомненно, является психологическая достоверность созданных им характеров. Высокая степень натуралистичности шекспировских героев свидетельствует о высочайшем уровне психологического мастерства драматурга. Устами Гамлета Шекспир свидетельствует, что подлинное назначение театра – быть «зеркалом», отражающим истинную человеческую природу:

«Нарушение меры отступает от назначения театра, цель которого во все времена была и будет: держать…зеркало перед природой».

Действие пьес Шекспира развивается определенным образом, следуя законам античной драмы. В разноплановых по художественному стилю представлениях могут сменяться костюмы и декорации, соответствующие той или иной эпохе. Театрализованная постановка сама по себе пестра и многолика. Но неизменной остается галерея типичных человеческих характеров и судеб. Как свидетельствует Шекспир, театр – своего рода проекция реальной жизни, ее отражение:

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль».

Проведенный в настоящей работе анализ показывает, что шекспировские пьесы созданы в соответствии с единым замыслом, составляющим целостную драматургическую систему. Данная система предусматривает раскрытие определенных тем, отбор типических сюжетов, описание соответствующих типов человеческих характеров. Автором соответствующих произведений мог быть один человек, реализовавший свой творческий замысел, следуя определенной системе.

Характеры шекспировских героев переданы чрезвычайно реалистично, вплоть до тончайших психологических нюансов. Подобные пьесы мог написать человек, способный тонко ощущать и переживать эмоциональные состояния различных людей. Данным искусством мог владеть актер, обладающий искусством перевоплощения и вживания в образ, умеющий почувствовать себя «в шкуре» другого человека. Написанные им много лет слова по-прежнему актуальны и сегодня:

«Грехи других судить Вы так усердно рвётесь – начните со своих и до чужих не доберётесь.»

Книга адресована преподавателям и студентам педагогических, психологических и театральных вузов. Работа будет интересна всем ценителям творчества Шекспира.

 

Шекспир : энциклопедия / авт.-сост. В. Д. Николаев. – Москва ; [Харьков] : Алгоритм : ЭКСМО : Око, 2007. – 447 с. + Прил.: с. 429-440. – Библиогр.: с. 441.

Не одно столетие творчество английского драматурга Уильяма Шекспира волнует сердца миллионов во всем мире. Его пьесы многократно экранизируются, ставятся на сценах лучших драматических и музыкальных театров, книги переиздаются баснословными тиражами. Да и разве можно представить всеобщую культуру без шедевров Шекспира – «Ромео и Джульетты», «Гамлета»,  «Короля Лира», «Макбета» или «Отелло».

«Все время помнить прошлые напасти,
Пожалуй, хуже свежего несчастья.
В страданиях единственный исход —
По мере сил не замечать невзгод…»

Предлагаемая читателям энциклопедия позволит познакомиться со всем творчеством Уильяма Шекспира. Каждому его произведению посвящена отдельная статья, которая дает представление не только о сюжете, но и о смысле, а также о тех источниках, которыми пользовался Шекспир, если сюжет не был придуман им самостоятельно.

Почти всегда приводятся выдержки из произведений в лучших на данный момент переводах. За последующие годы появилось не так много новых работ, если не считать сомнительных переводов «Гамлета». Сонетам пока повезло больше, их 154 и переводились они только раз:

«О, красота еще прекраснее бывает,
Когда огонь речей в ней искренность являет!
Прекрасен розы вид, но более влечет,
К цветку нас аромат, который в нем живет…»

Естественно, энциклопедия не сводится только к творчеству Шекспира. К сожалению, о его биографии известно намного меньше, чем о писателях позднейших эпох. А может это и к лучшему – он не становится литературным персонажем собственной биографии.

Важной темой является обзор творчества писателей-современников – в первую очередь драматургов. Составитель энциклопедии ставил перед собой задачу как можно лучше показать театральную жизнь того времени, которое дало миру великого гения. Политическим событиям тоже уделено внимание.

Вообще энциклопедия во многом носит театральный характер. Творчество Шекспира не закончилось с его смертью. Оно продолжается, и будет продолжаться до тех пор, пока режиссеры и актеры предлагают свои трактовки его пьес. Читатели также со страниц книги смогут узнать или уточнить, каких именно героев и героинь Великого Барда играли или еще играют хорошо им известные, любимые актеры и актрисы.

Важную роль играет тема музыки. Помимо статей об операх и балетах, вдохновленных произведениями Шекспира, читатели найдут заметки о выдающихся композиторах, в чьей музыке отразилось его творчество. И, конечно, не забыты песни, «текстами» которых стали сонеты Шекспира.

«Уж если ты разлюбишь – так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!..»

Можно сказать, что у энциклопедии четыре темы. Первая – это творчество Шекспира, мир, созданный им. Вторая – его жизнь как человека, та среда, из которой он вышел, чтобы достичь невероятной  высоты. Третья – театральная, литературная, политическая эпоха, в которую он жил. И наконец, четвертая – это «планета Шекспира». Так назвал один из своих романов американский фантаст Клиффорд Саймак. «Планетой Шекспира» у него была Земля.

Меняются эпохи, уходят в небытие народы, государства, цивилизации. Казалось, и теперь, в третьем тысячелетии, погрязшем в суетности, меркантильности и плотских пороках, не до шекспировских страстей. Но пока люди не разучились любить и ненавидеть, радоваться и страдать, творчество гения будет востребовано. А значит, современно и столетия спустя.

«Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары ее, ни счастья — выше наслаждения служить ей…»


Приглашаем Всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).