Праздничная и обрядовая пища народов мира

Аннотация

В нашей повседневной жизни, а также в традиционной народной культуре и обрядовом фольклоре категории еды/пищи занимают достаточно весомое место. В культуре разных народов существует почтительное, религиозное отношение к пище. Это подтверждается разнородным этнографическим материалом, который обобщили авторы этой коллективной монографии.

Наибольшее количество кулинарных традиций характерно для застолий Рождества, Пасхи, свадебного и поминального стола. Интересно, что такой обычный для нас напиток — кофе, первоначально был сакральным для народов Африки и использовался в ритуалах, связанных с культом плодородия и обрядами очищения.

Символика и значение праздничных и обрядовых блюд, особенности застольного этикета некоторых народов России и ближнего зарубежья, Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Америки и Африки показывают нам, насколько глубокий смысл заложен был нашими предками в понятие «пища». Знакомство с материалами этой книги поможет нам понять, какое блюдо и почему стало символом какого-либо праздника или национальной кухни и что из этого наследия повлияло на культуру питания в наши дни.

Праздничная и обрядовая пища народов мира = Festival and ritual food of the peoples of the World / [отв. ред.: С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина] ; Ин-т этнологии и антропологии РАН. – Москва : Наука, 2017. – 774 с. – Парал. загл. и рез. на англ. яз. – ISBN 978-5-02-040048-1.

Шифр ББК: 63.5(0)-425 П 68
Местонахождение в библиотеке: С253780-к/х

ПРЕДИСЛОВИЕ (фрагмент)

Исследование в области материальной культуры занимает особое место в общем корпусе этнографических работ. Этнографический труд, посвященный пище, одежде, жилищу, утвари и т.п., материальным предметам, которые составляют базис более возвышенных нематериальных культурных проявлений, давно занимает почетное место в ряду этнографических исследований. Однако предмет, лежащий в основе подобных трудов, всегда имеет не только культурное, но и витальное, прикладное, техническое значение и является также предметом рассмотрения соответствующих дисциплин: архитектуры, дизайна, технологии швейного дела, кулинарии и нутрициологии и т.д. Именно по этой причине так важны для культурологической этнографии те культурные предметы, где их прикладное прагматическое значение может отступать на задний план, выдвигая на главенствующие позиции знаковое содержание предмета: это здание, не предназначенное ни для проживания людей, ни для хранения каких-либо предметов, это виды костюма, не имеющего своим назначением ни укрытие от непогоды, ни удобства и комфорт в реальной жизни, это, наконец, виды пищи, которые порой не могут быть съедены и не для этого готовятся. Это материальные предметы, материальность которых может быть забыта, поглощенная их самодовлеющей знаковостью.

В постоянном напоминании того, что остов культуры состоит не из предметов, а из отношений, представлений, ценностей и смыслов, этими предметами выражаемых и существующих прежде всего не в самих предметах, а в их мыслеобразах, и состоит центральная идея этой книги. Но другая сторона той же самой медали состоит в напоминании о том, что не может быть ни радостной, ни горестной эмоции, которые существовали бы сами по себе без своего материального выражения. Люди – не бесплотные духи, они телесные по своей природе, что не мешает им быть сколь угодно духовными существами. И пока человечество существует в своем материальном телесном воплощении для него в равной мере имеет значение и телесная, и духовная пища, пища обрядовая, поминальная, праздничная, показная, демонстративная, без которой не может состояться ни праздник, ни ритуал, ни осознание радости или грусти момента и вообще никакое материальное осмысление вечно воспроизводящейся жизни.

По сложившейся традиции, книга продолжает публикацию докладов, представленных на секции “Праздничная пища народов мира: этноинтегрирующие функции” (председатели: С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина) юбилейного X Конгресса этнографов и антропологов России (г. Москва, июль 2013 г.) и XI Конгресса этнографов и антропологов России (г. Екатеринбург, июль 2015 г.). Доклады были дополнены статьями нескольких авторов, в течение многих лет проводивших полевые исследования в разных регионах нашей страны и за рубежом и собравших богатый материал о традиционном питании русских и других народов. Таким образом, это будет уже четвертый том, посвященный культуре питания народов мира. На этот раз тематика книги включает исследования, посвященные праздничной и обрядовой пище.

В сборнике впервые обобщен обширный этнографический материал, посвященный праздничной и обрядовой пище некоторых народов Российской Федерации и ближнего зарубежья, Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Америки и Африки. Авторы, не ограничиваясь простым описанием фактологической стороны традиционного питания, анализируют терминологию и символику праздничных блюд, особенности застольного этикета. Кроме опубликованных данных, в книге использованы архивные материалы и полевые наблюдения авторов.