«У сильного всегда бессильный виноват»: к 250-летию со дня рождения И.А. Крылова

Уважаемые читатели! С 28 января 2019 года по 8 февраля 2019 года на научном абонементе экспонируется выставка: «У сильного всегда бессильный виноват», посвященная 250-летию со дня рождения И. А. Крылова. На ней представлено 23 книги, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

Не презирай совета ничьего, но прежде

рассмотри его.

И. А. Крылов

 

Десницкий, А. В. Иван Андреевич Крылов : пособие для учащихся / Алексей Васильевич Десницкий. – Москва : Просвещение, 1983. – 143 с. – (Биография писателя).

В историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел, прежде всего, как гениальный баснописец.

Его рано стали называть «дедушкой Крыловым», и мало кто в Петербурге помнил совсем другого Крылова, энергичного и ядовитого, порой весьма неосторожного журналиста.

Став ещё при жизни признанным классическим писателем, Крылов, казалось, много заботился о том, чтобы закрепить в сознании окружающих представление о себе как о простаке, который, когда и попадал в светский салон, вел себя своеобразно, по-домашнему: любил хорошо поесть, мог задремать во время глубокомысленного спора.

В то же время он не был только баснописцем. Всю первую половину своей жизни, притом более деятельную, он писал произведения другого рода, которые были более понятны современникам, чем его басни. К басням он пришел много позднее и как раз потому, что не мог добродушно относиться к тому, что видел в жизни.

С разбором выбирай друзей. Когда корысть себя личиной дружбы кроет –

Она тебе лишь яму роет.

Немногие знают, что ещё молодым человеком Крылов сблизился с А. Н. Радищевым, величайшим представителем не только русской, но и мировой революционной мысли XVIII столетия. Писателю на протяжении всей жизни приходилось скрывать свои истинные мысли и чувства, свои симпатии и антипатии. Поэтому он писал исключительно официальные письма, не вел дневников, не создавал автобиографии.

Автор данной книги вводит читателя в увлекательный мир литературоведческих поисков. Он пытается, привлекая противоречивые печатные источники, мемуарные свидетельства, документы, художественные произведения, воссоздать биографию великого русского баснописца, драматурга, журналиста и поэта И. А. Крылова, остающуюся во многом неясной и «загадочной» для современных исследователей. А. В. Десницкий пытается обрисовать социально-политическую, идейно-нравственную и культурную атмосферу в России конца XVIII-начала XIX веков. По ряду не изученных в литературной науке вопросов автор высказывает свою оригинальную точку зрения.

Издание заинтересует как специалистов-литературоведов, так и всех любителей жизни и творчества этого удивительного человека.

 

Гордин, М. А. Жизнь Ивана Крылова / Михаил Аркадьевич Гордин. – Москва : Терра-Книжный клуб, 2001. – 336 с. – (Портреты).

Эта книга – рассказ об одном из самых известных и едва ли не самом загадочном из русских писателей.

Юность Крылова – неправдоподобно ранняя и блистательно начавшаяся литературная карьера, увлечение высокими идеалами Просвещения, ощущение своей миссии в деле скорейшего и радикального переустройства жизни на разумных и справедливых основаниях.
Крушение просветительских иллюзий в огне Великой французской революции и последующих кровавых войн отозвалось крутым переломом в умонастроении писателя. Крылов бросает литературу, на целое десятилетие исчезает из общественной жизни, становится приживалом в доме богатого барина, заправским карточным игроком.

В итоге пережитого духовного кризиса в литературу возвращается писатель совсем иного мироощущения. Суть и творчества, и житейского поведения этого нового Крылова – ирония, беспросветная, неизбывная, трагическая ирония, обращенная на миропорядок и на собственное существование. Юношеский бунт против современности превращается в противостояние неподвластному разуму ходу Истории.

Услужливый дурак опаснее врага.

Крылов-мыслитель, Крылов-отрицатель оказал огромное влияние на современную ему словесность. Пушкин назвал его представителем русского национального духа, стиль ряда произведений Пушкина 1830-х годов открыто соотнесен с крыловской иронической стилистикой.
Первая часть этой книги – попытка на документальном материале выстроить биографию Крылова. Вторая часть – попытка на том же материале разгадать его судьбу.

Голос гения — это отнюдь не монолог одиночки, каким он порой доносится до потомков. Слышимые нами громовые раскаты – «это в первую очередь отзвук его диалога с эпохой». Этот диалог запечатлен в «Жизни Ивана Крылова» – с художественной выразительностью и интеллектуальной смелостью.

Художественная биография замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова представлена в широком контексте литературных и исторических связей эпохи. Она будет интересна всем любителям жизни и творчества этого великого баснописца.

 

Коровин, В. И. Басни Ивана Крылова : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Валентин Иванович Коровин. – Москва : Изд-во МГУ, 1997. – 96 с. – (Перечитывая классику).

Жанр басни имеет древнюю и богатую историю. Первые басни Эзопа были созданы в V-VI веках до нашей эры. Басни принадлежат к так называемому животному эпосу, в котором действующими лицами были животные, а не боги и люди. Общее в басне воплощается в частном случае, а человеческие отношения переводятся в картины из жизни животных. Развитие жанра прошло много ступеней, пока басня стала достоянием письменной литературы.

В истории басни на первый план выдвигались то рассказ, то назидание, и в зависимости от этого жанр приобретал разный характер: в нем усиливалось либо поучительное, либо эстетическое начало.

Басни Крылова давно стали народным достоянием, «книгой мудрости самого народа», как сказал о них Гоголь.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Басня – прежде всего иносказание, двупланное повествование, из сюжета которого всегда вытекает моральное поучение. Такова сама художественная структура басен Эзопа, Лессинга и их последователей, которая обогащена реальными житейскими подробностями у Лафонтена и Крылова.

Крылов не оставил теоретических рассуждений о басне, но весь его творческий путь противоречил этой точке зрения. Подобно Лафонтену, он сделал басню поэтически живописной, отказался от логистического аскетизма Лессинга и античной басни.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

В русской литературе дорогу Крылову проложил А. Сумароков, который придал басне не только яркий национальный, но и бурлескный характер. Крылов многому научился у него, хотя и не пошел путем его буффонства и грубоватого «мужицкого» балагурства. Главное, что ему оказалось близко в сумароковских «притчах», – это погружение басни в жизнь, в быт, превращение ее в сценку, отказ от абстрактной аллегории.

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Крылов нарушил камерность поэтики сентиментализма и вернул ее к народным истокам, к ее сатирической направленности. Крыловские басни знаменовали уже рождение реализма, тесно связаны были с народной основой. Тем самым они явились важным литературным событием, несли с собой новое демократическое восприятие жизни, противостоящие эстетике сентиментализма.

Все эти вопросы  и поднимаются в данной книге. Она заинтересует учителей школ, лицеев и гимназий, студентов, абитуриентов, специалистов-филологов и всех почитателей творчества И. А. Крылова.

 

Крылов, И. А. Почта духов : сатирическая проза ; басни / Иван Андреевич Крылов ; сост. В. В. Милюков ; подгот. текстов, вступ. ст. и примеч. С. А. Фомичева. – Москва : Парад, 2008. – 592 с., [1] л. портр. : ил. – (Новая библиотека русской классики – обязательный экземпляр).

«Этот человек загадка, и великая!» – писал о Крылове в 1809 году К. Н. Батюшков, уже тогда признавший за своим старшим современником право на бессмертие. С тех пор разговор о загадочности баснописца сделался уделом пишущих о нем.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, большая часть ее прошла в Петербурге, что называется, у всех на виду. Он был своим человеком в театральном, литературном и журнальном мире столицы, регулярно посещал множество кружков, собраний, салонов, служил в Публичной библиотеке, бывал при дворе; его облик и экстравагантное поведение породили целый анекдотический эпос. Анекдотами о лени, обжорстве, неряшливости «дедушки» Крылова расцвечены мемуары и отзывы даже тех его современников, кто понимал, что это всего лишь маска, за которой скрывается один из самых закрытых от посторонних глаз и внутренне одиноких русских писателей.

Случилось так, что именно в 1789 году Иван Андреевич Крылов приступил к изданию своего журнала. «Почта духов» не был журналом в нашем понимании. Скорее, это был сатирико-философский роман, выходивший ежемесячными выпусками, каждый из которых содержал по несколько писем от духов к некоему волшебнику Маликульмульку.

За описанными в нём пародийными сценами нетрудно было угадать острую сатиру на екатерининский двор.

В «Почте духов» сатирик создает обобщенный образ «модной лавки», в которой наряду с предметами бесполезной, оплаченной кровью и потом крепостных роскоши торгуют в розницу и законом и добродетелью.

Нам, судящим о литературном даровании Крылова прежде всего по его басням, интересно проследить, как отдельные эпизоды и рассуждения «Почты духов» предопределили сюжеты и образы басенного творчества сатирика. Иногда, впрочем, даже меткое попутное сравнение уже таит в себе зерно будущей басни.

И. А. Крылов был писателем редкой судьбы. Первое произведение – комическую оперу «Кофейница», и последнее крыловское издание – «Басни в девяти книгах», разделяет период в шестьдесят лет. Нельзя не поразиться не только литературному долголетию Крылова, но прежде всего непреходящей свежести его дарования на всем протяжении творческого пути.

В басне сошлись все грани таланта Крылова, открылось его редкое поэтическое мастерство.

Ты здравым хвалишься умом везде бесстыдно,

Но здравого ума в делах твоих не видно.

В настоящем издании печатаются сатирико-философский роман «Почта духов» и полное собрание его басен. Книга будет интересна всем любителям творчества Ивана Андреевича Крылова.

 

Крылов, И. А. Полное собрание драматических сочинений / И. А. Крылов ; сост., вступ. ст., коммент. Л. Н. Киселевой. – Санкт-Петербург : Гиперион, 2001. – 636 с., [1] л. портр. – (Российская драматическая библиотека (РДБ)).

Полное собрание драматических сочинений Ивана Андреевича Крылова открывает серию “Российская драматическая библиотека”, задуманную ее составителями как свод драматического наследия русских писателей XVIII – начала XX века. Новая серия подготовлена на основе собрания Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки – старейшего хранилища театральной литературы в России.
На фронтисписе воспроизведен портрет И.А.Крылова работы Ореста Кипренского из собрания Государственного музея декоративного искусства в Буэнос-Айресе (Аргентина).

В настоящем издании воспроизведены все известные, сохранившиеся до наших дней драматургические сочинения И. А. Крылова – как законченные, так и незавершенные. Впервые после 1793 года воспроизводится комическая опера в одном действии «Опасная шутка», созданная в соавторстве с И. А. Дмитревским и А. И. Клушиным.

Крылов вошел в литературу с явным намерением стать знаменитым писателем: для него это был вопрос социального статуса. В первом произведении «Кофейница» он ясно сформулировал свою идеологическую позицию обличителя современных нравов, но этого было явно недостаточно для завоевания видного места в литературе. Нужно было включиться в полемику, делать выбор, но для этого не хватало житейского опыта, и в своем следующем дошедшем до нас драматургическом сочинении Крылов остался верен тактике «состязательности», только сменил жанр.

«Филомела» – трагедия на античный сюжет. Выбор жанра лишний раз свидетельствует о серьезности литературных планов писателя. В один год с «Филомелой» Крылов создал комическую оперу «Бешеная семья», которую Я. И. Гордин точно охарактеризовал как комедийный комментарий к «Филомеле».

Конечно, «Бешеная семья» – это также юношеское произведение, но в ней Крылов впервые нащупывает ту линию, которая затем – в зрелых пьесах – станет характерной и наиболее сильной чертой его драматического почерка: фарсовость, обнажение театральной условности и игра с ней.

Любительская сцена дворянского дома ограждала автора от вмешательства цензуры и давала простор высказывать без помех все, что было угодно. Зато она порой предъявляла к пьесе как таковой более строгие требования, чем сцена профессиональная. Крылов, создавая «Подщипу» и «Пирог», конечно, имел в виду эти требования: небольшой объем и небольшое число действующих лиц, актуальность и веселость. Обе эти пьесы принадлежат к числу его несомненных писательских удач.

В середине 1800-х годов начался заключительный этап крыловской драматургии. Его новые пьесы «Модная лавка», «Илья богатырь», «Урок дочкам» широко ставились на сцене и имели грандиозный успех.

Однако Крылов все же оставил сцену и перешел к иному жанру, в котором ему было суждено обессмертить свое имя.

Крылов-баснописец несомненно заслонил в русской литературе Крылова-драматурга.

Когда почтен быть хочешь у людей,-

С разбором заводи знакомства и друзей!

Книга заинтересует как специалистов-литераторов, так и всех, кто хочет полнее познакомиться с творчеством менее известного Крылова-драматурга.

 

И. А. Крылов в воспоминаниях современников / вступ. статья, сост., подг. текста и коммент. А. М. Гордина, М. А. Гордина. – Москва : Художественная литература, 1982. – 503 с. – (Серия литературных мемуаров).

Воспоминания о Крылове написаны по большей части литераторами, и потому его чаще всего видно именно в кругу литераторов.

Крылов – автор чрезвычайно популярных в первые десятилетия XIX века комедий – неизменно появляется на страницах театральных мемуаров эпохи.

Свидетельства современников о Крылове – порой отрывочные, а в некоторых случаях весьма обстоятельные, – будучи собраны вместе, дают нам понятие о стиле поведения, живом облике писателя, его образе жизни.

Правда, свидетельства мемуаристов о Крылове по большей части относятся ко второй половине его жизни, в основном к последним двадцати-тридцати годам. Оттого, собранные вместе, эти мемуары представляют собой не столько отрывочную биографию, сколько мозаичный портрет Крылова – автора басен.

Рассказы мемуаристов о его ранних годах и молодости основаны главным образом на немногих сведениях, почерпнутых у самого Крылова. Но сведения эти были весьма скудны, потому, что говорить о себе и, в частности, о временах своей юности, Крылов не любил.

И в этом отношении он также уникален. Нет другого значительного русского писателя, который, прожив долгую жизнь, умудрился бы столь же мало рассказать о себе окружающим.

Он не оставил не только записок, но и ни одной автобиографической строки. И при этом Крылов всячески уклонялся от помощи своим биографам.

Понятно, что это упорное нежелание Крылова рассказать о себе, это нежелание оставить потомкам какие-либо автобиографические материалы, придает особую цену воспоминаниям о нем современников. Наряду с произведениями самого поэта и немногочисленными, по большей части служебными, документами, рассказы и упоминания о Крылове в дневниках, воспоминаниях и переписке знавших его людей служат единственным литературным материалом, на основании которого мы можем строить свои представления о личности поэта.

В сборник, издаваемый впервые, вошли наиболее значительные воспоминания современников о великом русском баснописце, поэте, драматурге И. А. Крылове. Их авторы: Пушкин, Вяземский, Плетнев, Керн, Тургенев, Белинский, Панаев и многие другие.

Вскоре после смерти баснописца Н. В. Гоголь сказал о нем слова, которые навсегда остались в памяти потомков, как надпись, высеченная на граните: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Они по-прежнему актуальны и звучат очень современно и сегодня.

В породе и в чинах высокость хороша;

Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Приглашаем всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).