«Спасение через слово»: к 100-летию со дня рождения А. И. Солженицына

С 12 ноября по 26 ноября 2018 года на научном абонементе экспонируется выставка: «Спасение через слово», посвященная 100-летию со дня рождения А. И. Солженицына. На ней представлено 20 книг, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

 

«…подлинное величие народа – в высоте

внутреннего развития;  в душевной

широте…»

А. И. Солженицын.

 

Творчество А. И. Солженицына в контексте мировой культуры : сборник научных статей / [Е. В. Белопольская [и др.]] ; Юж. федер. ун-т. – Ростов-на-Дону : Изд-во Юж. федер. ун-та, 2015. – 95 с.

В истории русской литературы А. И. Солженицын занимает значительное место. Масштабность его творческого наследия впечатляет. Кажется, он попробовал себя во всех жанрах – прозаических, поэтических и драматургических. Его произведения очень разнятся по объему, поражают широтой охвата поставленных в них проблем – трудно назвать вопросы, которые бы он не затронул в своем творчестве. Но Солженицын не только оригинальный художник слова, но и выдающийся мыслитель, крупный историк, великий гражданин своей страны.

Его удивительная биография богата неожиданными поворотами. Выпускник Ростовского госуниверситета, сталинский стипендиат и отличник учебы, блестящий офицер-орденоносец Советской Армии в 1945 году арестован по политической статье и попадает в лагеря.  В 1962 году недавний бесправный зек, неизвестный школьный учитель из Рязани после публикации своего дебютного рассказа становится писателем с мировым именем.

Через четыре года Солженицына перестают печатать, его опубликованные сочинения изымают из библиотек. Исключенный из Союза писателей в 1969 году, он, опальный художник слова, уже в 1970 году будет награждён Нобелевской премией. После тяжелейшей болезни он не просто выживет, но и создаст большую семью, трижды испытав радость отцовства. Высланный насильно из страны в 1974 году, через двадцать лет, в 1994 году, он триумфально возвратится в Россию.

В этом смысле история жизни Солженицына поучительна. Как верно заметила биограф писателя Л. И. Сараскина, «само сознание, что человек такого масштаба присутствует в городе и мире, многое меняет в генетической формуле современности. Жизнь Солженицына доказывает, что альтернативная история не пустая фантазия, что каждый момент бытия – поворотный».

Безусловно, уникальная личность Солженицына нашла яркое отражение в его творчестве. При этом он был уверен, что искусству и литературе доступно многое.

Данный сборник включает работы, написанные в разное время литературоведами старшего, среднего и молодого поколения Южного федерального университета, alma mater всемирно известного писателя. Статьи подобраны таким образом, чтобы обрисовать круг приоритетных научных интересов сотрудников в области солженицыноведения.

Сборник научных трудов будет интересен как специалистам-литературоведам, так и всем, кто будет изучать творчество этого удивительного писателя.

 

Герасимова, Л. Е. Этюды о Солженицыне / Л. Е. Герасимова ; СМИОН. – Саратов : Новый ветер, 2007. – 126 с. – (Монографии. Вып. 4).

Меняется наша жизнь – меняется и прочтение Солженицына. Каждый из тех, кто прочитал его книги, навсегда благодарен Александру Исаевичу за изменившую нас правду. Сначала открылась нам обжигающая политическая правда и лишь потом онтологическая. «Русский реализм Солженицына может быть понят по-настоящему только друзьями правды последней», – писал архиепископ Иоанн Сан-Францисский.

А. И. Солженицын, как сам он говорил, – «один из свидетелей и страдателей бесконечно жестокого века России». На перекрестьях ведущих идей, мирочувствий, интуиций XX века только и может быть понято творчество писателя. По мере постижения феномена Солженицына открывается всё новые и новые контексты XX и XXI веков, необходимые для этого постижения.

Но Солженицын – не только один из выдающихся умов современного мира. Ему дано больше. В духовном опыте XX века очень важен его «удивительный путь через безнадежность», как он говорит в своей молитве.

Творчество А. И. Солженицына диалогично. Одним из первых на это обратил внимание Ж. Нива. Диалог – ключевое понятие XX века – многообразен в творчестве Солженицына: от диалогичности романного слова до полифонической композиции «Красного колеса»; от острых исторических споров о судьбе России до непрямых «собеседований» с писателями-классиками и современниками.

В предлагаемых этюдах делается попытка в разных контекстах XX века увидеть существенные особенности художественного мира А. И. Солженицына, а также вдуматься в его концепции «планетарного сознания» и «исторической бездны».

Продолжающееся творчество великого писателя неподъёмно трудно осмыслить целиком. Этюдная форма даёт возможность подвижной точки зрения, разнообразия аспектов рассмотрения, актуализации и проблематизации тех сторон содержания и поэтики произведений, которые кажутся особенно важными сегодня.

Творчество А. И. Солженицына вобрало в себя трагический опыт России XX века. Личностность постижения этого опыта художником требует и от читателя личностного, а потому и неизбежно избирательного соучастия.

Эта книга заинтересует преподавателей вузов, студентов, аспирантов и всех интересующихся творчеством А. И. Солженицына и русской культурой XX века.

 

Щедрина, Н. М. “Красное колесо” А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века / Н. М. Щедрина. – Москва : Памятники исторической мысли, 2010. – 326 с., [8 с.] : ил.

Художник и документалист, беллетрист и историк, а главное – мыслитель, Солженицын вошел в нашу литературу в начале 60-х годов XX века. Литературная известность пришла к нему в 1962 году, в связи с публикацией в журнале «Новый мир» рассказа «Один день Ивана Денисовича». И в лагерные годы, и в последующие он создал повести, романы, драматическую трилогию, киносценарии, публицистику. Затем были: Нобелевская премия 1970 года, «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛАГ», в 1974 году выдворение из Советского Союза. Второе «рождение» писателя в нашей стране оказалось возможным лишь в конце 1980-х годов.

Самым масштабным для Солженицына стало «Красное колесо», работа над которым осуществлялась, в основном, во время изгнания, и печатался роман впервые за границей. Это даёт право соотносить его как с русской отечественной литературой, так и с литературой русского зарубежья.

В июне 1971 года в Париже выходит впервые русское издание «Августа Четырнадцатого» – первого «узла» романа «Красное Колесо». Роман мало кого оставил равнодушным, о чём свидетельствуют отзывы западных и советских критиков.

Настоящим событием в постсоветской России стала публикация «Красного Колеса» в 1990-1993 годах в российской печати ещё до возвращения Солженицына из Вермонта. По возвращении писателя на родину по отечественному радио передавали в записи «Голоса Америки» главы этого романа в исполнении автора.

При довольно большом возможном разбросе аспектов анализа «Красного Колеса» как произведения эпического звучания возникает потребность поставить его в контекст исторических произведений, к которым оно тоже имеет принадлежность.

В книге предлагается взгляд на отечественную историческую прозу второй половины XX века и произведения русского зарубежья в единстве их идейно-эстетических и структурных качеств как жанрового явления XX века.

В общем русле идейных, стилевых и эстетических принципов развития литературы XX века рассматривается вклад А. Солженицына в эволюцию исторической прозы. В работе предпринимается попытка выявить философскую основу столь разных по мастерству, взглядам и временному вхождению в историческую прозу писателей, проанализировать художественное своеобразие.

Предпринимаемая в монографии попытка позволяет выявить индивидуальность Солженицына-писателя и специфику художественности самого грандиозного произведения русской литературы XX века.

Данная книга адресована филологам, историкам, философам и всем, интересующимся творчеством писателя и русской литературы XX века.

 

А. И. Солженицын и русская культура : научные доклады / ред. И. В. Дараева ; СМИОН. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 288 с, [1] л. портр. – (Научные доклады ; Вып. 2).

А. И. Солженицын пришел в XXI век.

24-26 июня 2002 года в Саратовском госуниверситете состоялся Всероссийский научный семинар «А. И. Солженицын и русская культура», который проходил под эгидой Саратовского межрегионального института общественных наук и был посвящен юбилею литературно-общественной деятельности великого русского писателя-мыслителя, публициста, живого классика современности.

Работы участников семинара – филологов-литературоведов, лингвистов, историков, политологов, философов, культурологов – определили состав предлагаемого научного сборника, который является продолжением первого выпуска межвузовского сборника.

Существенная особенность научных трудов авторского коллектива сборника – поисковый, синтетический характер исследовательской мысли, стремящейся соответствовать «языку предмета» и находящей новые – масштабные – измерения феномена А. И. Солженицына.

В первом разделе сборника рассматриваются актуальные проблемы творчества писателя в контексте литературного столетия и большого времени. Авторы исследуют широкий спектр вопросов, связанных с постижением духовного опыта и искусства письма и этики А. И. Солженицына.

Во втором разделе объединяющим принципом стало пристальное внимание исследователей к нравственно-философским, историческим, политософским аспектам творчества А. И. Солженицына.

Солженицын – национальный мыслитель, Солженицын – научный историк XX века – вот генерирующее направление научных усилий авторов, высвечивающих основополагающие солженицынские концепты, идеи, образы, символы вечной истины с точки зрения современности.

Третий раздел сборника посвящен анализу слова А. И. Солженицына, языка и стиля, поэтики повествования и своеобразия публицистических выступлений писателя. Перед читателем предстает активная работа большого мастера русского слова, неутомимо культивирующего свое богатое языковое поле.

Издание будет интересно преподавателям вузов, учителям, аспирантам, студентам, всем, кто не равнодушен к творчеству А. И. Солженицына.

 

Бушин, В. С. Неизвестный Солженицын / Владимир Бушин. – Москва : Алгоритм, 2006. – 444 с.

Владимир Сергеевич Бушин является ровесником лауреата Нобелевской премии А. И. Солженицына, они люди одного поколения. Владимир Сергеевич – поэт, фронтовик, выпускник Литинститута, весьма дотошный литературный критик и боевой публицист. Его называют «яростным ниспровергателем авторитетов». От него не раз доставалось не только Солженицыну, но и многим известным политикам.

Эпиграфом к своей книге он взял очень хлесткие слова Солженицына:

Отмываться всегда трудней, чем плюнуть.

Надо уметь быстро и в нужный момент плюнуть

первым.

Эта книга вышла в серии «Властители дум», и речь в ней идёт об Александре Солженицыне. Автор относится к своему герою гораздо менее ласково, чем Толстой – к Наполеону, чем Дорошенко – к Симонову, но он признает, что Солженицына вполне можно считать властителем дум своего времени, ибо его сочинения были изданы огромными тиражами  в России и во многих странах мира.

В результате можно сказать, что Солженицын «оказал большое влияние на общество». Более того, Солженицын явился родоначальником, толчком того нравственного обвала и разложения, той деградации общества, что ныне мы видим на родной земле.

Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось. А. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в “Новом мире” никому не ведомого автора, потом в глаза говорил ему: “У вас нет ничего святого. Если бы зависело только от меня, я запретил бы ваш роман”.

М. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: “Какое это болезненное бесстыдство…” То же самое можно сказать и об отношении к нему Л. Леонова, К. Симонова…

В книге можно будет прочитать о загадке ареста, о писателе как явлении русофобии, как убивали Солженицына и о многом другом.

Прочитав книгу одного из самых авторитетных публицистов нашего времени Владимира Бушина, лично знавшего писателя, вы поймете, чем пожертвовал Солженицын ради славы.

Издание заинтересует всех любителей мемуарной и критической  литературы.

 

Лакшин, В. Я. Солженицын и колесо истории / Владимир Лакшин ; [сост., авт. предисл., коммент. С. Н. Кайдаш-Лакшиной]. – Москва : Вече ; АЗъ, 2008. – 462 с.

Настоящая книга представляет собой впервые собранные вместе статьи, дневниковые записи Владимира Яковлевича Лакшина (1933-1993) о творчестве и личности А. И. Солженицына (1918-2008) и их переписку. Как известно, главный редактор легендарного журнала “Новый мир” русский поэт А.Т.Твардовский огромными усилиями напечатал в 1962 г. повесть “Один день Ивана Денисовича” о крестьянине, посаженном в лагерь. Тогда автор повести уверял, что “капитализм отвергнут историей”, нужен “нравственный социализм”, а сам в это время сочинял пасквиль на Твардовского и редакцию журнала “Бодался телёнок с дубом”.

Когда Солженицына выслали на Запад, он опубликовал эту книгу-фельетон и начал яростную борьбу против СССР и социализма. В этом и состоит известная тайна писателя, разгадыванию которой и посвящена эта книга.

В. Я. Лакшин – литературный критик, литературовед, прозаик, мемуарист. Он автор книг о Толстом, Чехове, А. Н. Островском и др., создатель уникальной телевизионной библиотеки о русских классиках – Пушкине, Чехове, Блоке и др. В 1990-е гг. выступал с острой публицистикой (“Россия и русские на своих похоронах”, “Спасение из провинции” и прочие).
Лакшин о Солженицыне – тема этой книги, которая достаточно весома и, несомненно, будет продолжена и дальше читателями и исследователями ушедшего века, русской литературы и трагедий русской истории.

Владимиру Яковлевичу было присуще ежедневное ощущение себя в историческом чувстве каждого дня – дня повседневности и вместе с тем исторического бытия и смысла. Во вступлении к своим дневникам, которое он назвал «Письма к самому себе», он писал: «Привычно поскрипывавшее в медлительном качании колесо истории вдруг сделало первый невидимый нам оборот и закрутилось, сверкая спицами, обещая и нас, молодых, втянуть в свой обод, суля движение, перемены – жизнь».

Все эти годы, что Солженицын жил в Москве, не затухая, шла война против сочинения Владимира Яковлевича. Литературные критики – от газеты «Завтра» до «Литературной газеты» имя его предпочитают упоминать в отрицательном духе. И непременно кто-то ругнет всерьез – Лев Аннинский, Владимир Бондаренко, Павел Басинский.

Несмотря на глубокое личное раздражение, Солженицын был вынужден признать, спустя свыше двадцати лет после выхода статьи Владимира Яковлевича и шести лет после его смерти: «Лакшин, очевидно, прав, коря меня, что о внутренней обстановке «Нового мира» я судил по слишком беглым своим, всегда на лету, впечатлениям. Допускаю, что я весьма неполно вник в соотношение «первого» и «второго» этажей. Я рад, что он меня поправил».

Книга о Солженицыне, писавшаяся Лакшиным на протяжении 30 лет, поражает сенсационной объективностью, читается на одном дыхании и адресована самому широкому кругу читателей.

«Художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям»,- говорил А. И. Солженицын в Нобелевской лекции. Из такого понимания назначения художника исходят и историософия Солженицына, и его стратегии, и незавершаемый диалог с читателем во всех жанрах – от эпопеи до публицистики.

 

 

Приглашаем Всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10М).