По страницам старинных книг: русский свадебный обряд

Перенимая чужие традиции мы, порою, забываем, что наш народ всегда отличался своей самобытной культурой. Заимствуя и отмечая иностранные праздники (Хэллоуин, День святого Валентина и т.д.) мы постепенно удаляемся от своих «корней», забываем свою народность. Например, наш русский праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, имеет более глубокий смысл.

Народные песни, обычаи говорят не только о настоящей народной психологии, но также о психологии и быте давно минувшего времени. Вся история человечества показывает, что народ, потерявший и не признающий свою родную культуру, рано или поздно перестает существовать.

Русская культура – это органичный сплав язычества и христианства, который очевиден в народных праздниках и обрядах. Так в русской культуре ни один праздник не подчинялся такой строгой обрядности, как например, свадьба. Городские жители первыми подвергались иноземному влиянию, но в селах дольше сохранялись исконные традиции и обряды. Вплоть до ХХ века у нас в стране свадьбы игрались по старинным обычаям, о которых не  лишним будет напомнить и современному человеку.

Узнать о русских народных свадебных традициях можно только обратившись к истинным источникам. Поэтому представляет большой интерес книга 1900 года Петра Васильевича Шейна «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.».

Шейн – русский этнограф, лингвист, знаток народного быта и говоров. В конце ХХ века он со своими учениками ездил по российским губерниям и собирал фольклорный материал у живых представителей русской культуры. Он собрал множество старинных причетов и песен, отдельно по каждой губернии.

Свадьба – это, прежде всего определенная хозяйственная необходимость: прием в семью нового члена и продолжателя рода. Огромное значение в свадебном обряде имели элементы магии: огородить молодых от нечистых духов, обмануть нечисть, заговоры на плодовитость, на разрыв с культом духов одного рода и с приобщением к культу духов другого рода. Все  эти обряды уходят в глубь дохристианских народно-магических представлений, а также заимствованы из быта царско-княжеского, например название свадебных чинов.

Свадьба составляла важную роль в жизни крестьянина. Ничто так его не сокрушало и не приносило хлопот, но вместе с тем свадьба была и  величайшим для него праздником. Если мужик играл свадьбу на славу, то о нем всегда отзывались с похвалой и уважением.

Обычно свадьбы играли между Святками и Масленицей, на Фомину неделю (вторая неделя после Пасхи, по народному календарю это Красная горка) и осенью – после полевых работ. В одних местностях существовали свои обычаи, немного отличавшиеся от других. Но в целом, свадебный обряд был идентичен. Обобщив все обычаи, можно представить весь свадебный обряд русского народа. Некоторые отдельные его детали мы встречаем и поныне.

Нужно отметить, что везде и всегда перед свадьбой невеста должна была причитать. Каждый ее шаг, каждое действо сопровождалось плачем-причетом. Существовало множество специальных причитаний (отцу, матери, сестре, брату, подругам и т. д.). Каждое слово или действие на русской свадьбе сопровождалось молитвою и пением специальных песен. Связь свадебных песен очень сильна с сопровождаемыми их обрядами.

В книге Шейна встречаются некоторые фольклорные слова и определения, значения которых, порой, нет в словарях. Поэтому не лишним будет их привести:

Байник – убранный стол, накрытый скатертью, за которым сидит невеста.

Банник  или корвега – хлеб, зашитый в скатерть накануне венчания, который везут в церковь.

Борки (пронизки) – нить цветного стекляруса, бусы.

Брага – сбор родни в доме жениха накануне свадьбы для замешивания каравая.

Воронцы – длинные деревянные полки в доме.

Гайтан – шнурок, на котором висит нательный крест.

Горенка – помещение позади сеней.

Гумулька  (гомылька) – большой платок, даримый женихом перед венцом.

Добровтоль (добровт) – мероприятие по сбору даров.

Заплачка, смолвины, сговорки, лады, пропиванье – день сговора перед свадьбой.

Калина (калинка)– пирушка,  проверка девственности невесты.

Княжеский, княжой, поклонный стол – свадебный стол во второй день.

Кокошник, наклонка – головной убор, расшитый бисером, жемчугом и т. д.

Кокуры – сдобные ржаные  лепешки, с запеченным в нее яйцом в скорлупе.

Красота – лента, повязка из парчи с лентами, головной убор девицы.

Курник (короваец) – свадебный пирог.

Окручивание – после венчания одевание повойника на голову невесты.

Передать – первый гласный подарок жениха накануне свадьбы.

Перлицо (от перло) – ожерелье из жемчуга.

Повойник (кичка, сорока, синявка, кикоболка) – головной убор замужних женщин.

Подклеть (подклетье) – нижний ярус избы.

Подножник (подножье) – материя в 2 аршина (1 аршин =71,12 см), на котором молодые стоят в церкви.

Подзатыльник (понизь) – задняя часть головного убора из дорогой материи или меха, четырехугольник расшитый стеклярусом.

Поседки – сбор женщин и девушек для причитаний.

Пряженики (пряжоники, пряженец) – лепешка, жаренная на масле.

Рукобитие, запой -  первая пирушка, сговор, где договариваются о свадьбе.

Сальник разгонный – последнее блюдо на свадьбе, после чего все расходятся по домам.

Самокрутки, свадьбы уводом или убегом – воровские свадьбы, когда крадут невесту.

Сгибень – согнутый пирог, сложенный вдвое, с кашей или ягодами.

Сени – входная часть русского дома; не отапливаемое и нежилое помещение.

Солныш, заборка – место в деревенской избе, где девушка причитает.

Спознать или отводины– угощение для близкой родни после свадьбы.

Ставцы – деревянные стаканы для пива.

Столованье, почёсный, красный, горный – стол, пир в день свадьбы.

Тябло – передний угол, где висят иконы.

Хизок (хизина, хиза, хижа) – шалаш в лесу или в поле, амбар.

Ширинка (утиральник) – кусок узкого льняного полотна, длиной не более аршина, расшитая по краям.

Штофяное очелье – повязка на голову, декоративная гладкокрашеная ткань со сложным крупным тканым рисунком.

Шубенцы (шубёнки) – рукавицы из овчинного меха.

Родственники и свадебные чины:

Божатко(божатушко) – крестный отец.

Божатенька – крестная мать.

Бояре – друзья, гости.

Брюдга, заловка – сестра жениха.

Вежливой – колдун, оберегающий свадьбу от порчи.

Венчальные батька и матка – сестры и братья молодых, держащие венцы.

Гвоздарь (гвоздочник) – ответственный за напитки.

Деверь – брат мужа.

Дружка (дружко), подкнязье – друг или родственник. Со стороны жениха – заведует свадебным обрядом, всегда с плетью под кушаком, на правой стороне через плечо – утиральник.

Князь – жених.

Коровайник – везущий с женихом каравай хлеба в церковь и из церкви.

Поддружка или полдружка – помощник и исполнитель приказаний дружки.

Поезд свадебный (поезжане) – все, кто едет за невестой вместе с женихом.

Посаженые отец, мать (сват, сватья)– заменяющие крестных.

Постельники – мужчина и женщина, которые доставляют постели и приданое.

Рожники, вечеровые, горные – родственники невесты  (от рожьник, роженик- родственник).

Сватья, сваха – крестная мать или близкая родственница.

Свекр и свекровь – родители мужа.

Сговоренка, княгиня – невеста.

Сестре(и)ница или сестрична – двоюродная сестра или дочь сестры, т. е. племянница.

Трутень, кормовой – тот, кто готовит постель для молодых.

Тысяцкий – обычно крестный отец или близкий родственник, ездит всегда с дружкою.

Шабры – соседи.

Шафер – брат или родственник, свидетель, чаще холостой.

 

Сватовство и сговор

Свадьба начинается, как обыкновенно, сватовством. Иногда перед сватовством жених идет к предполагаемой невесте оповещать ее о сватовстве с сосульками – длинными пряниками, орешками.

Перед самим сватовством вся семья жениха садится в доме на дальнюю скамью на несколько минут, после чего выходя из избы, хозяин дома ударяет сватов шапкой по спине – «на удачу».

Со стороны жениха в дом предполагаемой невесты отправляется крестный отец или близкий родственник. Вызывает отца в сени и сообщает цель визита.  Чаще в крестьянских семьях посылались свахи – родственницы жениха. На сватовство сваха приезжает в легкий день (только не в понедельник и пятницу) довольно поздно вечером, «ночком», чтобы никто ее не видел и не испортил свадьбу.

Существовали и некоторые приметы: так, если сваха придя в дом сватать невесту, увидит ее босиком, то она  точно «ихна»; сваха не должна садиться в доме.

Если отец не согласен отдавать дочь, он может прямо дать отказ.

При сватовстве говорили такие слова, некоторые дожили и до нашего времени: «У вас товар, у нас – купец. Не убудется, дело сбудется. У моего сына есть крючок, у вашей дочки петелька, так нельзя ли их в кучу свесть? Садиться не годится, а стоять не хорошо. Пришел я не кумиться, пришел я не свататься, а побрататься».

При согласии с обеих сторон, отец жениха идет к священнику договариваться о дне свадьбы. При этом священник трижды должен объявить на церковных службах о предстоящей свадьбе, чтобы выявить, нет ли родства между молодыми или других причин, препятствующих свадьбе (церковь запрещала родство до 7 колена).

Когда отец невесты сообщает о сватовстве своей семье, то для совета приглашаются родственники. Если все согласны, идет разговор о дарах от невесты. Например, свекру – рубаха и порты, свекрови – дорогую сороку и красной холстины, золовкам – штофяное очелье к повязке, деверям – рубаху и т.д. Смотря по достоинству этих даров, сват с согласия жениха или его отца дает отцу невесты деньги – кладку «на подъем или выводы» – вино, подарки и т. д. Условившись о дарах, помолившись, дают друг другу руки. После этого начинают пить «малое рукобитье».

Договорившись о дне сговора (смолвины, заплачки, лады) и свадьбы, сват отправляется к жениху с известием, что «по рукам ударено и малое рукобитье выпито».  В день, для этого назначенный, отец невесты созывает родню на большое рукобитье. В доме невесты идут приготовления для приема гостей. Иногда невеста сама готовит рыбный пирог. Часто подают на стол сгибень и соль, кокуры. Жених также привозит каравай, часто украшенный конфетами и лентами.

Невесту выводят на смотры (смотренье) в лучших нарядах. Кланяясь трижды всем гостям, она подает жениху платок, а он дает ей разных гостинцев: чулки, мыло и кренделя. Отцы бьют друг друга по рукам,  завернув их в полы шубы или предварительно одев шубенцы. Это означало, что у молодой четы в руках также будет много богатства, как волос в рукавицах. При этом обводят пирогом три раза вокруг их рук и разламывают его, а половины забирают отцы. Хранятся половинки пирога до дня свадьбы и съедают его молодые после венчания: жених – невестину половину, а она – половину пирога жениха. Нередко после рукобитья свату дарят и полотенце.

Порой, запой, своды, помолвка, сговор проводились в разные дни.

На сговоре часто устраивали «ловлю»: девушки с невестой одеваются в одинаковые сарафаны и с песнями возвращаются «гуськом или караваном» к гостям, где жених с завязанными глазами должен отгадать свою невесту, хватая за руку со словами: «Вот она – моя дружининка, вот она – моя молоденька». Это повторяется до трех раз. Если ему не удается поймать свою суженую, значит, жизнь его будет не весела.

Помолвка отличалась от современного обряда. Раньше, жениха и невесту выводили на середину избы и давали в руки рюмку вина. Молодые должны поменяться рюмками, при этом «помолвиться», т. е. назвать друг друга по имени и отчеству, «выпить и закусить» – выпив вино, поцеловаться. После поцелуя невеста дает жениху свой головной убор – в знак ее согласия на замужество.

За два дня бывают «поседки». Об этом мероприятии объявляется заранее. Приходят к невесте подружки, родственницы и все причитают, плачут. Бывает, что невеста сама ходит по родным плакаться, или к могилам родителей (если она сирота).

День свадьбы назначают тогда, когда с обеих сторон успевают к нему приготовиться. За это время подружки ходят к невесте на «обшивалки» – шить подвенечный наряд, приданное и подарки для новой родни.

В доме жениха начинается «брага», на которую созывают родню словами: «Идите затирать брагу к жениху». Когда все соберутся, то мать берет весло, в чугун  сыпет муку  и льет воду, приговаривая: «Господи благослови! Кузьма Демьян скуй нам свадьбу!». Накануне свадьбы приглашают: «Милости просим, каравай сажать!». Приходят посаженые отец и мать (муж с женой, живущие в согласии) и пекут каравай. Потом зашивают этот каравай в холст  и оставляют его до венца.

В доме невесты утром перед девичником собираются родственники и подруги. Они приносят ковригу с «рукавами» (круглый черный хлеб с рушником). Мужчины зовут гостей и называются они «зазывателями», а девушки с невестой едут с «добровтоля» и собирают дары у родни. Часто на девичнике встречается такой обряд, как поклонение елке. Девушки приносят в дом елку украшенную лентами, и невеста, причитая, кланяется ей (вероятно, это веточка ели). Порой, елка, украшенная лентами и свечками, стоит на столе, за которым сидит невеста. Вместо ели упоминаются и ветки кедра или яблони, которые украшают лентами, цветами. Эту ветку, которая служит эмблемой девичьей красоты, выкупают сваты у подруг невесты.

Накануне свадьбы невеста раздает на память свою девичью  «красоту» подругам: ленточки, перлица (жемчужные ожерелья) или другие недорогие вещи.

В этот день рано утром готовят баню, куда идут невеста с подругами. Часто впереди провожает невесту ее брат с иконой, за ним крестная мать, которая разметает веником дорогу. Перед помывкой одна из женщин примечает один из веников, и та девица, которая его возьмет, будет первая выдана замуж. Утирается невеста часто тем бельем, которое предназначено для жениха. В бане девушки расплетают ей косу, а она отдает свою волю – т. е. ленту с головы. Порой  невеста отдает ленту брюдге перед одеванием к венцу. В некоторых местах косу расплетают (мать, брат, сестра, подруги) в день свадьбы.

В утро девичника подруги невесты несут к жениху рубаху, которую она сшила для него.

Накануне или утром в день свадьбы из пресного теста пекут пирог – курник (караваец). Втыкают в него ветку яблони, с разноцветными бумажками и лентами, либо пять лучинок, которые покрывают тестом. Пирог этот подают за обедом после венчания.

 

День свадьбы

Рано утром, благословившись у родителей (или еще накануне вечером), жених с большим дружкой идет звать свою родню «в поезд», т. е. идти с поезжанами за невестою. Его отец часто также всех приглашает: «Прошу пожаловать, к новобрачному князю меду пить». Каждый привозит каравай хлеба. Если действие происходит зимой, то жених ходит с не непокрытой головой. Когда все соберутся, то отправляются к невесте часто в таком порядке: впереди с иконою в руках едет тысяцкий, за ним жених с дружкой, сватьи (крестная мать или тетки) и поезжане. Иногда упоминается гвоздарь с кувшином пива или браги.

В это время в доме невесты девушки-подруги окружают невесту и уводят ее в горницу или специальное место, где снаряжают к венцу. Сначала ее обувают, часто это делает младший брат, причем в правый башмак кладет деньги. Бывает, что невеста надевает на себя две сорочки, на верхнюю накладывает скатерть и подвязывает шерстяным поясом, одну из них должна готовить на смерть, а поясом  опоясывают первого новорожденного младенца, в надежде на его долгую жизнь. Скатерть кладут под голову болящему младенцу. За пазуху невеста кладет мыло, шерсть, лен, деньги, калач и гребень (гребнем она расчесывала волосы после брака, а калач съедался перед первой брачной ночью). Наряд состоит из лучшего сарафана (в основном красного цвета), белой рубашки. В некоторых селах на шею ни бус, ни лент  не надевают.

Жених приехав, садится в доме за стол и все родственники его разглядывают. Эта часть обряда называется «смотреньем».

Между тем, поезжане садятся каждый на свое место. На почетном  месте сидит священник, подле которого вежливой, потом отец жениха, тысяцкий и жених, а далее по степени близости родства. В этом поезде женщин почти не бывает, кроме самых близких, но не более трех.

Столы убираются таким образом: прикладывается стол к углу и накрывается белой скатертью. На столе стоит курник или ставят в трех местах по два ржаных хлеба, один на другом. На верхнем – по солонице с солью. Часто кладут ломти ржаного хлеба прямо на салфетку без тарелок, перпендикулярно к линиям столов, а на них пироги ячменные, наверх – пироги с крупой параллельно линии стола (получается крест). В иной губернии на стол ставили разгонный пирог с воткнутыми в него фигурками из теста, либо на столах лежали пряженики – лепешки из теста, и каждый, кто их ел, был обязан положить денег на блюдо.

Когда гости усаживались за столы, отец невесты преподносил каждому по стакану пива или водки. Число блюд не велико: треска, палтусина и каша – одного или двух родов, в скоромный день бывает и птица. Подают все на стол на 3-х или на 5-ти больших блюдах. За этим угощением и выводят невесту. В некоторых местах пока все едят, отец невесты ведет жениха к ней. Жених берет ее за косу и, приподняв голову, целует невесту, между тем ногою наступает на ее ногу, а затем дарит деньги «на белила».

Когда приводят невесту покрытую платком, она, трижды поклонившись всем поезжанам, подносит всем по рюмке вина, но сначала родственникам жениха. Те в свою очередь, выпив рюмку, кладут в чарку монетку. Когда очередь доходит до жениха, то он в ответ подает ей на подносе покрывало, мыло, в которое ребром вставлены гроши, гребень, зеркало и большой пряник. Кто беднее кладут монетку. Как только жених поставил свою рюмку, невеста подносит ему платок, а он, обтерши им губы, кладет платок в карман. После этого раздают девушкам – калачи, а мужикам – денег на водку, и посторонние люди уходят. В других селениях мать невесты одаривает каждого платками.

Если на свадьбе присутствует вежливой, он получает двойные дары с обеих сторон. Вежливые бывают всегда со стороны жениха, а для безопасности и со стороны невесты. Его приглашали на каждую свадьбу. Он, бывало, первый предварительно пройдет по дороге, наговорит вино, что подносят молодым, нашепчет им постель и т. д. Но с середины XIX века этот обычай постепенно стал угасать.

Крестьяне всегда были очень суеверны, поэтому в их среде существовало множество различных примет, заговоров, оберегов… Так, в дни свадьбы молодые, а порой и все гости клали в обувь льняное семя, монеты и прочее – от сглаза. С этой же целью опоясывали молодых мережкой с девятью узлами, привязывали к шейному кресту бумажку с молитвой, на гайтан нанизывали две жемчужины, а в платье и рубашку (в ворот и подол) втыкали безголовые булавки крест на крест.

В различных местностях существовали свои традиции по поводу даров. Накануне свадьбы жених посылает дружек с «будильной передатью» (пряниками и цветами), а «наряжальную передать» (зеркало, чулки, башмаки и прочее) привозил сам.

Чаще в свадебном обряде происходила «продажа» невесты. Когда приходит жених, невеста сидит за столом с братом (в его руке скалка). А невеста сидит на подушке или на шубе (вверх шерстью – чтобы жить богато). Дружка жениха насыпает на поднос серебряные и медные монеты, бывает и золото, и трясет их на подносе со словами: «Бьет челом наш князь молодой златом, серебром и драгоценным каменьем». Дружка невесты загадывает загадки дружке жениха прежде, чем отпустить невесту к венцу.

Молодые садятся за стол (но не едят, т. к. до венца им есть не положено), жених всегда находится по правую сторону от невесты. Мать невесты берет молодых за головы и прислоняет их друг к другу. В иных селениях соединяют руки молодых и перекручивают их полотенцем три раза.

Отец невесты с иконою (которую обычно передают потом тысяцкому), а мать с хлебом с солью трижды благословляют молодых, при этом молодых ставят на шубу, вывороченной мехом вверх.

Выходя из-за стола, чтобы ехать к венцу, невеста тянет за собой со стола угол скатерти, для того, чтобы ее сестры или подруги вышли замуж вслед за ней. А при выходе из избы невеста должна переступить порог непременно правою ногой.

Тысяцкий взяв за руки молодых, выводит их во двор. Жених накидывает на невесту гумульку и сажает ее сани или телегу.  Нередко бывает, что во дворе подружки отнимают (крадут) у жениха невесту, а дружка ее выкупает.

До венца невеста едет покрытая, а жених без шапки. Иногда родной брат невесты надевает на нее полушубок (даже летом). Жених и невеста едут в церковь порознь. Весь поезд отправляются к венцу. Было принято ехать с колокольцами и с бубенцами, а в гривы лошадей вплетали разноцветные ленты.

В свадебном поезде обычно соблюдалась традиция строгой иерархии: впереди идут дружки, за ними жених с посаженым отцом (тысяцкий), потом бояре, замыкает поезд невеста со свахой, а за ней лошадь с коробьем -приданым, которая все это везет прямо в дом жениха. Родители в церковь не едут.

Порой, перед свадьбой крестная мать невесты зашивает банник (хлеб с солью и две ложки) одной большой ниткой, если нитки не хватает, то скалывают булавками. Банник, зашитый в скатерть, везут в церковь.

Шафер со стороны невесты (брат или родственник) ездит к венцу с коробьею, в которой находится подножник, повойник, косынка, платок к замку (отдается пономарю или дьячку в церкви) и кручальные калачи, которые он бросает на обратном пути всем проходящим людям.

После венца «окручивают» невесту: молодой заплетают две косы (во время венчания волосы распущены), одевают в повойник (сороку) и она с женихом отправляется в дом жениха. В некоторых областях принято надевать на молодую сначала платок, затем подзатыльник или понизь, на лоб поднизок из бисера и кокошник (наклонка) золотой с рогами  или без (кичка, сорока). Шею и грудь украшают борками.

В доме жениха молодых встречают свёкр  и свекровь с иконой и хлебом-солью. Свахи обсыпают молодоженов хмелем и пшеном. После этого все садятся за стол. Свёкр снимает с головы молодой гомульку, при этом ударяет новобрачных головами друг о друга. Молодые подносят гостям стакан с водкой или пивом, те выпив, говорят «горько», молодые целуются, а затем гость допивает и кладет на поднос им деньги.

Начинается свадебный пир, или столованье, иногда этот пир называют почёсный или красный. Так, в Саратовской губернии такой стол назывался  горным (гарным). И состоит он непременно из 12 блюд, которые подаются отдельно. Десятым кушаньем идет короваец или курник с цветами и лентами, вкушая его, гости дают деньги. Одиннадцатым блюдом подавали рыбный пирог.  Обычно на свадьбу пекут два курника, один преломляют, а второй не ломают. Заканчивался свадебный стол сальником – 12 блюдо.

После ужина молодых ведут спать. Невеста должна расстегнуть у жениха кафтан и снять сапоги, в которые положены несколько монет (их она забирает себе). Но жених при этом пытается мешать ей, т. к. всякий раз как невеста не может снять, она должна целовать жениха.

Нередко бывает, что свою постель молодые должны выкупить у дружки или свахи, которые там лежат. Ложе для молодых устраивают (сватьи, дружка или трутень) по-разному: стелют в подклети, другой избе, в хлеву, горенке, а порой ведут и в хизок (шалаш) даже в мороз. Возле кровати ставят столик с различной едой, но обязательно жареную курицу. Кладут под кровать хомут, вожжи. Новобрачных укладывают в холодное помещение, чтобы дети у них были здоровыми и не боялись холода.

Рано утром, а порой и часа через 2-3 сватья будит молодых и приводит к столу. Иногда молодых сразу после встречи из церкви отправляют «спать», а пир начинается после их прихода.

 

Второй день свадьбы

Порой, рано утром сваха и дружка топят баню для молодых, которых прямо с постели туда и отправляют (а в их отсутствие, пирующие гости бьют в доме посуду).  Женихову родню созывают дружки, а невестину – рожники.

Во второй день свадьбы устраивают «княжеский, княжой или поклонный стол» у жениха. Приглашаются родители невесты, за которыми едет сам жених. Теща угощает его яичницей и смотрит, как молодой будет есть. Если невеста была девственница, то он режет яичницу крестообразно, а если нет, то вырезает круг на середине. Иногда на «яичницу» приезжают через несколько дней после свадьбы. Проверку молодой устраивали и другим способом: утром распивали «калинку» – раскладывали «калину» на всеобщее обозрение (брачную рубаху со следами невинности) и убедившись в честности невесты, все били горшки.

Иногда на второй день отец жениха посылает дружку к сватам «каравай кроить». Когда все соберутся и пройдет обряд «поцаловок» (гости одаривают молодых, последние за дары «расплачиваются» поцелуями). Дружка берет корвегу хлеба и держит ее над головами молодых, а поддружка разрезает ее пополам.

В иных губерниях молодая подносит каждому гостю по рюмке и каждого целует, а те дают деньги. Все гости садятся за стол, на который накрывают шутовски наряженные женщины. Обычно подавались: свиная голова, курица, окорок ветчины, щи, похлебка, зажаренная говядина или баранина, гуси и индейки, жареная лапша, каша с салом, пшенник, и квас с брагою. Каждый вид подается отдельно с двумя стаканами вина.

Как правило, утром молодая пашет (т. е. подметает) пол. При этом гости сыплют ей перья или мусор, тем самым мешая. Молодой подносит им по рюмке, а молодая раздает калачи. Порой вместо мусора бросают новобрачным деньги. Тем временем, свекровь выносит банник и расшивает его при родственниках.

Часто   утром посылали молодую за водой, а гости провожают ее до ворот. Когда она принесет воды, то все стараются этой водой облить друг друга. Так, молодая жена трижды приносит воду.

Иногда в этот день молодая одаривает всю родню мужа.

Второй день свадьбы обычно проходит с ряженьем, хороводами. И в этот день гуляет вся деревня.

Через несколько дней бывают у родителей невесты блины, на которые созывает свою родню жених. А подружки невесты приносят ей подарки.

В некоторых селениях через несколько дней устраивают «спознать» или «отводины»: новая родня угощается между собой. Здесь бывают самые близкие и столы устраиваются лучше, чем на свадьбе.

Этим и заканчивается свадьба.

Нужно отметить, что бывали и свадьбы воровские: самокрутки, свадьбы уводом или убегом). Похищение освобождало от обязательства устраивать пышную свадьбу.

Когда крестьянин беден, что ему нечем платить, то он предлагает сыну самому найти невесту и своровать ее. Из девиц чаще соглашаются на такую свадьбу кому за 20 лет, или чтоб «прикрыть свою голову», а так же кого родители не хотят отдавать. Молодые люди обмениваются своими нательными крестами и договариваются о дне кражи. Жених, непременно на коне, подъезжал к невесте и похищал ее. Отец жениха договаривается со священником, заплатив ему. В большинстве случаев, молодым удавалось сбежать и повенчаться. Через день-два молодые едут домой к невесте, и просят прощенье у родителей.

 

У современной  молодежи сегодня модно играть тематические свадьбы. Так, возможно, настало время вспомнить свои забытые традиции и «ввести в моду» не заграничные, а русские народные обычаи…