Краеведение: книжные новинки (апрель 2018)

  • Церковно-приходское летописание на Волгоградской земле;
  • Власов, А. А. История храма Донской иконы Божией Матери слободы Гуляевки, 1799-1967 гг. : монография.

Церковно-приходское летописание на Волгоградской земле : документы. Ч. 1 / [сост.: И. В. Котова (отв. сост.), Климент (Наумов), Л. А. Шевченко ; редкол.: В. П. Гепфнер, А. И. Коломыткин] ; Ком. культуры Волгогр. обл., Гос. архив Волгогр. обл., Епархиальная комиссия по канонизации святых Волгогр. обл. – Волгоград : Изд-во волгогр. фил. РАНХиГС , 2015. – 364 с. ; ил. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-7786-0570-1.

Шифр ББК: 86.372.24-605.5 Ц 44

Местонахождение в библиотеке: Б29955; Б29956-к/х; Б29921-н/аб

Аннотация:

В сборник включены церковно-приходские летописи XIX—XX вв. Публикуемые документы отражают историю Волгоградского региона. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами отечественной истории. Большая часть документов публикуется впервые.

Восстановление утраченных святынь и православнохристианского образа жизни — насущная задача нашего времени. Конечная цель — спасти душу для жизни вечной. И не надо думать, что эта жизнь вечная начинается или будет начинаться когда-то. Она сегодня начинается, здесь, с нами, в наших Святых Таинствах православной веры.

Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман

 

Из предисловия

Повышенный в последнее время интерес к истории казачества открывает нам новые имена исследователей и малоизвестные факты из истории Волгоградской области, которая неразрывно связана с Православием.

Одними из интереснейших и информативных документов нашего региона являются церковно-приходские летописи. Название документа говорит само за себя — описание событий за каждый год, что не могло не привлекать внимание историков и краеведов.

Церковно-приходские летописи как важные исторические источники стали изучать уже в 1925 г. В начале 1973 г. Г. М. Головкиным и Е. Н. Шкодиной была подготовлена статья, посвященная летописи с. Иловатка Волгоградской области. В 1994 г. о летописях писал и доктор исторических наук, профессор С.О. Шмидт, рассматривая их как источник по истории русской деревни и местного края, в 2006 г. летописям была посвящена диссертация С. И. Добренького, в 2012 г. статья Л. А. Растегиной. Волгоградским ученым С. П. Синельниковым в 2000 г. был подготовлен и опубликован текст церковно-приходской летописи Христорождественской церкви ст-цы Урюпинской. Автор критически подошел к публикации текста, прокомментировав его. Частично эта же летопись была опубликована в сборнике документов «Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона». Очень важно публиковать именно сами летописи, чтобы как можно полнее показать читателям всю их историческую многогранность.

В Государственном архиве Волгоградской области сохранилось 12 церковноприходских летописей, которые велись со 2-й половины XIX в. и до 1920-х гг. Это летописи Тихоновской церкви хут. Беспалова, Христорождественской церкви ст-цы Скуришенской, Ильинской церкви хут. Россошинского, Крестовоздви-женской церкви ст-цы Глазуновской, Свято-Духовской церкви хут. Верхне-Соинского, Христорождественской и Вознесенской церквей ст-цы Урюпинской, Петропавловской церкви хут. Подпешенского, Покровской церкви слободы Даниловской, Преображенской церкви хут. Остроухова, Свято-Духовской церкви ст-цы Луковской и Николаевской церкви с. Иловатка (не относящейся к Донской епархии). В архиве УФСБ России по Волгоградской области хранится летопись Пантелеймоновской церкви хут. Летонского Усть-Медведицко-го округа за 1913—1920 гг. На сегодняшний день известно о 13 сохранившихся церковно-приходских летописях, по территориальному признаку относящихся к Волгоградской области. В первую часть книги вошли 7 церковноприходских летописей (хут. Беспалов, ст-ца Скуришенская, хут. Россошинский, Христорождественская церковь ст-цы Урюпинской, слобода Даниловская, хут. Остроухов, ст-ца Луковская), которые публикуются в хронологическом порядке. В связи с плохой сохранностью источника и спецификой почерка (тексты летописей рукописные) имеются трудночитаемые документы. В таких случаях приведены соответствующие текстуальные примечания.

В православной истории нашего края много еще не исследовано, и каждый изучающий историю способствует тому, что мы все больше и больше узнаем о своем прошлом. Постараемся же не быть Иванами, не помнящими своего родства, приложим усилия для изучения истории нашего края и откроем для себя много нового и интересного. И как писал Д. С. Лихачев, «каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении».

 

Иеромонах Климент (Наумов),

И. В. Котова

 

 

 

Власов, А. А. История храма Донской иконы Божией Матери слободы Гуляевки, 1799-1967 гг. : монография / Священник Аркадий Власов ; науч. ред. В. А. Поляков ; Урюпинская и Новоаннинская епархия РПЦ. – Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2017. – 143 с. – Список лит.: с. 90-100. – ISBN 978-5-00072-260-2.

Шифр ББК: 86.372.24-6ю14 В 58

Местонахождение в библиотеке: С249666-к/х

Аннотация:

Книга, выходящая в 100-летнюю годовщину октябрьского большевистского переворота, на примере приходского храма передаёт те испытания, через которые прошла Русская Православная Церковь и её верные чада в эпоху советского безбожия. Архивные документы и воспоминания старожилов, на которых базируется книга, передают трагические события, знать которые необходимо потомкам, чтобы избежать их повторения.

Адресуется всем людям, кто любит наше Отечество — Святую Русь.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

С момента Крещения Руси центром малой родины стал христианско-православный приход, где церковь духовно объединяла и окормляла людей одного или нескольких близлежащих поселений. Таковым был и храм Донской иконы Божией Матери, который более ста пятидесяти лет украшал слободу Гуляевку.

Мысль о написании его истории родилась не за письменным столом, а в процессе общения с людьми на приходе, где по благословению высокопреосвященнейшего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) в храме Покрова Пресвятой Богородицы хутора Ветютнев проходит пастырское служение автора. Здесь, как и везде, в советскую эпоху люди жили в безбожии. Они каждый день проходили мимо того места, где когда-то стоял красивый деревянный храм, в котором их предки и даже кто-то из живущих ныне получали благословение Божие на свои семьи, на праведную жизнь, на труд и подвиг во благо Отечества. Искренние воспоминания тех прихожан, кто в детские годы с родителями смог побыть в еще действовавшем храме, чьи бабушки и дедушки здесь трудились и обихаживали святыню, стали тем убедительным посылом, который реализовался в этой работе.

Документы и свидетельства старожилов должны сохранить для потомков историю этого храма как одного из многих сельских российских храмов.