Виртуальные выставки Научной библиотеки ВолГУ » Архив сайта » «Вся жизнь – театру»

«Вся жизнь – театру»

С 12 апреля по 26 апреля 2018 года на научном абонементе экспонируется выставка: «Вся жизнь – театру», посвященная 195-летию со дня рождения А. Н. Островского. На ней представлено 20 изданий, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

 

Театр в пьесах Островского стал частью самой

жизни, проявлением не только эстетических,

но и более высших, духовно-этических

ценностей.

 

М. Лобанов

 

Журавлева, А. И. Александр Николаевич Островский: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Анна Ивановна Журавлева, Михаил Сергеевич Макеев. – Москва : Издательство МГУ, 1998. – 112 с. – (Перечитывая классику).

В книгах данной серии содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе. В них обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные аспекты творчества русских писателей XIX-XX веков. Серия предлагается как база современных знаний по русской литературе, необходимая для сдачи школьных экзаменов и поступления в вуз.

Книга посвящена творчеству великого русского писателя-драматурга Александра Николаевича Островского. Авторы раскрывают феномен театра Островского – новатора и реформатора русского сценического искусства.

Островский уже современниками был назван основателем национального театра. Ему удалось создать свой театр как целостный художественный организм, воплотивший модель национального мира. Именно поэтому ему по заслугам принадлежит титул основоположника русского театра.

Путь Островского к созданию национального театра в современном понимании был (по обстоятельствам нашей историко-культурной ситуации), в сущности, противоположен. Его реформа состояла в том, что русский театр он срастил с национальными корнями, положив в его основу свою народную комедию, которая освоила типажи и маски, существовавшие в обиходе, культуре и жизни тех слоев, где сохранялись национальные формы быта.

Островский входил в литературу на волне широкой демократизации русской жизни, и пафос его литературно-театральной деятельности – стремление к созданию национального общенародного несословного театра.

Вся жизнь Островского – творческий поиск, приведший его к созданию уникального, нового театра.  В созданном им театре нет традиционного разделения на искусство для простонародного и образованного сословий, а типы персонажей (купцы, приказчики, свахи) перекочевали на сцену прямо из реальной действительности.

Авторы предлагают новое прочтение лучших пьес Островского – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники».

Данное издание будет интересно учителям школ, лицеев и гимназий, студентам, старшеклассникам, абитуриентам, специалистам-филологам, а также широкому кругу читателей.

 

Овчинина, И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества / Ирина Алексеевна Овчинина. – Москва : Энциклопедия сел и деревень, 1999. – 219 с.

В монографии исследуется эволюция творчества Островского, выделяются основные этапы его творческого пути, которые соотносятся с обстоятельствами личной жизни автора, особенностями его мировоззрения, основными тенденциями русской общественной, деловой и культурной жизни. В центре внимания исследования – природа дарования Островского, характер авторского смеха, эстетика быта и национального характера.

В основу настоящего исследования положен самый традиционный подход, дающий возможность осветить различные стороны поэтики Островского в их эволюции. Ведь система его взглядов складывалась постепенно, а художественный мир постоянно обогащался, поскольку драматург всегда отличался живым интересом к тому, что происходит вокруг, общался с самыми разными людьми, на протяжении всей творческой жизни осуществлял поиск героя, искал новые неординарные решения для реализации авторской сверхзадачи.

Главная задача, стоящая перед автором предлагаемой читателю книги, – рассмотрение текста в единстве эстетического, познавательного и общекультурного.

С именем Островского связана целая эпоха в истории драматургии и театра. Почти полсотни его пьес – это богатая, яркая, подвижная драматургическая система, которую составляют искрометные комедии, социально-психологические драмы, исторические хроники, сказка. Художественные творения Островского явились воплощением целостной литературно-театральной эстетики. Всю жизнь писатель болел душой за состояние театрального репертуара, помогал актерам, боролся против рутины, казенщины и монополии в театре, практически совершил в нем переворот, создав и своего актера, и своего зрителя.

Произведения драматурга привлекают ярко выраженным в них национальным колоритом, разнообразием типов, положений, ситуаций, нравственной проблематикой и глубоким психологизмом. На сцене появились персонажи, представляющие самые различные социальные слои и заговорившие живым образным языком, а в литературу пришел глубоко национальный талантливый автор.

Критика активно включилась в процесс осмысления и оценки деятельности Островского; отношение к нему всегда было непростым, его пьесы вызывали горячие споры.

Данное научное издание заинтересует студентов и специалистов-филологов, кто будет изучать творчество этого удивительного писателя.

 

Островский, А. Н. О литературе и театре / А. Н. Островский. – Москва : Современник, 1986. – 400 с. – (Библиотека “Любителям российской словесности”).

Авторитет художника накладывает печать особой значимости на его высказывания об искусстве. При этом надо помнить, что собственно-эстетические принципы великого драматурга прежде всего воплощены в его творениях.

В Островском удивительным образом соединены вдохновенный художник и мастер. Только истинный поэт мог написать «Снегурочку». И в то же время, какая мастерская отделка подробностей, сцен, вещей! Художник созидает подобно своему Морозу, творящему в своем царстве изумительно тонкие, причудливые произведения искусства.

Как все художественные, пьесы Островского представляют собой цельный, завершенный мир. Здесь, говоря словами самого драматурга, «нет ни одного слова лишнего или не имеющего значения. Тут все строго обдумано и соображено до конца». В этом и секрет единства, целостности: «у меня не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи». Эти слова, сказанные об одной из пьес, подходят и к другим произведениям Островского.

Александру Николаевичу было дорого все, что связано с русским бытом, его традициями. Художник глубоко вникал в материал; отобранные события, факты пропускались через творческое сознание, преобразовывались в пластику драматического действия, в плоть живых картин и образов.

Сам Островский прекрасно понимал свою особую роль в русском драматическом искусстве не только как автора отдельных пьес, но и как творца национального репертуара. Именно задача создания национального русского театра диктовала жанровое разнообразие его пьес: от драмы, исторической хроники до бытовых сцен и народно-праздничных представлений.

Итак, всеми средствами, какие у него были, служил Островский театру – и как драматический писатель, и как инициатор создания общественных артистических учреждений, и как переводчик. Также он был наставник и воспитатель артистов и заведующий репертуарной частью московских императорских театров. Но театр, являясь главной задачей жизни драматурга, стал и объектом его творчества.

В настоящей книге собраны статьи, выступления, записи, отрывки из дневников и писем выдающегося русского драматурга, посвященные размышлениям о литературном творчестве и театральном искусстве.

Издание будет интересно всем специалистам и любителям отечественной литературы.

 

Русская трагедия : пьеса А. Н. Островского “Гроза” в русской критике и литературоведении / под ред. М. Я. Билинкиса ; предисл. И. Н. Сухих. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2002. – 478 с., [16] с. ил. : ил. – (Круг чтения. Русская лит.).

Данная серия «Круг чтения» – это сборники критических и научных материалов о наиболее значительных явлениях русской классики XIX-XX веков. Издание осуществляется в сотрудничестве с ведущими специалистами в области истории русской литературы, преподавателями петербургских вузов.

В настоящий том включены критические и литературоведческие статьи о пьесе А. Н. Островского «Гроза» (1859).

Сразу после первой постановки на сцене пьеса вызвала множество противоречивых откликов в критике. Спектр суждений и оценок простирается от непонимания и отрицания до признания пьесы одним из шедевров русской драматургии. В образе главной героини видели проявление то бунтарского начала, то истинно христианского мироощущения.

Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о «луче света в темном царстве», необходимо было открыть «Темное царство». Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах «Современника» за 1859 год.

«Темное царство» – это мир бессмысленного самодурства и страданий «наших младших братий», «мир затаенной, тихо вздыхающей скорби». Это мир где «наружная покорность и тупое, сосредоточенное горе, доходящее до совершенного идиотства и плачевного обезличения» сочетаются с «рабской хитростью, гнусным обманом, бессовестным вероломством».

Непосредственная работа над «Грозой» началась в 1859 году. Черновые наброски драмы датированы 19, 24, 28, 29 июля. А 9 октября пьеса была уже закончена. Почти три месяца над рукописью – достаточно много для Островского. Драма далась автору нелегко. Действительно, были пьесы, на которые Островский тратил гораздо меньше времени.

Примерно за полгода пьеса была написана, представлена на сцене и опубликована – скорость невероятная по нынешним временам. Драматург сделал свое дело. Начиналась работа литературной и театральной критики.

Первые отзывы о «Грозе» часто оказываются интересны не наблюдениями, а мнениями, не разбором каких-то элементов поэтики Островского, а оценкой пьесы и ее исполнения на московской и петербургской сцене.

Судьба «Грозы» сегодня… Трудный вопрос. Да, это шедевр Островского, одна из главных пьес русской драматургии. Но слишком «историчным», слишком замкнутым на себе представляется зачастую конфликт «народной трагедии». Сейчас «Гроза» все явственнее покрывается налетом хрестоматийности. Чаще обращаются к другим произведениям Островского.

Правда, «Грозу» привычно проходят в школе, но в последнее время были предложения заменить ее на произведение «Свои люди – сочтемся!».

Что ж, бывает и так. Классический текст постепенно становится «памятником», уходит из зоны актуального восприятия. Это тоже завидная судьба. Может быть, она наступила и для «Грозы».

А может, случится и иное. На каком-то историческом витке пьеса вдруг снова окажется современной, необходимой, обнаружит смыслы, которые пока дремлют в ней, незамеченные и невостребованные. Тогда читателям придется другими глазами перечитать и критику о «Грозе».

Книга не только станет увлекательным чтением, но и будет полезна преподавателям вузов, учителям в преподавании творчества А. Н. Островского, студентам, учащимся гимназий и школ в изучении курса отечественной литературы, а также незаменима при написании сочинений и курсовых работ.

 

Дом-музей А. Н. Островского в Москве: Дом в Замоскворечье / сост. Л. И. Постникова. – Москва : Советская Россия, 1988. – 142 с.

Москва – кормилица, Москва нам мать!

Так писал А. Н. Островский о столице. Великий русский драматург называл себя коренным москвичом. В Москве он родился, прожил здесь долгие годы, был связан с ней литературно-театральными и общественными интересами. С этим городом связаны основные вехи его творческой судьбы. Здесь была напечатана его первая пьеса, на сцене Большого театра состоялся его дебют драматурга.

Из сорока семи пьес писателя сорок шесть было поставлено при его жизни на сцене Малого театра, который по праву называют «домом Островского».

Сейчас в доме, расположенном по первому замоскворецкому адресу писателя открыт музей великого драматурга, главной темой которого стала «Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского». Музей является филиалом ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Музей был открыт в 1984 г. в доме, где родился драматург А.Н.Островский. Дом располагается в Замоскворечье – одном из тех редких мест в сегодняшней Москве, где сохранились обаяние и уют старинного быта. Вокруг городской усадьбы Островского разбит роскошный сад, который цветет с ранней весны до поздней осени, а комнаты деревянного дома, где разлит немного приглушенный, мягкий свет, хранят атмосферу и настроение спокойной, размеренной жизни. Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья. Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А.Н.Островского на сцене русского театра – в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи.

В книге рассказывается о жизни Александра Николаевича Островского, о его творческой судьбе, связанной с Москвой, людях, которые его окружали.

Данное издание заинтересует всех любителей жизни и творчества драматурга. Так как это фотоальбом, то можно будет окунуться в атмосферу тех лет, полистать старые фотографии его жизни, личных вещей писателя, московских видов, в том числе фото красивых церквей, писателей, макеты декораций, разглядеть фрагменты экспозиций.

 

Свириденко, О. М. Правонарушающее поведение в произведениях драматурга А. Н. Островского. Отечественное законодательство о банкротстве Х-ХIХ веков / О. М. Свириденко, К. В. Харабет. – Москва : Норма, 2008. – 144 с.

Настоящая работа является первым комплексным литературно-правовым научным исследованием, посвященным жизни и творчества крупнейшего отечественного драматурга А. Н. Островского, а также истории становления отечественного законодательства о банкротстве X-XIX веков. Исследование основано на малоизвестном читателю материале.

Отображая в своих бессмертных произведениях все стороны современной ему российской действительности, создав галерею реалистических образов, Островский не мог пройти мимо тех явлений, которые в той или иной степени связаны с правом и юриспруденцией.

На протяжении всей жизни судьба сводила его со многими видными представителями юридической России, юристами были многие его родственники. Поэтому столь часто обращается драматург к правовой тематике, демонстрируя незаурядную юридическую осведомленность.

Авторы предлагаемой вниманию читателя книги – профессиональные юристы, поклонники национального драматического театра, предприняли попытку специального литературно-правового исследования биографии и творчества величайшего отечественного драматурга именно в той части, в какой они связаны с юриспруденцией, юридическим миром России 40-80-х годов XIX века. Уже во времена Островского отечественное законодательство о банкротстве представляло собой весьма развитый раздел гражданского права.

Настоящее исследование никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение биографии драматурга либо истории создания, постановки и театральной судьбы его произведений, равно как и на литературоведческий анализ произведений.

Лейтмотивом всего творчества, профессиональным кредо Островского могут послужить его слова, объясняющие замысел и содержание одной из самых знаменитых его пьес «Свои люди – сочтемся!»: «… основной мыслью было желание, чтоб порок был смешон и гадок и чтоб торжествовали: добро, правда и закон».

Бездуховное и греховное (противоправное) поведение, «страсти» и «страстишки», ярым обличителем которых выступал А. Н. Островский, не ушли в прошлое. Многих героев из его произведений можно найти и в нашем современном мире.

Данное издание будет интересно юристам, литературоведам, а также всем интересующимся историей дореволюционного права России и поклонникам национального драматического театра.

«…Островский – не только наше вчера и наше сегодня. Он – наше завтра, он впереди нас, в будущем».

 

 

Приглашаем всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).