Маховская О. И. «Дети и телевидение: История психологических исследований и экспертизы телепрограмм для детей»

Аннотация:

Монография посвящена общим и специальным вопросам производства программ для детей в разных странах. Впервые выделяются четыре этапа в развитии исследований детского телевидения в связи с развитием мировой психологии. Анализируются подходы и методы психологической экспертизы образовательного телевидения. Особое внимание уделяется особенностям российского производства программ с учетом возраста, социального, культурного и этнического разнообразия детской аудитории.

 

 

Маховская, О. И. Дети и телевидение: История психологических исследований и экспертизы телепрограмм для детей : монография / О. И. Маховская, Ф. О. Марченко. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 171 с. – (Научная мысль. Психология). – Список лит.: с. 155-168. – Электронно-библиотечная система znanium.com. – ISBN 978-5-16-01067-5.

Шифр ББК: 76.032.583в686 М 36
Местонахождение в библиотеке: С251212-к/х

 

Введение

Новое поколение россиян называют «экранным поколением», поскольку основное время они проводят перед экранами телевизоров и компьютеров. В большой степени относится это к детству: оно становится все более одиноким и фактически- закрытым сообществом. Высокая занятость родителей, распад семейных связей, отказ образовательных учреждений (школ, детских садов) от воспитательной функции, разрушение системы дополнительного досуга, массовая миграция семей, социальное и экономическое расслоение, ухудшение экологии, повышение заболеваний среди детей и другие факторы радикально ухудшают ситуацию развития и социализации детей в России. Психологические последствия таких изменений – неразвитая эмпатия, возрастание уровня тревожности и агрессии, аутоагрессивные тенденции, эмоциональная холодность, несформированность социальных и речевых навыков (Д.В. Ушаков, В.Т. Кудрявцев, В.В. Абраменкова и др.).

В этих условиях для детей одним из главных социализаторов становится телевидение, но оно пока плохо осознает и выполняет эту особую роль. Описанная психологическая специфика современного детского сообщества усугубляется низким качеством телевизионного производства.

Отечественное производство кино и телепрограмм для детей, пережившее расцвет в советский период, было разрушено в постперестроечное время. Психологический контроль качества детских программ так и не сложился. Отдельные эмпирические исследования эффектов телепрограмм для детей остались несистематизированными. Зарубежный опыт психологического обоснования содержания программ для детей не может учитывать отечественные воспитательные, культурные, научные традиции, и зачастую отвергается организаторами телепроизводства как избыточный, дорогостоящий.

Последние десять лет развитие отечественного телевидения для детей ознаменовалось открытием нескольких дециметровых каналов («Школьник», «Детский», «Дисней», «Ник Джуниуор» и др.). С 2011 года на базе телеканалов «Бибигон» и «Теленяня» был открыт федеральный телеканал для детей «Карусель». Быстрый рост производства программ для детей пока не сопровождается повышением их качества. Основной объем телевещания для детей покрывается за счет видеосюжетов иностранного производства или архивных материалов советского периода, главным образом мультфильмов и экранизаций сказок. Большинство участников производственного процесса (продюсеры, сценаристы, режиссеры) не обладают специальными знаниями в области детского развития и были срочно ангажированы из компаний по производству программ «взрослых» жанров и форматов: криминальных хроник, мелодрам, спортивных обзоров и т.д.

Однако технология осуществления психологической и образовательной экспертизы качества детских телепрограмм, структуры вещания на каналах для детей отсутствует. Не разработаны специальные критерии оценки детских телепрограмм. На практике психологи привлекаются для отдельных консультаций и проведения внешних экспертиз отдельных программ уже после их выхода на экраны. Весь представленный ряд обстоятельств выявляет чрезвычайную остроту и актуальность исследования поля психологических проблем детского телевидения, что в свою очередь невозможно вне контекста историко-психологического анализа его организации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые анализируется история психологических исследований детского телевидения на Западе и в России с учетом смены парадигм. Выделены этапы исследования телевидения для детей: медиацентрированный, детоцентрированный, социоцентрированный и экзистенциально-центрированный. Проанализирована и описана специфика содержания детских телепрограмм в России в сравнении с западными образцами. Раскрыта роль и потенциал психологических теорий в формировании содержания и формата детских программ. Проанализированы и описаны положения отечественных теорий, актуальные для современного производства детских программ.

Практическая значимость исследования состоит в предложении модели контроля качества детских телепрограмм и критериев их экспертной оценки на базе отечественных теорий развития. Создан и реализован прецедент теоретически обоснованного психологического контроля качества детских программ.