Книги с выставки (ноябрь 2017)

  • Петухов А. В. “Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века”
  • Хаирова В. Ш. “Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски”

Петухов, А. В. Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века / А. В. Петухов ; Алексей Петухов. – Москва : БуксМАрт, 2016. – 311 с. : ил., портр., факс. – (Научно-популярная серия).

Шифр: ББК   85.103(4Фра)6-022.41я9
П 31
Инвентарный номер: Б29634-к/х

Ар деко  — влиятельное течение в изобразительноми декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а в 1930—1940-е годы приобрело популярность в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма.

Книга Алексея Валерьевича Петухова «Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века» рассказывает о времени появления и развитии стиливой общности ар деко во французской культуре от конца XIX столетия до Парижской выставки 1925 г.

Отличительными чертами ар деко можно назвать  строгую закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

А. В. Петухов предлагает рассматривать ар деко как целостнуюсаморазвивающуюся структуру. В книге представлены механизмы, позволяющие этому стиливому направлению стать определяющим, универсальным культурным кодом межвоенного двадцатилетия XX века.

Нельзя не отметить, что книга историка искусств Алексея Петухова «Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века» (издательство «БуксМАрт») входит в лонг-лист премии научно-популярной литературы «Просветитель» 2017 года.

Издание богато иллюстрировано и подходит для широкого круга читателей.

 

 

Хаирова, В. Ш. Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски / В. Ш. Хаирова ; Валентина Хаирова. – Москва : БуксМАрт, 2016. – 223 с., [1] л. портр. : ил., портр., цв. ил. – (Научно-популярная серия).

Шифр: ББК   85.113(4Вел)6-8Макинтош Ч.,4я9
Х 15
Инвентарный номер: Б29634-к/х

Главной темой книги Валентины Шайхитдиновны Хаировой «Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски» является исследование возникновение, эволюции и угасание стиля модерн в АнглииА так же его ярчайшему выразителю Чарльзу Макинтошу.

Чарльз Ренни Макинтош родился в Глазго,  в 1877—1884 годах учился в колледже Allan Glen?s High School, а по окончании посещал вечерний курс в Школе искусств в Глазго. Затем учился у архитектора Джона Хатчинсона и с 1889 года работал художником-чертёжником в фирме «Джон Хонеман и Кеппи» в Глазго.  Именно этот город, с его уникальной обстановкой, характеризующейся обилием разнообразных творческих группировок, позволил английскому модерну найти свой собственный путь и стилистические особенности и оказал сильнейшее влияние на творчество  Ч.Р Макинтоша.

Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями, который на рубеже XIX—XX столетий был типичен для европейского декоративного искусства.

Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором. Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.

Книга В.Ш. Хаировой имеет три главы. Первая глава представляет собой краткий экскурс в историю Викторианской Британии с целью отыскать там предпосылки возникновения феномена Ч.Р. Макинтоша.

Вторая глава представляет читателю столицу Шотландии – город Глазго. В этом городе сложилась уникальная обстановка, характеризующаяся обилием разнообразных творческих группировок, что позволило модерну именно здесь найти свой собственный путь и свои стилистические особенности.

Третья же глава книги открывает читателям творческое наследие Ч.Р. Макинтоша.

Издание богато иллюстрировано и подходит для широкого круга читателей.