“Если душа родилась крылатой…”: к 125-летию со д. р. М. И. Цветаевой

С 16 октября по 30 октября 2017 года на научном абонементе экспонируется выставка: «Если душа родилась крылатой…», посвященная 125-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. На ней представлено 21 издание, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

«… Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд ».

М. И. Цветаева.

 

Марина Цветаева : фотолетопись жизни поэта / сост. А. Саакянц, Л. Мнухин. – Москва : Эллис Лак, 2000. – 352 с. : ил.

Марина Ивановна Цветаева – крупнейший русский поэт XX века. Она прожила недолгую, но очень трудную, можно даже сказать трагическую жизнь. Сказались и события тех лет: революция, войны. Но это не помешало проявиться необыкновенному поэтическому дару Марины Цветаевой.

«Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю.

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская».

О её жизни и творчестве уже вышло немало исследований. Настоящий альбом представляет собой наглядное дополнение к тому, что написано о М. Цветаевой.

В данное издание вошло около семисот пятидесяти единиц изобразительного материала. В основной своей части оно создано на основе уникального собрания Льва Мнухина, собиравшего долгие годы фотографии, автографы, книги, рисунки, редкие открытки и другие материалы.

Значительная часть материалов публикуется впервые. Альбом построен хронологически, как диктует сама судьба Марины Цветаевой. Он отражает все периоды её жизненного пути: Россия – После России – Возвращение. Четвертый раздел – «посмертный», то есть небольшое приложение: краткий фоторассказ о судьбах сестры, дочери и сына поэта, посмертные портреты М. И. Цветаевой, памятные доски.

В альбом включены фотографии самой Марины Цветаевой, её родных и близких, а также – литературного окружения. Большую ценность представляют открытки (и в первую очередь – прижизненные) с изображением тех мест, где жила или бывала Цветаева: Германия, Италия, Швейцария, Коктебель, Москва, Париж. Помещены в эту книгу также автографы – как самой Цветаевой, так и её современников.

Многие фотографии позволяют судить о том, как поразительно менялся облик Цветаевой, – и не только с годами. В одно и то же время её лицо предстало в совершенно разных видах, что свидетельствовало об огромной духовной работе, совершающейся в ней.

Особое внимание уделено в альбоме подрисуночным текстам. Это – стихи самой Цветаевой, фрагменты её писем и прозы. Таким образом, читатель может увидеть не только фоторяд изображений поэта, но и познакомиться с летописью жизни и судьбы Марины Цветаевой.

Издание будет интересно всем любителям жизненного и творческого пути этого удивительного поэта.

 

 

Мейкин, М. Марина Цветаева : поэтика усвоения : пер. с англ. / Майкл Мейкин. – Москва : Дом-музей М. Цветаевой, 1997. – 312 с.

Данная книга является обширным исследованием поэтики Марины Цветаевой, одного из великих российских поэтов своего века.

Присущие цветаевскому творчеству своеобразие и многообразие оставались вплоть до недавнего времени вне поля зрения специалистов. Майкл Мейкин – адъюнкт-профессор кафедры славистики Мичиганского  университета США. В своей книге он глубоко и полнообъемно анализирует поэтическое наследие Цветаевой, уделяя особое внимание усвоению, а зачастую – радикальной переработке известного литературного материала в ее лирической, драматической и эпической поэзии.

Основные главы книги посвящены эпическим поэмам, зрелой лирике и пьесам в стихах – произведениям Цветаевой, о которых до сих пор написано сравнительно немного. Текст снабжен обильными поэтическими и прозаическими цитатами.

Данное исследование ориентировано на анализ большой части произведений, в которых переработаны унаследованные тексты, и представляет попытку рассмотреть поэтическое творчество Цветаевой от первых до последних ее стихотворений с точки зрения принципа продуктивного использования литературных источников, доминирующего в цветаевской поэтике.

Настоящее исследование ни в коей мере не является теоретической работой, не вызывающей возражений, равно как не содержит всеобъемлющего анализа поэтики Цветаевой. Автор надеется, что книга может служить полезным введением в ряд наиболее любопытных аспектов поэзии Цветаевой и вкладом в объяснение феномена притягательности ее многостороннего творчества, не уменьшая волнующего интереса к этой многосторонности.

Данная книга, написанная живо и обстоятельно, заинтересует каждого, кто соприкасался с творчеством одного из ведущих русских поэтов, как читателя, так и исследователя.

 

 

Небесная арка. Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке : [Переписка] / сост. К. М. Азадовский. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Эгида, 1999. – 398 с. : ил.

«Вся моя жизнь – роман с собственной душою»…

Эта книга не совсем обычная. Собранные в ней документы принадлежат высокой общеевропейской культуре, образуя в своей совокупности яркий, можно сказать – уникальный эпизод из истории русско-немецких литературных связей.  В то же время эта книга – исповедь. В ней раскрывается в полной мере мятущаяся и мятежная, «крылатая» душа Марины Цветаевой. Эта книга – о любви, которую питала Цветаева к Райнеру Мария Рильке и которая, в свою очередь, питала ее собственное творчество.

Цветаева боготворила и славила Рильке как никого другого из своих современников. Переписка её с великим германским поэтом – яркая и драматическая глава ее биографии. В книге предпринята попытка собрать под одной обложкой весь известный ныне материал, относящийся к данной теме: письма, которыми обменивались поэты, их стихотворения и дарственные надписи, произведения Цветаевой, навеянные смертью Рильке, выполненные ею переводы и другие материалы.

Решающую роль в знакомстве Цветаевой с Рильке сыграл Борис Пастернак, с юных лет – страстный почитатель его поэзии. Переписка Цветаевой с Пастернаком завязалась летом 1922 года, когда она, только что покинув Россию, жила в Берлине.

С письма Бориса Пастернака и берет начало, как можно предположить, подлинное и длительное влечение Цветаевой к Рильке.

Письма Цветаевой к Рильке – явление особого рода. К ним не приложишь традиционное наименование «эпистолярная проза».  Все её письма к Рильке – необычный и нетрадиционный жанр, который правильнее назвать «эпистолярной лирикой». Переписка двух поэтов подобна разговору людей, словно посвященных в одну и ту же тайну.

Возвращаясь в июне 1939 года из Франции в Россию – навстречу своей трагической гибели, – Цветаева взяла с собой  самые дорогие ей вещи, рукописи и книги. Среди них было все, что связывало её с Рильке: книги, письма и фотографии.

Книга будет интересна всем любителям эпистолярного жанра в литературы.

 

 

Кудрова, И. В. Гибель Марины Цветаевой / Ирма Викторовна Кудрова. – Москва : Независимая газета, 1999. – 319 с.

«Я не хочу умереть. Я хочу не быть».

Ирма Кудрова – автор многочисленных статей, посвященных жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой. В 1991 году вышла её книга «Версты, дали…», в которой год за годом прослеживается трудная и драматическая судьба поэта в период её семнадцатилетней эмиграции.

Настоящая книга посвящена последним, наиболее трагичным годам жизни Марины Цветаевой после возвращения на Родину и представляет глубоко продуманную и точно выстроенную версию гибели поэта.

«Любое самоубийство – тайна, замешанная на непереносимой боли. И редки случаи, когда предсмертные записки или письма объясняют оставшимся подлинные причины, толкнувшие на непоправимый шаг».

Возвращение Цветаевой на родину в 1939 году, вслед за мужем, советским разведчиком, поспешно покинувшим Францию после скандала с убийством Игнатия Рейсса, – тема книги Ирмы Кудровой. В повествовании широко использованы ранее недоступные документы из архивов КГБ, воспоминания очевидцев и материалы личных архивов.

История гибели Марины Цветаевой, написанная в жанре документальной исторической прозы, читается как трагический детектив. Тайна смерти поэта в 1941 году в Елабуге предстает в новом свете – и все же остается тайной…

В Приложениях содержатся протоколы допросов Цветаевой в Префектуре  Парижа, её предсмертные письма, письмо Сталину с просьбой о помиловании мужа Сергея Эфрона, а также эссе автора «Загадка злодеяния и чистого сердца» – об одном из повторяющихся мотивов творчества поэта.

Судьба Цветаевой впитала все трагедийное напряжение нашей эпохи с тем большей силой, что это была судьба поэта. То есть человека, которого стихии природы и времени сотрясают сильнее, чем кого бы то ни было.

Как самое высокое дерево притягивает к себе в грозу удары молнии – с той же закономерностью погибла в лихую годину своей страны Марина Цветаева.

Книга может заинтересовать всех неравнодушных к жизни и творчеству этой женщины.

 

 

Эфрон, А. О Марине Цветаевой : воспоминания дочери / А. Эфрон. – Москва : Советский писатель, 1989. – 480 с.

Книга эта начиналась с детских дневниковых записей и постепенно вобрала в себя все богатство впечатлений о личности Марины Цветаевой и её литературном окружении. Обладая острой наблюдательностью и несомненным художественным даром, автор воссоздает в живых деталях неповторимый образ своей матери, поэта и человека, рисует драматические обстоятельства её жизни периода революции и первых эмигрантских лет.

«Были мы – помни об этом в будущем, верно, лихом! я – твоим первым поэтом, ты – моим лучшим стихом», – написала когда-то Марина Ивановна Цветаева своей маленькой дочери Але, а большая Аля помянула эти строки в книге воспоминаний о матери.

К четырем годам Марина Ивановна научила её читать, к пяти – писать, в шесть вести дневник. В семь – эта на редкость одаренная и не по годам развитая девочка становится наперсницей своей гениальной матери, её поводырем, её опорой во всех невзгодах.

Алины детские дневники рассказывают об исключительной организованности Марины Ивановны, о самодисциплине – она не позволяла себе ни дня прожить без тетради. Она умела организовать время и свое, и своей верной маленькой помощницы. Позже будут редкие творческие вечера, на которые надо самой продавать билеты, публикации стихов, но все это приносит так мало денег, что семья все время бедствует и, в общем-то, влачит полунищенское существование.

Данная книга включает в себя три раздела.

Первый составили опубликованные при жизни автора её воспоминания о матери. Во втором разделе даются дневниковые записи и отрывки из писем к разным лицам, в которых говорится о Цветаевой. Третий раздел – переписка с Борисом Пастернаком. Марина Ивановна если  и не упоминается в каждом письме, то незримое присутствие её ощущается постоянно, недаром дочь говорила, что мать сопутствовала ей во всех её тяжких жизненных испытаниях.

Книга написана очень доступным языком и будет интересна всем любителям мемуарной литературы.

 

 

Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Рождение поэта / В. Цветаева [и др.] ; сост. Л. А. Мнухин, Л. М. Турчинский. – Москва : Аграф, 2002. – 348 с. : ил.

Три книги воспоминаний посвящены одному из крупнейших русских поэтов – Марине Цветаевой. В скрещении свидетельств писателей, критиков, артистов, деятелей культуры, друзей и знакомых, близких и родных воссоздается портрет поэта во всей его внутренней сложности и в тесной взаимосвязи с насыщенной трагическими событиями эпохой.

Данная книга первая из трех рассказывает о первом периоде жизненной и творческой биографии поэта с самых ранних лет до отъезда за границу в мае 1922 года. В издании звучат голоса А. Эфрон, К. Бальмонта, Ф. Степуна, С. Волконского, И. Эренбурга, П. Антокольского, М. Волошина и многих других.

Настоящее издание является своего рода коллективным жизнеописанием Марины Ивановны Цветаевой, авторами которого выступают её современники. Вторая книга – «Годы эмиграции» – о её жизни и творчестве за границей. В третьей – «Возвращение на родину» – воссоздаются эпизоды, связанные с событиями последних лет жизни поэта.

Представленные материалы различны по своим жанровым особенностям: это – и обстоятельные очерки, и лаконичные заметки, и исследовательские экскурсы, и даже стихи.

Среди воспоминаний – не только зарисовки и размышления любивших Цветаеву, близких ей людей, но и «злые» заметки, смещенные восприятия облика поэта, которые лишь подтверждают главное: сложность внутренней жизни Цветаевой, непростые истоки ее не всегда легко объяснимых порывов и поступков. И тем примечательнее споры и переклички мемуаристов. В скрещении разнообразных свидетельств авторов возникает характер значительный, духовно богатый, страстный, мятущийся, вырисовывается трагический облик выдающегося русского поэта.

«Ах, далеко до неба!

Губы – близки во мгле…

- Бог, не суди! – Ты не был

Женщиной на земле»!

Книга заинтересует всех любителей жизни и творчества этого удивительного явления как Марина Ивановна Цветаева, так и любителей мемуарного жанра  литературы. Читайте стихи этого поэта и Вы найдёте в них ответы на самые важные жизненные вопросы.

Приглашаем Всех желающих посетить эту выставку

на абонементе научной литературы (2-10 М).