Что почитать (май 2017)

Книжные новинки из фонда библиотеки:

  • Герасимова И.А. Сокровенные знания Древней Руси;
  • Никитина Т.Л. Русские церковные стенные росписи 1670-1680-х годов;
  • Маханько М.А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века.

Герасимова, И.А. Сокровенные знания Древней Руси : [монография] / И. А. Герасимова, В. В. Мильков, Р. А. Симонов ; Ин-т философии РАН. – Москва : КноРус, 2015. – 679 с. : ил. – (Памятники древнерусской мысли. Исследования и публикации. Вып. 8). – ISBN 978-5-406-04756-9.

Шифр ББК: 87.3(2)4+86.414 Г 37
Местонахождение в библиотеке: Б29110-к/х

Аннотация:

Книга знакомит с одним из направлений древнерусской мысли и характерной для него сокровенной книжностью. Дается сравнительный анализ их исторических форм от народного целительства до расчетной прогностической астрологии XVII в. На основании детального анализа антропологических подходов к пониманию природы человека выявлены религиозно-мировоззренческие основания народного целительства, теотерапии, природосообразной медицины, а также прогностических практик. В «Приложении» даются древнерусские тексты сокровенного знания на языке древнерусских оригиналов с переводами и комментариями. Издание мы адресуем всем, кто интересуется проблемами истории отечественной мысли, философии и культуры.

От автора

К сокровенному знанию относят комплекс познавательных традиций и практик, охватывающий народную магию, гадательные практики, прогностику, астрологию, алхимию, целительство и астромедицину. Приверженцы сокровенных знаний занимали хоть и не официальную, но достаточно заметную нишу интеллектуальной жизни Древней Руси. Без учета этого пласта отечественного идейного наследия общие представления о духовной специфике эпохи (XI–XVII вв.) будут заведомо односторонними и неполными.

Научный интерес к древнерусским сокровенным текстам в отечественной историографии проявился со второй половины XIX в. Проводилась исследовательская работа по изучению неортодоксальной книжности и астрологии, истории медицины. Собирается и систематически исследуется этнографический и фольклорный материал, помогающий восстановить традиции народной магии, гаданий и целительства.

В 20–30-е годы XX в. еще продолжались исследования сокровенной книжности, но с 40-х годов они почти прекратились. На исследованиях древнерусской книжности отразились идеологические установки. Специфика средневекового мировоззрения нередко понималась упрощенно. В историографии можно было встретить высказывание, что христианская письменность отвергла научное наследие античности вместе с язычеством, поэтому восприятие природы и космоса толковалось преимущественно в «свете богословской мистики». Однако постепенно накапливались факты, вскрывающие трансляцию античного научного наследия и существование его в христианизированной форме. С 60-х годов оживляется публикация материалов по истории астрологии и связанным с ней медицинским практикам.

В новейших исследованиях убедительно показано методологическое значение текстов сокровенного свойства (90-е годы прошлого века). Сегодня в сокровенной книжности выделяют целый блок текстов, имеющих отношение к целительским практикам, астромедицине, прогностике, расчетной астрологии.

При работе с конкретным материалом выяснилось, что прогностические практики в Древней Руси столь же разнообразны, сколь и медицинские. В книге выделено несколько исторических форм прогностики: волхвование, гадательные практики, календарно-математические расчеты, профессиональная ятроматематика, многочисленные направления расчетной астрологии. В современной методологии науки различают личностную прогностику (предвидение) и научное прогнозирование. Обе формы кристаллизовались в предшествующие эпохи, в том числе в Древней Руси.

Отдельной исследовательской темой труда является рассмотрение древнерусской астрологии. В книге показано, что к XV в. в отечественной книжности распространяются тексты астрологического содержания, которые исследователи относят к рецептурной, народной астрологии. Одновременно входили в обиход астрологические приемы, когда прогностика ставилась на расчетную основу. Документальные свидетельства о применении астрологических вычислений знаменуют новый этап в прогностике: она приобретает черты интеллектуального прогнозирования в отличие от магической астрологии предзнаменований, а также примитивной народной астрологии. Наиболее явно в древнерусской книжности расчетная астрология была развита в астромедицинской прогностике.

Изучая широкий спектр сокровенных знаний отечественного Средневековья, нельзя не задаться вопросом: была ли на Руси алхимия? Познавательный интерес к алхимии, учение которой включало скрытые измерения природы, явно существовал. В ранний период он проявлялся подспудно, в виде отдельных сюжетов, затрагивающих не только естественные, но и некоторые сакральные качества камней (например, сюжеты о камнях в «Изборнике Святослава 1073 года», «Палее Толковой»). В неприкрытом и явленном виде алхимические смыслы присутствуют в публикуемом нами тексте: «Диетологический трактат Моисея Маймонида», который входил в число статей, присоединенных к «Тайная Тайных». Перевод на русский язык алхимического отрывка – случай уникальный для древнерусской письменности. Издания подобного рода текстов нам неизвестны.

По мере развития высоких технологий представители современной науки все чаще задумываются о восстановлении гармонии между техносферой (искусственной средой) и биосферой. Все чаще люди задумываются о традиционных ценностях, о сокрытой природе и назначении человека. Несмотря на запреты и непонимание, в Древней Руси были живы сокровенные мысли о космосе, природе и человеке. Это урок и для нас – людей XXI века. Благоговейное отношение к источникам жизни составляло стержень традиционного народного сознания. Диалог между современной наукой и сокровенным знанием, как видится, может способствовать лучшему пониманию основ бытия и будущего гармоничного устроения жизни.

Иллюстрации:

 

Никитина, Т.Л. Русские церковные стенные росписи 1670-1680-х годов : [монография] / Т. Л. Никитина ; Гос. ин-т искусствознания ; Гос. музей-заповедник “Ростовский кремль”. – Москва : Индрик, 2015. – 463 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 449-462. – На обороте тит. л.: РГИФ 20 лет. – ISBN 978-5-91674-350-0.

Шифр ББК: 85.146.15+85.143(2)4 Н 62
Местонахождение в библиотеке:Б29125-Русский фонд

Аннотация:

Монография посвящена храмовым монументальным росписям Московского государства 1670–1680-х годов — периода интенсивного развития и видоизменения концепций живописной декорации церковного интерьера. В работе дается анализ социальных и культурных факторов, влиявших на художественный процесс в целом и на формирование своеобразных вариантов систем монументальной росписи, связанных с тремя основными центрами деятельности художников-монументалистов — Ростовом, Ярославлем и Костромой. Издание предназначено для специалистов — искусствоведов, историков, художников, а также для всех интересующихся древнерусским искусством.

От автора

Тема, которой посвящена эта книга, стала для меня чрезвычайно актуальной сразу же, как только я стол­кнулась с необходимостью практического изучения стенных росписей XVII и XVIII вв., став научным сотрудником Ростовского музея. Поиски ответов на множество вопросов, встававших тогда передо мной, заставляли обращаться к памятникам той же эпохи в Ярославле и дру­гих городах. Очень быстро выяснилось, что для обоснованных суждений и детальных сравнений необходимо возможно более полное представление о составе и расположении сюжетов в храме. Хорошо известен и способ ото­бражения этой информации – схемы росписи, составление которых стало для меня одной из первостепенных задач.

В основе этой книги лежит диссертация, выполненная мной в Государственном институте искусствознания и защищенная в мае 2011 г. В этой ра­боте обобщены результаты многолетних исследований, однако тема, на мой взгляд, далеко еще не исчерпана.

В русских монументальных росписях второй половины XVII века ярко проявились существенные черты и противоречия культуры этой переходной эпохи. В этот период не только значительно умножилось количество монументальных росписей, но и расширилась их тематика, усложнилась структу­ра, прочно утвердились в обиходе художников новые иконографические образцы.

Стенные росписи 1670-1680 х годов представляют редкий для исто­рии русского искусства пример сохранности значительного пласта художественной культуры. Новшества в искусстве, заметные уже с середины XVII    века, вызывавшие острые разногласия в эпоху церковных реформ патриарха Никона, постепенно складываясь в целостную систему, формируют стиль второй половины столетия, и это наиболее ярко проявляется в стенописях 1670-1680-х годов. До наших дней дошла большая часть памятников этого периода, и к тому же почти все они сохранились в до­статочно полном составе. Расписанные в эти годы храмы различны по богослужебным функциям, по размерам и архитектурным формам — это и большие соборы городов и монастырей, открытые сотням молящихся, и приходские церкви, в которых протекала повседневная религиозная жизнь горожан, и недоступные для простых богомольцев домовые храмы. Инициаторами создания росписей выступали представители различных социальных слоев: государь, церковные иерархи, богатейшие купцы, сообщества прихожан. Поэтому стенные росписи представляют чрезвы­чайно богатый материал для исследования процессов развития русской культуры «эпохи перемен».

В настоящей работе впервые детально исследован круг стенных росписей 1670-1680-х годов — типология храмовой декорации, вопросы архитектурно-художественного синтеза, иконографический репертуар. Существенное различие социальных, культурных и экономических условий, сложившихся из трех основных центров русского монументального искусства 1670-1680-х годов — Ростове, Ярославле и Костроме — и определивших своеобразие развития монументально декоративной традиции в каждом из них, обусловило необходимость нового подхода к группировке памятников не по стилистическим признакам, которые в основном сходны во всех трех центрах, а по территориальному принципу. В процессе анализа трех локальных групп памятников — ростовской, ярославской и костромской — выявлены характерные для каждой из них особенности тематики, структу­ры, архитектурно-художественного синтеза. Под новым углом зрения проанализированы и интерпретированы как известные литературные и публи­цистические источники, так и разнообразные документальные материалы и натурные данные. Все это позволяет дать новую, детально обоснованную характеристику храмовых росписей 1670-1680-х годов как художественно­го явления и более четко обозначить место исследуемого периода в контек­сте развития русской художественной культуры.

 

Маханько, М.А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века / Мария Маханько. – Москва : БуксМАрт, 2015. – 351 с., [40] л. цв. ил. : ил. – Библиогр.: с. 284-339 и в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-906190-37-6.

Шифр ББК: 86.372.24-364,7+85.146.56 М 36
Местонахождение в библиотеке:Б29042-Русский фонд

Аннотация:

Книга посвящена собиранию древних икон в столице Московского государства XVI в., которое сопровождалось почитанием: принесением с крестными ходами, размещением в главном храме, поновлением (реставрацией), созданием новых украшений (окладов и привесов), написанием списков различного назначения – как точных, так и уменьшенных, благодаря которым прославление древнего образца распространялось далеко. Исследование основано на данных письменных источников: летописей, актового материала, писцовых описаний храмов и монастырей XVI-XVII вв., а также на изучении памятников изобразительного искусства, икон, исполненных в различных техниках (живописных, резных, шитых). Благодаря сопоставлению обширных и прежде разрозненных сведений выявлена яркая картина внимания к собственному прошлому, политической актуальности культурного и художественного наследия в Московской Руси эпохи зарождения самодержавия. Книга будет интересна как специалистам в области отечественной истории, культуры и изобразительного искусства, так и самому широкому кругу читателей. Книга содержит черно-белые иллюстрации и вклейку с цветными изображениями

От автора

Шестнадцатое столетие – важный этап в истории объединенного государства, Московской Руси. Оно запомнилось как период жестоких и кровопролитных войн, напряженной борьбы за усиление политической роли Москвы, за подчинение русских земель едино­му центру. Вместе с тем в ту эпоху очень внимательно относились к древним ико­нам и святыням: их почитали, собирали, поновляли. Этому явлению и посвящена наша книга. При всей специфике этой темы она многими нитями связана с поли­тической историей страны, и при этом затрагивает глубинные, базовые слои в истории русской духовной культуры. Хронологически к этому веку примыкают периоды правления великого князя Ивана III (1462-1505) и царствования Бориса Годунова (1598-1605) В перспективе судьбы православной церкви в Древ­ней Руси и Византии ему предшествуют события середины XV в., которые опре­делили гибель самостоятельного визан­тийского православного царства: Ферраро-Флорентийский собор 1438 г., знамена­тельный заключением унии и возник­новением греко-католической церкви, падение Константинополя в 1453 г., начало автокефального периода в истории Русской православной церкви в прав­ление митрополита Ионы (1448-1461). Условным «terminus ante quern» для наших изысканий будет учреждение в России патриаршества (1589), опреде­лившее новое положение Русской церкви во вселенской иерархии.

В интересующий нас период отно­шение к собственной старине, местным древностям приобретает осознанный характер. Для русского позднего Средне­вековья характерен интерес ко всему древ­нему, освященному церковным преданием, и более всего – к древним иконам. Наше внимание будет сосредоточено на отноше­нии к древностям, преимущественно к ико­нам, в эпоху правления великого князя Василия III (1505-1533) и царя и великого князя Ивана Грозного (1533-1584, венчан на царство в 1547). В истории управления Русской церковью в этот период особую роль сыграл митрополит Макарий (1542— 1563).

Избранная нами тема имеет отноше­ние к таким явлениям в истории средне­вековой культуры, которые подразумевают постоянное и сознательное обраще­ние к прошлому ради осознания, описания и прокламации ситуации в настоящем. Это ориентация того или иного государст­ва на политические и религиозные симво­лы древности, повторение титулов, госу­дарственных инсигний (например, Рим­ской империи), обретение и собирание святынь (начиная с такой реликвии, как Святой Крест, обретенный в Иерусалиме св. царицей Еленой и перевезенный в но­вую столицу – место царствования ее сына Константина).

В русской православной культу­ре XVI в. важную роль играло почитание русских чудотворцев, но более всего – чудотворных икон, родовых и местночти­мых городских и монастырских. К почитанию святынь, древних икон оказываются причастны не только государи, митрополиты московские, но и поместные владыки, именитые гости, настоятели монастырей и другие благочестивые прихожане. Они способствуют установлению празднова­ний в честь этих святынь, заказывают их повторения, украшают оригиналы.

От этого времени сохранилось гораздо больше письменных и изобрази­тельных источников. Это летописи и акто­вый материал, древние иконы со слоями многочисленных поновлений и иконы XVI в., повторяющие древние образцы, благодаря чему можно лучше понять про­цесс собирания и почитания древностей, проанализировать различные аспекты это­го явления.

Обращение к прошлому проявлялось не только в сфере изобразительного ис­кусства, но и в других областях культуры (в письменности, богослужении, градо­строительстве и архитектуре). При изуче­нии интересующей нас проблемы было необходимо обращаться к достижениям других сфер медиевистики, применяя междицисплинарный подход.

Мы рассматриваем письменный и изобразительный материал не как цепь отдельных фактов, но как целост­ное явление, связанное с деятелями церкви и государства самого высокого ранга; как явление, отражающее насущные задачи государственного и церков­ного строительства, регулирования, ду­ховного развития, имеющее широкую идейную и общекультурную базу. В этой связи получают новое прочтение памят­ники известные, хорошо изученные и опубликованные, привлекается боль­шое количество икон XVI-XVII вв. из крупных столичных музеев, а также из провинциальных хранилищ. В рамках выбранной темы эти памятники средне­векового изобразительного искусства получают более яркое освещение, зани­мают особое место в истории культуры и искусства Древней Руси.

Иллюстрации: