200 лет со д. р. идеолога славянофильства – Константина Аксакова

«Россия – земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские государства и страны. Очень ошибутся те, которые вздумают прилагать к ней европейские воззрения и на основании их судить о ней»

К. С. Аксаков

Константин Сергеевич Аксаков (29 марта [10 апреля] 1817-7 [19] декабря 1860) – русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства.

Константин Аксаков родился в с. Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Был старшим ребенком  в семье (всего 11 детей) Сергей Тимофеевича и Ольги Семеновны (дочь генерала Заплатина).

Любви к родине, патриотизму, человек первоначально обучается  в семье. Именно в детстве закладываются основные черты характера. Именно из семейного очага Константин получил задатки своих взглядов.

До 15 лет воспитанием сына руководил отец. Родной брат Константина Иван Сергеевич так описывал чувства своего отца: «Со своею страстною натурой, он страстно отдался чувству отца и почти буквально заменял для своего сына-первенца няньку. Ребенок засыпал не иначе как под его баюканье».

Аксаковы любили отмечать праздники, дни рождения, встречать гостей. Особое место в семье занимал праздник Вячки, 30 ноября. Придумал и установил этот праздник Костя. Вячко – сокращенное имя Вячеслава Борисовича, сына древнерусского князя Друцкого Бориса Давыдовича. Вячеслав жил в Юрьеве и мужественно оборонял город от рижского епископа Альберта, который обещал сохранить жизнь Вячеславу за его выход из крепости. Но Вячко отказался и погиб вместе с другими воинами. Этот эпизод Константин Аксаков узнал из «Истории государства Российского» Карамзина. Иван Аксаков так описывает праздник: « В этот день, вечером, наряжался Константин с братьями в железные латы, шлемы, а сестры – в сарафаны, и все вместе водили хоровод и пели песню, сочиненную Константином. Затем следовало угощение, непременно русское: мед, пряники, орехи».

Дом Аксаковых был центром московского славянофильства. Панаев писал: «Дом Аксаковых с утра до вечера был полон гостями. Хозяева были так просты в обращении со всеми посещавшими их, так бесцеремонны и радушны, что к ним нельзя было не привязаться.

Семья часто меняла адреса в Москве, но не менялся, а расширялся круг знакомых – писателей, актеров, преподавателей и т. д. В их доме часто бывали друзья отца, Сергея Тимофеевича: А. С. Писарев, М. Н. Загоскин, Н. Ф. Павлов, М. А. Дмитриев, Н. В. Гоголь, А. А. Шаховской и другие. Жизнь литературная, художественная, артистическая  била в доме ключом. Его мать Ольга Семеновна была радушной хозяйкой, полностью поддерживающей взгляды мужа. Литературные занятия в доме совмещались с охотой и рыбалкой, дальними прогулками (летом семья жила на даче). В доме Аксаковых детей не изолировали от взрослых  когда начинались и серьезные беседы. Дети по мере взросления приобщались к интересам родителей; раньше и охотнее всех приобщался старший сын – Константин.

Любимец отца, похожий на него внешне, Константин по духу был в мать. От нее он перенял «возвышенность помыслов, суровость в отношении к себе, строгость требований, доблесть и героизм». Любовь к отеческому краю, русской литературе, к ее гражданским традициям, воспитывалась у Константина под влиянием его родителей. И. С. Аксаков писал о брате: «Когда ему минуло восемь лет, отец подарил ему в богатом переплете  том стихотворений Ивана Ивановича Дмитриева. По этой книге, которую Константин Сергеевич знал наизусть, Ольга Семеновна учила читать детей своих».

«Русское чувство» Аксакова, питалось родными источниками, распространялось на всю Россию и на ее прошлое. Всех Аксаковых объединяла любовь к природе.

В 1832 г. Константин поступил в Московский университет. Существо, лелеемое родными и почитавшее семейный кров центром вселенной, пользующееся непререкаемым авторитетом, вдруг  очутилось в толпе чужих лиц. Он был членом кружка Станкевича, в котором участники выходили на крайние рубежи умственной жизни России.

В 1847 г. он защитил магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», которая представляет большое научное значение.

Для Константина устоями всей жизни были Россия, русский народ и православие: «История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в самом начале, разделяются эти пути, русский и западноевропейский, до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия даёт страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к западной».

С большим усердием он привлекал историю на свою сторону, постоянно доказывая следующие основные свои положения:

«1 – Народ не нуждается ни в каких указаниях…

2 – У народа есть свое стройное и устойчивое миросозерцание..

3 – У народа есть своя самобытная нравственность и своя, если и не самобытная, то все таки  окрашенная самостоятельным пониманием религиозность, на совокупности которых и строятся социальные отношения крестьянской общины.

4 – Народная нравственность основана на чувстве справедливости…

5 – Религиозность народа, как и нравственность его, не внешняя и не показная. Она есть удовлетворение внутреннего призыва к добру.

6 – Источник нравственности и религиозности народа кроется в исповедуемой им православной вере.

7 – Совокупность всего вышесказанного создала глубоко-своеобразный правовой, экономический и нравственный институт – крестьянский «мир», который есть хранитель истинно-народных традиций и панацея против тех зол, которые при ином строе повели бы к целому ряду социальных и индивидуальных несправедливостей».

Славянофилы выступали за развитие страны, но такое, которое бы сохранило и восстановило некое существенное зерно древнерусской жизни.

Аксаков ненавидел звук – «с» – «назойливое», «рабское», как «да-съ» и «нет-съ». Сам всегда говорил только «да» и «нет». В его присутствии и в их доме совсем не употребляли французский язык, а говорили только по-русски. Он ненавидел модное в то время обращение «ра-ра»  – т.е. «папа». Свою правдивость и искренность Константин распространял на повседневные мелочи, не делая никаких исключений, не потакая правилам приличия.

Константин Сергеевич  хотел слиться с народом не только духовно, но даже и наружно. По городу он ходил в рубашке с косым воротом, в мурмолке (меховая или бархатная шапка с плоской тульей), терлике (длинный кафтан с короткими рукавами и перехватом), отпустил бороду. Своим видом он давал повод для насмешек: Аксаков оделся так «национально», что народ его принимал за персиянина.

Аксаков говорил: «Вместе с нашествием иноземного влияния на всю Россию, на весь ее быт, на все начала, и язык наш подвергся тому-же; его подвели под формы и правила иностранной грамматики, ему совершенно чуждой, и как всю жизнь России, вздумали и его коверкать и объяснять на чужой лад…».

Сущность исторических трудов Константина Аксакова сводится к положениям: что уклад русской жизни был не родовой, а общинно-вечевой, что русский народ резко отделяет понятие земли от понятия о государстве, что древне-русская допетровская Россия представляет собою картину высоко-идеальных общественных отношений, что русский народ есть носитель специально ему присущих высоких доблестей, которые отводят ему высокое место во всемирной истории.

Идеалом всей общественной жизни для него была семья, патриархальность. Все государство и общество должно быть подобно семейным отношениям. Отец – глава семьи, ее руководитель, ее царь, у него полнота прав и власти, но эти права и власть охотно признаются всеми домочадцами, потому что в их проявлениях нет ничего принудительного. Отец правит, но правит любовно, влияя лишь авторитетом своей нравственной силы. Таким путем подчинение и свобода мирно уживаются друг с другом. В семье нет начальства, а есть руководитель, нет насилия, а есть убеждения, нет рабства, а есть свобода личности. Свобода слова – вот самый конкретный практический пункт его учения.

Аксаков до конца жизни остался вечно восторженным и благородным юношей: он увлекался, был увлекаем, но всегда был чист сердцем. Панаев писал: «Вне своих ученых и литературных занятий, он не имел никакого общественного положения. Смерть отца и происшедшая от этого перемена в домашнем быту вдруг сломила его несокрушимое здоровье. Он не мог пережить этой потери…».

Константин не являлся человеком слабого духа. Его мужество отмечали многие, в том числе и его противники. Он не был одинок: его окружала любящая семья, друзья. У него были свои убеждения, взгляды и вера. Но потеря отца обесценила все. Константин ощущал себя частью, «листом» могучего родового дерева, и, когда погибло корневище, он понял, что его жизненные силы также иссякают.

В 1859 г. он заболел так, что его отправили на лечение за границу, к брату Ивану. Но ничего не помогало: ни время, ни климат, ни попечение и заботы родных. Константин скончался 7 декабря 1860 года, вдали от своей любимой родины, на Греческом архипелаге, острове Занте. Похоронили его в Москве, рядом с могилой отца.

Список книг К. Аксакова

Источники:

1. Аксаковы. Их жизнь и литературная деятельность : биографические очерки. – СПб., 1895 ( : Тип. т-ва “Общественная польза”). – 86 с. : портр. – (Жизнь замечательных людей. Биограф. б-ка Ф. Павленкова).

2. Манн, Ю. В. Семья Аксаковых : историко-литературный очерк. – Москва : Дет. лит., 1992. – 384 с. – (Люди. Время. Идеи).