Орехов Д. С. “Святые места России”

Аннотация:

Эта книга автора Дмитрия Орехова, посвященная паломнической теме, – увлекательный рассказ о главных святынях России – монастырях и храмах, где покоятся мощи наиболее почитаемых русских святых. Известный православный писатель и публицист обладает удивительным свойством: о старом и, казалось бы, общеизвестном он умеет рассказать по-новому – свежо и увлекательно. Его книги, посвященные судьбам Русского Православия в ХХ веке, пользуются заслуженным успехом, его читательская аудитория растет год от года.

Книга «Святые места России» – о монастырях и храмах, связанных с именами наиболее почитаемых русских святых, об их прижизненных подвигах, пророчествах, чудесах исцеления, которые совершались и совершаются по их молитвам.

В этой книге собрано все, что должен знать паломник, отправляясь на богомолье. Каким святым следует молиться в разных случаях жизни? Что такое мироточение и нетление мощей угодников Божиих? На основании, каких фактов и свидетельств может быть канонизирован подвижник веры?

Об этом и о многом другом Дмитрий Орехов пишет со знанием дела, на основе собственных впечатлений от поездок по святым местам.

 

Орехов, Д. С. Святые места России / Дмитрий Орехов. – Санкт-Петербург : Невский проспект, 1999. – 192 с. : ил. – (Исцеление души). – Библиогр.: с. 192 и подстроч. примеч. – ISBN 5-89542-072-9.

Шифр: ББК   86.372.24-576 О-65
Инвентарный номер: С242686-к/х

На протяжении всей истории на Руси уважали людей, которые отдавали свои жизни во славу христианской веры. Их причисляли к лику святых, а места, где они были похоронены, излучали любовь даже после смерти самого человека. Энергетика таких мест завораживает, потому что, посещая их, вы насыщаетесь силой веры святого, мощи которого принадлежат этой земле. Иногда само место обладает особой атмосферой, которая дарит любовь и укрепляет веру посетителей и паломников. В святые земли приезжают, чтобы читать молитвы, прося Бога о спасении души, и черпать вдохновение для своей веры.

В России сейчас мало кто может похвастаться здоровьем и благополучием, а тысячи рекламных листков настойчиво призывают «получить исцеление», «наложить заклятие на успех в бизнесе и личной жизни». Впрочем, обманщики и шарлатаны на Руси были всегда – наш век не исключение. Но были и настоящие чудотворцы и настоящие чудеса. Есть они и теперь.

В 1533 году почил сном праведника святой Александр Свирский, прославленный чудотворец, отшельник, аскет, основатель Троицкого монастыря на реке Свирь. Монах-летописец оставил нам описание того, как приходили поклониться праведнику толпы людей и какие удивительные чудеса совершались при гробе святого Александра: «И как при жизни действовал, так и по кончине своей обильно источает струи исцелений от гроба своего. Если телесно он и отошел от нас во внутренность земли, но духом предстал Владыке Христу и там еще большую получил от Него благодать творить у гроба своего великие и преславные чудеса».

С тех пор прошло почти пять веков. И вот осенью 1998 года, после второго обретения нетленных мощей святого Александра, маленькая петербургская церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек не может вместить всех желающих. Десятки и сотни людей ждут своей очереди. Один за другим следуют молебны. Далеко ввысь уносится пение. Вот к гробнице подводят слепого; вот отец прилагает к гробу со святыми мощами больного ребенка, девочку лет четырех. Что изменилось за те века, которые миновали со дня успения преподобного Александра? Те же люди, те же болезни, те же молитвы. И те же мощи святого заступника, прославленные нетлением и мироточением.

Миро… Словарь подскажет нам, что это состав, который делается из оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ. Только вряд ли словарь объяснит, откуда берется миро на чудотворных иконах и мощах. В Киево-Печерской лавре, колыбели русского иночества, с незапамятных времен хранятся серебряные и стеклянные сосуды с мощами неизвестных насельников лавры. Когда-то в лавру стекались паломники со всей Руси. Там происходили чудеса: мощи святых источали маслянистую, благоухающую жидкость. Помазываясь этим миром и вознося молитвы печерским старцам, больные исцелялись: к слепым возвращалось зрение, разбитые параличом начинали ходить… Каждому воздавалось по вере. Но вот пришло время советского безбожия. Монастырь разогнали, в лавре открыли Музей атеизма – чудеса прекратились. Сосуды, в которых хранились 25 глав святых подвижников лавры, были выставлены в качестве экспонатов. Экскурсоводы рассказывали, что иноки смешивали масло с духами, а потом подливали его в сосуды, дурача простой люд. Возле мощей стояли таблички с разоблачительными текстами в адрес святынь («фабрикация культа мироточивых мощей»).

И вот в начале июня 1988 года Русской Православной Церкви была возвращена самая древняя часть монастыря – Дальние пещеры, где находились святые главы. В лавре снова зазвучали молитвы, в пещерном храме Феодосия Печерского стали служить литургию.

Прошло немного времени, и в лавре появились ученые. Они засвидетельствовали сам факт феномена. Затем взяли на исследование само миро с тем, чтобы посмотреть, не оливковое ли это масло или другой известный науке состав. «Я рискнул дать им это миро, – говорит отец Ионафан, – помня, что даже плащаницу изучали, чтобы положить конец всем домыслам о подделке и посрамить дьявола». Ученые исследовали состав мира и предположили, что это очень сложные масла с присутствием белка. Но на вопрос, что же это все-таки такое, эксперты ответить не смогли. Для того чтобы разобраться в составе чудесного масла, нужна сверхсовременная аппаратура, которой пока у ученых нет.

Мироточение в Киево-Печерской лавре – далеко не единственный факт подобного рода. Берусь утверждать, что именно в последние годы чудес, в том числе и чудесных исцелений, стало больше. Случайности здесь нет, ведь недавно были обретены и возвращены Церкви мощи таких прославленных угодников и чудотворцев, как Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие, Серафим Саровский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский, Александр Свирский. Состоялось обретение мощей преподобных Нектария и Амвросия Оптинских и еще восьми старцев Оптиной пустыни; святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси; монаха-аскета Максима Грека, Радонежского чудотворца; блаженной старицы Матроны Московской; священномученика Илариона (Троицкого), епископа Верейского; святого праведного Алексия Мечева. Божественный Покров по-прежнему простирается над православной Русью.

Православные святые места до сих пор очень ценятся просто за то, что могут менять сознание людей, помогать в решении духовных проблем. Это историческое наследие, которое должно храниться всеми последующими поколениями и мы должны это помнить!