Трепет сердца

С 6 февраля по 17 февраля 2017 года на научном абонементе экспонируется выставка: «Трепет сердца», посвященная 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина. На ней представлено 20 книг, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

Мгновенную смерть он готов предпочесть униженью…
Т. Гуттари

Наш Пушкин : высказывания поэта, заметки, афоризмы, пословицы, анекдоты, эпиграммы, семья, дети, дуэль / авт.-сост. Н. И. Брыльков. – Йошкар-Ола : Мар. кн. изд-во, 1999. – 208 с. : ил.

Посвящая эту книгу Александру Сергеевичу Пушкину, автор кропотливым трудом сумел в столь достойной форме показать удивительное разнообразие творчества гениального поэта, что позволяет даже неискушенному читателю увидеть, что Пушкин с одинаковой силой и свободой обладал даром владения всеми литературными жанрами. Но прежде всего – это великий национальный поэт. Он же прозаик и историк, публицист и политик, редактор и издатель. Пушкин был изумительным мастером эпистолярного стиля, о чем свидетельствуют его многочисленные письма, заметки, экспромты.

Трудно вообразить наследие Пушкина, его поэтический дар: он жил и мыслил стихами. Его творения обладают высочайшим эстетическим и этическим воздействием. Его гений и состоит в том, что он создал в основе своей русский литературный язык.

Произведения А. С. Пушкина – это живая душа народа. Пушкин – человек, изначально стоявший в самом средоточии русской жизни. Нельзя затмить все то, что принадлежит нации. Ценность данной книги состоит в том, что в ней сосредоточен широкий спектр фактов из творческой лаборатории поэта, его семейной жизни, широкого окружения его друзей и недругов. «Наш Пушкин»… Такое название книги не является оригинальным, оно уже было. Но, думается, сказать так о Пушкине могут все русские люди.

Об Александре Сергеевиче Пушкине издано огромное количество различной литературы. Но и сейчас нельзя сказать, что о нем уже все известно и поставлены все точки над «i». Пушкин поистине неисчерпаем.

Автор данной книги не ставил своей задачей сказать что-то новое о Пушкине. Ее особенность состоит в том, что в ней материал наиболее интересный и важный, взятый из произведений поэта, излагается по разделам, отражающим широчайший диапазон творчества Пушкина. В книге представлены высказывания о патриотизме, красоте природы России, политике и экономике, воспитании, дружбе, счастье, любви, женщине, семейной жизни. Большой интерес вызывают пословицы и поговорки, которые использовал поэт, афоризмы и анекдоты, разные заметки.

В издании освещается женитьба Пушкина, характерные черты облика его жены и семейная жизнь, преддуэльные события, дуэль и смерть поэта.

Данная книга будет интересна всем любителям жизни и творчества этого гениального человека.

 

Гордин, Я. А. Право на поединок : роман в документах и рассуждениях / Яков Аркадьевич Гордин. – Ленинград : Сов. писатель, 1989. – 480 с.

Жизнь, судьба, идеи Пушкина – гигантский мир, который в сколько-нибудь полном объеме не может вместиться в одну книгу. И данное издание – попытка показать не столько личную, сколько общественную трагедию поэта.

То, что произошло с Пушкиным в конце жизни, точнее и мудрее всех определил Блок: «…Пушкина…убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура ». «Культура» здесь понята широко – в том числе культура общественная и политическая.

Об этом, собственно, и идет речь в книге. Не о пуле Дантеса. Но о гибели пушкинской эпохи – эпохи, которая десять лет после катастрофы на Сенатской площади отчаянно боролась за свое существование.

В судьбе Пушкина, величайшего человека нашей культуры, неизбежно пересеклись все важнейшие процессы русской жизни. Его судьба оказалась связана с главными коллизиями предшествующих полутора столетий.

«Право на поединок» – по сути дела продолжение его предшествующих книг «Гибель Пушкина» и «События и люди 14 декабря». Но в отличие от них это не хроника, а скорее антихроника. В данном случае решающую роль играет не временная последовательность событий, но их смысловая внутренняя связь.

Данная книга – попытка совместить романную структуру, художественные способы реконструкции сознания и судеб героев с исследовательским анализом исторического материала.

Художественно-документальное повествование посвящено последнему году жизни А. С. Пушкина. Автор рассматривает трагедию поэта в контексте широкого исторического процесса 30-х годов XIX века как духовный поединок «лучших людей из дворян» с самодержавием и природной бюрократией. Судьба Пушкина рассматривается среди судеб его единомышленников. Целая группа замечательных людей, связанных с Пушкиным жизненно и идейно (Сперанский, Киселев, М. Орлов, Вяземский и другие), проходит через всю книгу, причем с некоторыми из них можно познакомиться впервые.

Издание сможет заинтересовать как историков, так и любителей отечественной литературы, особенно неравнодушных к жизни Александра Сергеевича Пушкина.

 

Шубин, Б. М. История одной болезни / Борис Моисеевич Шубин. – Москва : Знание, 1983. – 128 с. : ил.

В центре документально-художественных очерков, составляющих книгу, – ранение, болезнь и смерть А. С. Пушкина.

В издании обрисована обстановка в России времен А. С. Пушкина, даны портреты врачей, которым выпало на долю облегчить страдания умирающего поэта; показан уровень развития хирургии в первой половине XIX века.

Автор – хирург, доктор медицинских наук не впервые выступает с литературным произведением – его книга «Доктор А. П. Чехов» выдержала за короткое время несколько изданий.

История ранения и гибели великого поэта всегда глубоко интересовала наш народ; немало врачей изучало материалы, которые могут помочь получить ответы на все вопросы, связанные с болезнью и смертью поэта.

Неизменно поднимаются вопросы: можно ли было спасти Пушкина? Все ли было сделано для его спасения наблюдавшими его врачами? При этом некоторые авторы, писавшие о болезни и смерти Пушкина, были склонны обвинить лечивших врачей и особенно лейб-медика Н. Арендта в бездействии, а может быть, даже в содействии его гибели.

Эти обвинения по существу связаны с недостаточным знанием истории медицины и возможностей хирургии первой половины прошлого века.

Книга Б. М. Шубина дает объективную оценку деятельности врачей, лечивших А. С. Пушкина. Она написана высококвалифицированным врачом, изучившим все доступные материалы.

Перед нами не просто «история болезни», а художественное произведение о Пушкине, написанное врачом, объективно знакомящее  читателя с медицинскими сведениями о жизни, болезни и смерти Александра Сергеевича Пушкина.

Приступая к этой работе, автор не ставил целью выдвинуть новые концепции причины смерти А. С. Пушкина. Перебирал он этот терзающий душу материал больше для себя – чтобы еще раз соприкоснуться с тем, что имеет отношение к любимому поэту. Но ничего нельзя уже изменить. И остается только вместе с врачами, склонившимися над телом Александра Сергеевича, горько сожалеть, что мало жил, что рано умер.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

 

Гроссман, Л. П. Записки д’Аршиака ; Пушкин в театральных креслах / Леонид Петрович Гроссман ; сост. М. Френкель. – Москва : Худож. лит., 1990. – 462 с. : ил. – (Забытая книга).

Роман известного ученого-литературоведа Л. П. Гроссмана (1888-1965) « Записки д’Аршиака», впервые опубликованный в 1930 году и получивший широкую известность как у нас в стране, так и за рубежом, написанный как бы от лица секунданта убийцы А. Пушкина Дантеса, рассказывает о трагической истории гибели великого русского поэта. Кроме того, в книгу входят популярная театроведческая работа «Пушкин в театральных креслах» (1926) и историко-биографическое эссе «Карьера д’Антеса» (1935).

« Записки д’Аршиака» воспринимаются как подлинные мемуары. Многие остаются при убеждении, что пролистали неподдельную «петербургскую хронику».

Чтобы прийти только к мысли о дозволенности документально проследить трагические метания Пушкина в последний год его жизни, Гроссману было мало освободиться от ученических представлений и стать самостоятельным исследователем. Ему пришлось испытать подлинное потрясение, встретив в Дантесе не пустейшее «созвездие маневров и мазурок», не просто ловца «счастья и чинов», каким он хрестоматийно изображался, а весьма одаренного, многообещающего, подверженного сильным страстям человека, как о нем отзывались современники, и в том числе сам Пушкин.

Оказалось, что ревность поэта не была беспричинной, хотя бы по отношению к несомненным достоинствам соперника, а трагическая развязка на Черной речке – не просто незатейливая ловушка сановных злопыхателей, в которую так легковерно и слепо попал один из умнейших людей своей эпохи.

Трагический эпилог жизни Пушкина – такова главная тема исторического романа, названного автором « Записки д’Аршиака». Рассказ здесь ведется от имени молодого французского дипломата, принимавшего участие в знаменитом поединке 27 января 1837 года в качестве одного из секундантов.

Виконт  д’Аршиак, атташе при французском посольстве в Петербурге,  как друг и родственник Жоржа  д’Антеса, убийцы Пушкина, был посвящен во все тайны дуэльной истории, а как дипломатический представитель Франции он тщательно изучал петербургские правительственные круги, высшее общество и двор Николая I.

Это дает возможность автору развернуть обстоятельства последней дуэли Пушкина на фоне императорского Петербурга тридцатых годов, изображая события и нравы эпохи с точки зрения европейского политического деятеля, заинтересованного крупными государственными людьми и характерными общественными явлениями тогдашней самодержавной России.

В основу хроники положены подлинные события, воссозданные нередко по неизданным архивным материалам, но свободно разработанные в целях оживления одной из самых печальных страниц русской истории.

Данная «забытая книга» будет интересна всем любителям интересных фактов из жизни великих людей своей эпохи.

 

Наумов, А. В. Посмертно подсудимый / Анатолий Валентинович Наумов. – Москва : Российское право, 1992. – 336 с. : ил.

В книге рассматриваются материалы следствия и суда по делу о последней и трагической дуэли Пушкина, не подвергавшиеся еще специальному исследованию ни литературоведа, ни юриста. Это – протоколы допросов Дантеса, Данзаса и Вяземского и документы, проливающие свет на причины и обстоятельства роковой дуэли. Выясняются пробелы следствия и суда (в частности обсуждавшийся при этом вопрос о допросе Н. Н. Пушкиной), правомерность вынесения всем подсудимым смертного приговора.

Особое место занимают в работе вопросы тайного и гласного надзора за поэтом со стороны полиции и жандармерии.

И, тем не менее, персонажем военно-судебного дела был именно Александр Сергеевич Пушкин –  посмертно подсудимый.

Это происходило после смерти поэта. При жизни же он не раз был близок к тому, чтобы стать подсудимым. Это могло случиться и в 1820 году, когда за вольнолюбивые стихи и эпиграммы Александр I намеревался сослать Пушкина в Сибирь либо даже заточить в Соловецкий монастырь. Но заступились и обошлось. Могло это произойти и в 1824 году, когда было перехвачено его частное письмо, в котором поэт проговарился о своих атеистических настроениях (криминал по тем временам).

Однако судьба все-таки сделала Пушкина подсудимым и в полном смысле этого слова со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и вынесением в отношении него судебного приговора. Дело в том, что над умершим поэтом был произведен суд за нарушение законов о запрещении дуэлей по всей форме процессуальных и на основе материальных уголовных законов того времени.

История донесла до нас материалы этого судебного процесса, которые, как и всякие другие документы, связанные с гибелью великого поэта, представляют большой интерес. Судопроизводство того времени объединяло в одном процессе и следствие, и суд, поэтому о следствии и суде мы говорим условно. Судьи фактически соединяли в себе обязанности и следователей, и обвинителей, и защитников, и, собственно, судей.

В пушкиноведении материалы о дуэли являются одним из документальных источников для изучения причин и обстоятельства трагической дуэли. Однако, как это ни странно, материалы дела не подвергались специальному исследованию ни литературоведами, ни юристами, хотя несомненно, что многие документы требуют не только литературоведческого, но и юридического подхода.

Таким образом, Пушкин имел непосредственное отношение к праву, юстиции и судопроизводству. В связи с этим вполне правомерным является юридический аспект изучения как биографии поэта, так и его творчества.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

 

Щеголев, П. Е. Дуэль и смерть Пушкина : с приложением новых материалов из нидерландских архивов / Павел Елисеевич Щеголев. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Санкт-Петербург : Академ. Проект, 1999. – 655 с.

Книга одного из виднейших пушкинистов XX века Павла Елисеевича Щеголева – наиболее детальное и документальное изложение всех событий, связанных с гибелью Пушкина, и по сей день остается незаменимым источником достоверной и полной информации о трагических днях 1836-1837 годов, о людях, причастных к этим событиям, их взаимоотношениях, их последующей судьбе. Подробные комментарии известной исследовательницы жизни и творчества Пушкина Я. Л. Левкович уточняют и исправляют данные Щеголева с учетом новейших исследований и новооткрытых материалов. В настоящее издание включены также новые материалы из голландских архивов, проливающих, в частности, свет на взаимоотношения Геккерна с Дантесом.

Талант биографа, широкая историческая и литературная эрудиция Щеголева, его исследовательское мастерство сделали эту книгу одним из лучших биографических трудов.

В биографической литературе Пушкина данная книга занимает особое место. Без ссылок на нее не обходится ни одна из работ, касающихся последних дней жизни поэта. На нее опираются, с ней полемизируют, спорят, извлекают из нее факты и документы.

Книга Щеголева состоит из двух частей, названных автором «Исследование» и «Материалы». «Исследование» является первым в литературе монографическим этюдом, подводящим итоги всем опубликованным ранее и добытым вновь материалы о дуэли. Мастерство изложения придает исследованию силу художественного произведения.

Обширное собрание материалов, составляющих вторую часть книги, сопровождено вступительными очерками, где дается критический анализ этих материалов.

Добытые Щеголевым документы впервые раскрыли обстоятельства так называемого «посмертного обыска» бумаг Пушкина. Сначала  Николай I разбор бумаг доверил Жуковскому, но уже через два дня Жуковский узнал, что все «предосудительные бумаги» перед сожжением должны быть доставлены для прочтения царю, а письма посторонних лиц – жандармскому  генералу Дубельту, которому вместе с Жуковским было поручено рассматривать бумаги поэта.

Еще один массив новых документов – письма жены поэта к брату Дмитрию. Наконец, среди голосов участников событий последних лет жизни Пушкина, можно услышать голос его жены, и оказалось, что ставший привычным облик этой женщины поколебался. Щеголев нарисовал в своей книге яркий портрет Н. Н. Пушкиной. Жену поэта он не пощадил. Для него она – виновница гибели национального гения, и через призму негодования он смотрит на документы, которые могут помочь составить представление о жене поэта.

Чем же интересна книга Щеголева сегодня, когда мы уже читали воспоминания современников поэта, а в последние годы – новые публикации, статьи и даже новую книгу о дуэли Пушкина, следили за перипетиями последних дней поэта на сцене и в кино?

В истории дуэли было много неясного, загадочного для современников, но для нас, оснащенных документами, имеющих возможность сравнивать и сопоставлять факты, не известные даже близким друзьям Пушкина, в истории дуэли остаются все же «темные» места, которые поддаются различным толкованиям. Современный читатель видит в работах о дуэли Пушкина многочисленные ссылки на книгу Щеголева и не имеет возможности их проверить, не знает доводов автора во всей их совокупности.

Книга Щеголева продолжает быть живым явлением нашей литературы и должна стать доступной для всех, кого интересует биография великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, у которого так несправедливо рано оборвался жизненный путь. Но остались его бессмертные произведения как вечная память о нём.

Приглашаем всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).