О чем писала пресса 100 лет назад : обзор журнала «Огонек»

«Огонёк» – российский дореволюционный, советский и постсоветский общественно-политический, общенациональный, литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал, ориентированный на широкую читательскую аудиторию.

Первый номер журнала «Огонек» вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге издатель С. Проппер.

 

С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом. В революционные годы (с 1918 по 1923 год) выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратился. Но в 1923 году при поддержке журналиста и редактора М. Кольцова, произошло возрождение «Огонька». Именно тогда сформировались и основные принципы журнала: хороший литературный язык, иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов.

В начале 1950 х годов редактором стал советский поэт А. Сурков, при котором окончательно оформился стиль журнала: портрет знаменитого человека на обложке, рассказ и стихи в каждом номере, фоторепортаж и яркие цветные слайды. В журнале всегда имелась так называемая «вкладка» цветные репродукции, благодаря которым читатели знакомились с шедеврами мировой культуры, русской классикой и советской живописью.

С журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты. На его страницах отражалась реальная жизнь общества.

Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор некоторых выпусков журнала «Огонек» за 1916 год.

1916 год – время разгара Первой мировой войны (1914-1918) – войны между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия и др.).

Мировые важные события этого года не могли не освещаться в русской прессе. Так, и на страницах журнала «Огонек» отражались военные эпизоды войны, обложка каждого номера – это картины и фотографии из солдатской жизни.

На оборотной лицевой и тыльной стороне обложки размещалась рекламная информация: приглашения на заработки и курсы, реклама изделий, косметики и лекарств, сведения о новых книгах, подписке, и прочее.

В этот военный год в журнале имелись рубрики: «На балканском театре войны», «На русско-германском фронте», «На кавказском фронте», «На западно-европейском театре войны», «На итало-австрийском фронте», «Южный театр войны», «Из действующей армии».

В каждом выпуске журнала размещалась постоянная рубрика «Герои и жертвы Отечественной войны 1914-1915 г.», где публиковались фотографии и перечень фамилий офицеров, религиозных служителей, врачей и сестер милосердия. Указывался чин, награды, а также информировалось, убит или ранен данный человек. Этой рубрике сопутствовал текст: « В нынешнюю тяжелую, но великую и славную годину освобождения Россией славянства и всей Европы от гнета воинствующего германизма, «Огонек» считает одной из своих задач, по мере сил, запечатлевать в памяти современников черты героев, самоотверженно проливающих кровь за Царя и Отечество. Но и располагая огромной сетью своих корреспондентов, «Огонек» без помощи русского общества, без содействия своих многочисленных читателей не в состоянии выполнить этот долг. Редакция обращается с просьбой к родным и близких героев, отличившихся на поле брани, раненых и убитых, не отказать прислать их портреты… ».

Журнал «Огонек» неоднократно публикует фотографии Государя Императора Николая II: его пребывания на фронте, встречи с солдатами, на открытии Государственной Думы в честь ее десятилетия 27 апреля.

Размещаемые на журнальных страницах стихи и рассказы практически все имеют патриотическую тематику, пишутся и репортажи о героических семьях.

Так, в №17 рассказывается о семье Панаевых, которая была хорошо известна в России: многие ее представители были поэтами, писателями, участниками и героями Крымской войны, Отечественной войны 1812 года. Статья пишет  о награждении Веры Николаевны Панаевой знаком отличия святой Ольги 2-й степени. Эта женщина стала первой награжденной  таким знаком. После героической гибели на фронте ее трех сыновей, командование, желая сберечь жизнь четвертого, последнего из братьев Панаевых, воспрепятствовало его отправке на фронт и отправило служить на штабную должность. Тогда мать, обратилась с требованием немедленно отправить ее младшего сына на фронт, где погибли его братья, и с оружием в руках отстаивать свое Отечество. Адмиралы, пораженные поступком Панаевой, не могли ей отказать и направили ее младшего сына на одну из действующих эскадр Русского флота (в 1918 г. погиб и он).

В №20 опубликована статья о храброй семье казака Замятина И. И., который будучи в преклонном возрасте, вместе с тремя сыновьями находится в действующей армии.

В №24 рассказывается о нескольких героических семьях: публикуются фотографии погибших на фронте офицеров Витковских, отца и его троих сыновей; сестры милосердия Блиновой с ее 13-ти летними сыновьями, добровольцами стрелковой артиллерийской бригады; а также рассказывается о подвигах двух братьях Констенчиках, один из которых полковой священник.

«Огонек» рассказывал и о женщинах-солдатах, добровольцах армии (№ 48).

Отражался в журнальных рубриках и вклад на военные нужды простых людей. Так, в №№ 1, 24 и 52 приводятся фотографии раненых и инвалидов, изготовляющих ручные бомбы, игрушки и прочие предметы. В № 9 размещается статья о работах заключенных, а №№ 13, 30, 34 рассказывают о женщинах телеграфистках, рыбачках, грузчицах, катальщицах, землекопах, крючницах и т. д.: «И в то время, как мужчины с мечом в руках ценою жизни своей куют лучшее будущее России, прокладывая путь к грядущей победе, женщина работает. А работа в нынешнюю пору – не та же ли борьба?..». Есть статьи о работе военнопленных (№ 20), о трудовых подвигах детей, работающих на заводах (№33).

Несмотря на основную военно-патриотическую тематику всех выпусков 1916 года «Огонек» знакомит читателей и с новинками отечественной культуры. Неоднократно журнал рассказывает о различных выставках картин, например, №10 публикует фотографии с Весенней выставки, устроенной 25 февраля в залах Императорской академии художеств. В № 6 размещен репортаж  об опере Танеева А. С. «Метель», в № 12 – об опере Веняевского А. «Мегаэ», поставленные на сцене Мариинского театра. № 42 печатает фотографию из сцены балета-пантомимы А. Коптяева «Коломбинада», поставленной в Троицком театре Петрограда.

Не забывает «Огонек» размещать и странички юмора: почти в каждом номере журнала публикуются карикатуры на неприятеля, шаржи на писателей, высмеиваются фотографии и действия не только врагов, но и союзников. Так, в № 34 приводится фотография «Русской бани» в изображении англичан, при этом автор статьи с недоумением пишет: «…Мы отметили тот факт, что, несмотря на дружеские и союзные связи с Россией английский народ, в лице своих даровитых художников, еще далек от знания жизни и нравов своего собрата по оружию – России… журнал преподносит читателям невероятное «изображение русской бани» с русской (?!) бабой (в голландском чепчике! И в мужской-то бане!)…».


Пишутся в журнале и репортажи о развлечениях наших войск, о выступлениях артистов, передвижном кинематографе на передовых, о свободных солдатских минутах. Так, в №37 рассказывается, что многие  солдаты занимаются кустарным ремеслом, устраивают выставки-продажи своих работ местному населению.

В подшивке 1916 г. публикуются разнообразные новинки техники, приводятся интересные факты, как например, выращивание огорода на поезде-складе (№29), фотографии солдат с домашними и дикими животными (№15,38, 44). Например, на обложке № 50 размещена фотография подводной лодки, на борту которой «служит» и собака.

Практически в каждом номере журнала приводятся фотографии, связанные с религиозной тематикой (разных конфессий). Это отпевания погибших, совершение таинства крещения, пребывания глав церкви на передовых, наставления солдат, общие молитвы перед боем, торжественные богослужения, фотографии церквей, костелов и прочее.

Несмотря на политические и идеологические изменения в обществе, «Огонек» не терял своей популярности и оставался всегда «своим» журналом для многих читателей.