Наполеон Бонапарт “О военном искусстве”

Наполеон Бонапарт – одна из тех харизматических личностей, имена которых навсегда вписаны в учебники истории. Его жизнь стала для многих путеводной звездой, символом дерзкого взлета одаренного человека из полной безвестности к сияющим вершинам славы и безграничной власти.

В этой книге Наполеон лично выступает в качестве аналитика своих многочисленных военных походов и историка знаменитых сражений прошлого. Его воспоминания и размышления свидетельствуют не только о незаурядном даре прославленного полководца и политика, но и об остром уме, наблюдательности, способности непредвзято оценивать собственные промахи и ошибки, оставаясь при этом тем, кто их совершил, – императором Франции, властелином Европы.

 

Наполеон Бонапарт. О военном искусстве : избранные произведения / Наполеон Бонапарт. – Москва : Эксмо, 2003. – 788 с., [1] л. портр. + Прил. – (Антология мысли). – ISBN 5-699-03899-X.

Шифр: 63.3(4Фра)521 Н 27
Местонахождение в библиотеке: С235953-к/х

Высокая историческая и теоретическая ценность произ­ведений Наполеона, касающихся его войн, давно уже при­знана в науке и, конечно, не нуждается в доказательствах. Величайший полководец мировой истории настойчиво и не­однократно советовал всякому военному человеку изучать пристально и в деталях походы таких полководцев, как Це­зарь, Ганнибал, Тюренн, Фридрих Великий. Себя он, конеч­но, ставил выше всех своих предшественников в военном искусстве, хотя нигде этого прямо не высказывает. Но ему этого и не нужно было делать; уже современники — и дру­зья и враги – это успели признать еще при его жизни, и это мнение не пошатнулось после неудач последних лет его изу­мительнейшей военной карьеры.

И в его исторической судьбе, как утверждает историк Е.В. Тарле, удивительно вовсе не то, что он, в конце концов, погиб, а то, что он мог столько времени про­держаться в том безмерном величии, которое он для себя со­здал, и что он оказался в состоянии так далеко зайти по той дороге, на которую он вступил двадцатисемилетним артил­лерийским генералом. Подавляющее большинство его воен­ных произведений написано (вернее, продиктовано) им уже в последние годы жизни на острове Св. Елены, — и читатель не должен никогда забывать того, о чем всегда следует по­мнить при чтении вообще всего, что вышло из-под его пера или рассказано было им устно маленькой свите, окружавшей его в Лонгвуде: о затаенной, но вполне явственной цели, ко­торая была у императора при составлении его мемуаров.

Эта цель была чисто политической. Наполеон явно верил в то, что основанная им династия Бонапартов рано или позд­но вернется на французский престол.

Но, признав за собой ошибки, Напо­леон с большей настойчивостью выдвигает перед чита­телем то, что он считает своими историческими заслугами, не переставая подчеркивать свою будто бы всеблагую роль монарха, старавшегося обеспечить счастье Франции, уже достигшего значительных на этом пути ре­зультатов и уже готовившегося стать всемирным благодете­лем как раз тогда, когда несчастья 1812 г. и следующих лет положили предел его деятельности. Он не только сознавал теперь, у порога могилы, страш­ные ошибки, приблизившие, а потом и повлекшие за собой его падение, но и понимал, что эти ошибки ясны и неопро­вержимы в глазах всего человечества и что попытка их от­рицать совершенно бесполезна и может повредить мемуа­рам в глазах читателя. Конечно, им были совершены ошибки и в руководстве военными действиями, но на их признание Наполеон был гораздо скупее, чем на признание ошибок политических.

Естественно, что при такой центральной и все собой оп­ределяющей задаче мемуаров Наполеону особенно выгодно и важно было посвятить, возможно, больше места именно воспоминаниям о военных своих подвигах, т. е. остановить­ся на той стороне своей деятельности, которая, в самом деле, всегда возбуждала меньше всего порицаний и критики и где он действительно считался (и был) первоклассным масте­ром.

Но тут читателю, конечно, придется обратиться к имеющимся в военно-исторической литературе обширным комментариям не только об отдельных походах Наполеона, но и об отдельных операциях, сражени­ях и осадах каждого похода. Следует отметить, что мемуары и пояснения самого Наполеона, критическое отношение к ко­торым обязательно, все же признаются и старыми и новей­шими военными историками совершенно необходимым, первоклассным материалом, пройти мимо которого немыс­лимо при мало-мальски серьезном отношении к делу.

Гениальный мастер военного искусства, унаследовавший от революции очень много нового, что она внесла в военное дело,- и новые принципы действия массами, и новые задачи и методы боевых построений,— унаследовавший от револю­ции и нового солдата, повышенного морального качества люд­ской материал,— Наполеон первый показал, до каких крайних пределов силы и успеха можно дойти, маневрируя с этой но­вой армией против войск полуфеодальных, крепостниче­ских абсолютистских монархий.

В этой книге  по богатству материалов, по яркости и глубине отдельных замечаний, по тонкости и основательнос­ти мотивировки, основных его военных действий постоянно бу­дет напоминать читателю об авторе, который, по словам одно­го современного английского историка, «расширил до край­них пределов наше представление о том, до чего может дойти человеческий ум и человеческая энергия».