Последний рыцарь культуры

С 21 ноября по 5 декабря 2016 год на научном абонементе экспонируется выставка: «Последний рыцарь культуры», посвященная 110-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. На ней представлено 20 книг, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

«Культура – это душа нации».

Д. С. Лихачев

Дмитрий Лихачев и его эпоха : воспоминания, эссе, документы, фотографии / [сост. и отв. ред. Е. Водолазкин]. – Санкт-Петербург : Logos, 2002. – 422 с., [1] л. портр. : ил.

Долголетие – дар Божий. Оно дается разным людям и в разных условиях. Оно имеет разные задачи. Дмитрию Сергеевичу было суждено родиться в столице крупнейшей империи мира и прожить в ней без малого 93 года. Случились две революции, прошли две мировые и десятки малых войн, а столица перестала быть столицей. Все это было эпохой Лихачева. Размышляя о долголетии Дмитрия Сергеевича, Фазиль Искандер выдвинул однажды простое и разумное объяснение: Лихачев поставил себе задачей пережить советскую власть. Развивая это предположение, можно было бы, вслед за Дмитрием Сергеевичем, добавить, что настоящий исследователь привлекает максимально широкий материал.

Он был своего рода Ноем русской культуры. Со страниц его книг, как из некоего ковчега, сходили святители, преподобные, благоверные князья и праведные жены. Его читавшиеся всеми работы погружали читателя в совершенно иные времена и обстоятельства – так непохожие на советскую действительность. Ведь именно он сделал культуру Древней Руси достоянием не только научного, но и общественного сознания. Эпоха Лихачева – это и Древняя Русь, о которой он знал не меньше, чем о своем собственном времени. Он и писал о ней, как о чем-то личном.

Закаленный лагерем, блокадой, советской действительностью, он по инерции преодолел и старость. Самое удивительное, что даже в этом случае ему удалось оказаться «вне». Он не принимал ее всерьез, не признавал ее власти и посмеивался над ней – точь-в-точь, как когда-то над соловецкими конвоирами. Был и еще один способ преодоления старости: не давать себе послаблений. Наряду с молодыми сотрудниками он посещал все, даже самые малозначительные научные заседания, присутствовал во все присутственные дни. Его научные выступления были, пожалуй, самым ярким, что осталось в памяти из тех времен. То, что он говорил, не было величавой оценкой мэтра, ни взглядом с высоты птичьего полета. Это были выступления профессионала – с указанием фактов, дат и библиографии.

Книга состоит из нескольких разделов, знакомящих читателя с разными сторонами жизни Дмитрия Сергеевича – семейной, научной, общественной. Трудно представить, чтобы какое-либо издание, связанное с именем Лихачева, не содержало бы его текста. В этой книге также есть его текст. Он помещен особым, но самым естественным для Дмитрия Сергеевича образом: здесь воспроизводятся фрагменты его рукописей. В издании публикуются отрывки из записных книжек Лихачева, которые отражают впечатления от встреч и мнения о прочитанном, услышанные шутки и собственные афоризмы.

В книге много фотографий, и это не случайно. Раскрывший эту книгу в определенном смысле раскрывает его семейный альбом. По большему счету книга эта – не об умершем человеке и не об ушедшей эпохе. Следуя русской традиции помещать все лучшее в будущем, можно сказать, что книга – о человеке, опередившем свое время. Это позволяет надеяться, что его эпоха еще впереди.

Издание рассчитано на специалистов и всех любителей русской культуры.

 

Лихачев, Д. С. Неизвестный Д. С. Лихачев : неопубликованные материалы из архива Российского фонда культуры : сб. ст. / Д. С. Лихачев ; сост., коммент., вступ. ст. И. Ю. Юрьевой. – Москва : Российский фонд культуры, 2006. – 288 с. : ил.

Сборник составляют ранее не публиковавшиеся выступления академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в Фонде культуры. Д. С. Лихачев возглавлял этот первый в советской истории благотворительный неправительственный фонд с 1986 по 1993 год. Вместе с ним в правление Фонда входили Раиса Максимовна Горбачева, митрополит Питирим (Нечаев), многие известные деятели культуры и искусства.

В архиве Российского фонда культуры сохранились стенограммы и протоколы заседаний, представляющие интерес для пытливого исследователя или заинтересованного читателя. Здесь и письма Д. С. Лихачева, тексты его докладов, дискуссии с его участием о проблемах культурной и общественной жизни 1980-1990-х годов. Эти документы недавнего прошлого предлагаются вниманию читателей этой книги. Материалы из архива Фонда дополнены некоторыми текстами и фотографиями Д. С. Лихачева из собраний его сотрудников.

Советский фонд культуры, учрежденный двадцать лет назад, стал первым в ряду новых общественных организаций эпохи перестройки. Идея культурного фонда в СССР родилась в 1985 году и получила поддержку Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева.

Д. С. Лихачев считал, что новый Фонд должна возглавить супруга лидера страны – подобно тому, как жены президентов западных государств возглавляют крупнейшие национальные благотворительные организации. Раиса Максимовна Горбачева не сочла уместным стать во главе Фонда, но вошла в его президиум и деятельно участвовала в работе. Благодаря ей Советский фонд культуры приобрел исключительный авторитет в мире, а внутри страны получил небывалые организационные и финансовые возможности.

Председателем правления Фонда был избран 80-летний Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он оставался на этом посту неполные семь лет, в течение которых менялся и Фонд, и вся страна.

Документы правления и президиума Советского фонда культуры, в том числе протоколы и стенограммы заседаний, хранящиеся в архиве Российского фонда культуры, публикуются впервые. После каждой публикации дается ссылка на номер архивного дела и том архива РФК. Все тексты Д. С. Лихачева снабжены необходимыми комментариями. В конце книги дается именной указатель.

Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся прошлым и настоящим отечественной культуры, а также желающих узнать новые подробности о деятельности такого многогранного ученого, каким был Д. С. Лихачев.

 

Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. – 508 с. – (Славянская библиотека).

Имя и творчество выдающегося русского ученого, общественного деятеля и популяризатора отечественной культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева не нуждается в особых представлениях. Поэтому при публикации данной книги издательство сделало основной акцент на научной значимости и новаторстве идей Д. С. Лихачева.

Издание представляет собой цельный взгляд на историю и генезис русской культуры от первых письменных свидетельств до наших дней. Масштаб и перспективы авторской концепции, богатство фактического материала и точность обобщений придают книге особую ценность. Издание становится не просто научным исследованием, но и настоящей энциклопедией русской духовной культуры, непревзойденным учебным пособием для самого широкого круга читателей, в особенности для студентов-филологов.

Удаленность такой области исследований как древнерусская литература не должна увести нас от истинной проблематики, неявно присутствующей во всем творчестве Д. Лихачева: в центре его интересов находится современная культура и ее специфические проблемы. Великие исторические противостояния, спор между «славянофилами» и «западниками» или же, на исходе XX века, конфликт между тем, что называют «восточными» и «западными» элементами русской культуры, судьба ее и место по отношению к Европе – все это проявляется при чтении работ Д. Лихачева в новом и подчас неожиданном свете. Это оригинальный вклад в полемику о русском национальном самосознании, которая еще далека от завершения и, похоже, даже набирает в последние годы новые обороты.

Работа Д. Лихачева утверждает непрерывность во времени русской культуры: возвращение русской культуры, начиная с ее истоков, в русло европейской эволюции означает также переоценку значения петровской эпохи. Она уже больше не может считаться неким разрывом культурного процесса, и должна рассматриваться как необходимое завершение развития древней системы, только достигшей зрелости несколько позже, чем западные культуры, в силу испытанного ею «торможения» в развитии, связанного с отсутствием культурного двуязычия, аналогичного двуязычию латинского средневековья.

Книга представляет интерес для всех любителей и ценителей русской культуры.

 

Лихачев, Д. С. Воспоминания / Дмитрий Лихачев. – Москва : ВАГРИУС, 2007. – 424 с. : ил. – (Мой 20 век).

Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999) называли «совестью нации». Известный ученый, автор многих фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы и культуры, он умел говорить и писать о самых сложных вещах ясно и просто, быть доступным пониманию каждого человека.

Но непросто складывалась его жизнь. Узник сталинских лагерей, он чудом избежал расстрела; чудом выжил затем и в Ленинградскую блокаду. Поборник «культурного единства человечества», он выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, сформулировав «девять заповедей гуманизма». Лихачев не был кабинетным ученым – он деятельно влиял на жизнь своих современников: организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры, стоял у истоков создания телеканала «Культура», принимал участие в Комиссии по правам человека.

«Воспоминания» Д. С. Лихачева – честная и беспощадная к нашему времени книга. В ней много и горьких, и светлых страниц – о детстве, юности, о Соловках, о Ленинградской блокаде, об отношениях с коллегами, «о хождении во власть»… Эта книга – гимн русской интеллигенции, на протяжении всей российской истории преследуемой властями, не раз обвиненной в «гнилости» и «бесхребетности», в «космополитизме» и «удалении от народа», но – несмотря ни на что – способной сопротивляться духовному насилию и разложению.

Может показаться, что Лихачев вообще отстраняется от осмысления большой истории, но это не так. Самым внимательным образом он следит за персональными ролями исторического действа, оценивая эти роли без всякого равнения на официальные оценки.

Так кто перед нами: человек, равнодушный к бедам страны, или патриот, болеющий ее бедами?

В мемуарах Лихачева есть четкий ответ на этот вопрос. Не гордость за Россию усвоил он с детства, а любовь-жалость. При чтении сводок о поражениях русской армии на театре военных действий империалистической войны – «горю моему не было предела… Мы не пели патриотических песен – мы плакали и молились».

Вот и судите, у кого больше любви к родине: у тех расчетливых пораженцев, которые ради перехвата власти желают разгрома собственной стране, или у тех наивных детей отчизны, которые плачут от бессилия ей помочь.

Издание предназначено для широкого круга читателей и всех любителей чтения книг серии «Мой 20 век».

 

Модернизация и традиции – Нижнее Поволжье как перекресток   культур : материалы науч.-практ. конф.,  посвященной 100-летию со дня рождения Д. С. Лихачева, г. Волгоград, 28-30 сентября 2006 г. / [гл. ред. О. В. Иншаков] ; Админ. Волгогр. обл. ; ВолГУ ; Междунар. благотворительный фонд им. Д. С. Лихачева. – Санкт-Петербург ; Волгоград : [Изд-во ВолГУ], 2006.- 774 с.

В сборнике научных статей по итогам Международной научно-практической конференции «Модернизация и традиции – Нижнее Поволжье как перекресток культур», посвященной юбилею академика Д. С. Лихачева, изложены актуальные проблемы исторического, социокультурного, экономического, политического развития Нижневолжского региона.

Как известно, огромен вклад Дмитрия Сергеевича Лихачева в такие области науки, которые успешно развиваются и в Волгоградском государственном университете – это языкознание, литературоведение, история искусства, история культуры, источниковедение, методология науки. Значительна преподавательская и научно-организационная деятельность Дмитрия Сергеевича, заслуги его были высоко оценены государством: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной  премии 1952 и   1969 годов, с 1986 года он являлся председателем правления Советского Фонда культуры.

Научный авторитет академика Лихачева признан и зарубежными славистами. Большой резонанс имели его выступления на международных съездах славистов, на конференциях, в научных обществах и университетах ряда зарубежных стран. Его фундаментальные труды, исследования «Слова о полку Игореве», монографии по истории литературы и культуры Древней Руси сделали самоочевидными представления о том, что великий путь русской литературы начался не с послепетровского времени, а задолго до того. Богатейшие традиции русского языка и духовной культуры, восходящие к древним летописям, публицистике XVI столетия, демократической сатире и сочинениям Аваакума в  XVII веке, – все это находит свое развитие и обобщение в современной российской действительности, в творческой взаимосвязи родной природы и общественной жизни, то есть в понятии «экология культуры», которое было обосновано академиком  Д. С. Лихачевым.

Вот почему проблемная направленность данной конференции является знаковой. Духовный мир, гуманные идеи и мысли о добром, свойственные Дмитрию Сергеевичу, и сегодня актуальны как никогда, и потому, что судьба Нижнего Поволжья во многом зависит от активности и плодотворной творческой деятельности каждого.

Системность представлений Д. С. Лихачева о культуре основана на стремлении выйти из обыденного и часто встречающегося у теоретиков и практиков узкого и фрагментарного понимания этого сложного явления. Он расширяет понятие культуры в самых разных направлениях, раскрывая ее сущность, системную целостность и связи со средой. Дмитрий Сергеевич связывает другие важнейшие категории человеческого бытия с культурой, которая, по его мнению, определяет и систему ценностей личности и общества.

Научное издание рассчитано на специалистов и любителей культуры Нижнего Поволжья.

 

Лихачев, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. – Москва : Искусство, 2000. – 440 с. : ил.

Последняя книга выдающегося ученого современности, академика  Д. С. Лихачева, является итогом всестороннего изучения тысячелетней русской культуры и ее историософского осмысления. Академик  Д. С. Лихачев отстаивает гуманистическую концепцию единого культурного пространства, обосновывает европейскую ориентацию русской культуры, вобравшей в себя христианские ценности, и в то же время раскрывает природу национальной самобытности России, проявляющейся в канонах исконно русской эстетики, в православной религиозной практике.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый современности, филолог, историк, философ культуры. Его имя присвоено планете № 2877. Д. С. Лихачев родился, прожил жизнь и окончил свои дни в Санкт-Петербурге. С 1928 по 1932 годы провел в заключении на Соловках и на каторжной стройке Беломорско-Балтийского канала.

В 1938 году судимость снята и Д. С. Лихачев становится младшим, а с      1941 года старшим научным сотрудником  Института русской литературы – Пушкинского Дома. В 1954 году возглавляет Отдел древнерусской литературы и не расстается с Пушкинским Домом до конца, до последних дней блистательного научного творчества, осветившего духовным светом целую эпоху.

Он автор 500 научных и почти 600 публицистических работ, десятков книг, переведенных на многие языки. Среди них: «Человек в литературе Древней Руси», «Текстология», «Великое наследие», «Поэзия садов», «Письма о добром и прекрасном» и многих других.

Как и его святой, преподобный Димитрий Прилуцкий, он был не только наставником, но и заступником России. Защищая гонимых ученых, дисредитируемые нравственные ценности, духовные традиции, архитектурные памятники, малые города.

Данная книга является итогом подвижнического пути ученого, отдавшего жизнь исследованию России. Д. С. Лихачев подчеркивает европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы. И в то же время раскрывает природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия.

Последняя книга академика Д. С. Лихачева, проблемная и глубоко личная, поможет каждому читателю обрести сознание причастности к великой культуре и ответственности за нее. Это прощальный дар академика Лихачева всему народу России.

Издание прекрасно оформлено и иллюстрировано и будет интересно как специалистам, так и всем любителям русской культуры и деятельности этого великого человека.

Приглашаем всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).