История венгерской литературы в портретах

Анотация:

Впервые в отечественном литературоведении представлен системный обзор истории венгерской литературы — одной из самых значительных в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Книга объединила усилия литературоведов и историков, рассмотревших венгерскую литературу через призму творческих биографий виднейших ее представителей на фоне национальной и европейской истории от Средневековья до наших дней.

История венгерской литературы в портретах / [Д. Ю. Ващенко (Анисимова) и др.] ; Ин-т славяноведения РАН. – Москва: Индрик, 2015. – 403 с.: ил., портр., факс. – Библиогр.: с. 396-401. – Рез. на англ. яз. – На обороте тит. л.: РГИФ 20 лет. – ISBN 978-5-91674-360-9.

Шифр: 83.3(4Вен) И 90
Местонахождение в библиотеке: С244118-к/х

В издании нашли отражение первые письменные памятники на латинском языке, поэзия эпохи Ренессанса и барокко, становление венгерской прозы в эпоху Просвещения и романтизма. Авторы показывают, как венгерская литература в XIX в. вошла в культуру европейскую, а в ХХ в. стала равноправной участницей таких течений, как авангард, модернизм, постмодернизм. Этот труд представляет теоретический и практический интерес для специалистов по всемирной и российской литературе, историков и историков культуры, а также для широкого круга читателей.

Замысел этой книги продиктован убеждением — и убеждение это разделяют все, кто более или менее причастен к предмету, — что венгерская литература является одной из наиболее самобытных, развитых, мощных литератур не только в регионе Центральной и Восточной Европы, но и во всемирном контексте. Ее изучение дает ключ к пониманию формирования целого ряда национальных литератур региона (словацкой, румынской, хорватской, сербской); с другой стороны, находясь в центре разнообразных художественных течений, она сама испытывала влияние культур соседних народов, в первую очередь Германии и России.

При всем том нельзя не видеть, что у нас, в русскоязычной культурной среде, судьба ее складывалась не наилучшим образом. Она, то ли по причине чуждости нам венгерского языка, то ли в силу исторических обстоятельств, оставалась и остается для русского читателя довольно далекой. И это несмотря на десятилетия насаждаемой дружбы в пределах социалистического лагеря. Попытаться исправить эту аномалию мы и хотим в предлагаемой книге, в основу которой положены два принципа.

Во-первых, как следует из названия, это не полная история венгерской литературы, но венгерская литература в портретах. Иными словами, наш рассказ во многом беглый, пунктирный, но зато складывается вокруг самых ярких фигур, представляющих ее историю от древности до наших дней. Конечно, читатель, знакомый с венгерской литературой, может привести десяток, а то и больше прекрасных, значительных имен, которым здесь места не нашлось. Мы и сами с болью пропускали многие имена, понимая при этом, что фундированная история венгерской литературы — это проект будущего (и, возможно, неблизкого). Зато такой метод «портретной галереи» дает достаточно полное представление о литературном процессе, не пе¬регружая изложение множеством имен и явлений второго, тем более третьего ряда.

Во-вторых, мы посчитали правильным предварять рассказ о литературе того или иного периода кратким историческим очерком. Это, прежде всего, позволяет ощутить обстановку, атмосферу, в которой творил тот или иной писатель, понять особенности его мировоззрения, творческого подхода к жизни, к событиям, к людям. Не в последнюю очередь для венгерской литературы всегда был свойствен особый интерес к непростому, полному драматических поворотов и героических событий прошлому. Понять глубину художественного замысла, суть аллюзий, авторского послания читателю невозможно без знания венгерской истории.

Разумеется, мы опирались на колоссальную традицию венгерского литературоведения, но также на опыт, накопленный российскими учеными, литературоведами и историками, такими как O.K. Россиянов, Т.М. Исламов, В.П. Шушарин и др. Их духовный потенциал, уважение и любовь к иной, но ставшей им родной культуре тоже присутствуют в этой книге.