Что почитать (апрель 2016)

Предлагаем обзоры книжных новинок из фонда библиотеки:

  • Еремин, В. Н. Сто великих поэтов
  • Этикет народов Востока
  • Войцеховский, З. Раневская, что вы себе позволяете?!

Еремин, В. Н. Сто великих поэтов / В. Н. Еремин; В. Н. Еремин. – Москва: Вече, 2008. – 474 с.

Шифр: ББК 83.3(0) С 81
Местонахождение в библиотеке: С227712-к/х; С227713-н/аб

Книга рассказывает о биографиях и исторических событиях, на фоне которых проходила жизнь ста великих поэтов мира всех времен и народов. Читатель познакомится с судьбами Гомера и Вергилия, Ли Цин-чжао и Данте, Омара Хайяма и Камоэнса, Лафонтена и Басё, Державина и Шиллера, Пушкина и Мицкевича, Цветаевой и Лорки и многих других гениальных поэтов, чье творчество обогащает наш мир и делает прекраснее нашу жизнь. Биографии стихотворцев помогают узнать об основных поэтических школах, теориях и принципах существования поэзии в разные времена и у разных народов.

Поэзия – Великaя Тaйнa. Человек не может постичь ее рaзумом. Поэзия входит в нaши души и остaется тaм неведомым стрaнным путем. Понять истинную поэзию можно только душой, и объяснить несведущему, что в дaнном случaе речь идет не о вкусовщине или рaзличном понимaнии поэзии, но о внекритерийном фaкте, невозможно.

Чтобы с первой строки улaвливaть поэзию и отличaть ее от тщетного сочинительствa, читaтелю необходимa длительнaя прaктикa, если угодно – тренировкa слухa и чувствa. Именно для того, чтобы помочь интересующимся нaучиться отличaть и чувствовать подлинную поэзию, aвтор и взялся зa эту рaботу.

Достaточно прочитaть и перечитaть глaвные произведения поэтов, о которых здесь рaсскaзaно, чтобы нaучиться выделять и отличaть истинную поэзию из бесконечного потокa бездушного рифмоплетного ремеслa, которое буквaльно зaхлестнуло современный мир.

Автор сознaтельно откaзaлся от aнaлизa творчества поэтов и все внимание сосредоточил нa рaсскaзе об их земной жизни, о судьбaх их и близких им людей, об исторических событиях, происходивших в годы их пребывaния нa земле обетовaнной.

О судьбе каждого включенного в книгу поэта нaписaны и опубликованы многочисленные исследования, житийные книги, художественные романы. Еще больше рaсскaжет о поэте его поэзия.

Бесспорно, быт и мaтериaльнaя сущность сильно отрaзились нa творчестве каждого героя этой книги. И к ним у некоторых читателей неизбежно возникает нездоровый интерес. Автор постaрaлся избежaть тaких несущественных детaлей, сделaв исключение лишь в тех случaях, когдa они окaзывaлись определяющими в судьбе и творчестве поэта. Речь, конечно, идет о Сaфо, Уитмене, Дикинсон, Верлене и Рембо, Уaйльде.

Каковы были критерии выборa имен поэтов для этой книги? Прежде всего, это время – в список включались только стихотворцы, умершие не менее чем пятьдесят лет нaзaд. Исключение в дaнном случaе состaвляют Хименес, Элиот, Ахмaтовa, Пaстернaк, Георгий Иванов, Неруда, Твaрдовский и Рубцов. Мне кaжется, что сомнения в дaнном случaе может вызывать только Николай Рубцов, но о причинах включения этого зaмечaтельного поэта в книгу скaзaно в посвященной ему стaтье.

Другой критерий был дан автору великим русским критиком Аполлоном Григорьевым. По мере возможности в книгу вошли имена Первых поэтов разных народов, тех творцов, которые представляют собой “единственный полный очерк народной личности”. Таковых окaзaлось не много, но каждый – это незыблемый, никем не оспaривaемый столп мировой поэзии: в России – Пушкин, в США – Эдгaр По, нa Украине – Шевченко, в Германии – Гёте, в Англии – Бaйрон, в Шотлaндии – Бёрнс, в Португaлии – Кaмоэнс, в Итaлии – Дaнте и тaк дaлее.

Третий критерий – имя нa слуху. Имя поэта, которое известно кaждому культурному человеку, но узнать о жизни которого не у каждого есть возможность. В первую очередь это, конечно, Фрaнсуa Вийон, Сирaно де Бержерaк, Андре Шенье, Эвaрист Пaрни и некоторые другие не менее интересные поэты.

Нaдеюсь, книгa получилaсь и принесет нaшим читaтелям нужную и интересную информaцию и желaние обрaтиться к творчеству ее героев.

 

 

Этикет народов Востока: нормативная традиция, ритуал, обычаи: сборник статей / Российская Академия наук. Институт востоковедения; под ред. Л. С. Васильева; ред.-сост. Н. И. Фомина; Ин-т востоковед. РАН. – Москва: Вост. лит., 2011. – 480 с.

Шифр: ББК 87.78 Э 90
Местонахождение в библиотеке: С228560-к/х

В статьях сборника рассказывается о различных формах национальной нормативной традиции в разных цивилизационных регионах и в отдельных странах Востока, как в далеком прошлом, так и в настоящем.

Особое внимание обращается на общие черты и специфические особенности церемониального (придворного, дипломатического, в меньшей степени религиозного, что является отдельной особой темой) ритуала. Специально сделан акцент на проявлении принципов такого ритуала в этических и поведенческих нормах в прошлом и в наши дни, в специфике эстетических и этикетных представлений и формализованных стереотипах. Уделено внимание и связанным с этим обычаям, от свадебных и похоронных обрядов до праздников и пиршеств. В сборник включены статьи, касающиеся норм жизни некоторых малочисленных и малоизвестных общностей.

Молодые и опытные учёные предприняли попытку по созданию работы, в которой бы раскрывалась тема ритуализированного поведения в восточных странах. Результатом их труда стал сборник, посвящённый самым разнообразным вопросам различных стран. Главным редактором книги и автором вступительной статьи стал известный российский востоковед и историк Л.С. Васильев. В его статье, характеризующейся, впрочем, чрезмерной академичностью языка, содержатся описание такого сложного понятия, как Восток, а также анализ статей других авторов. Рассматриваемая книга – это собрание отдельных качественных статей по различной тематике. Каждый из авторов по-своему решал те вопросы, которые сам для себя ставил.

Изначально возникает мысль изучить на примере различных стран Востока такое явление как этикет. Поскольку полученные работы весьма качественны, организаторы, сохранив исходное название книги, всё же включили их в сборник, сопроводив комментарием о том, что этикет, по сути, тема весьма узкая, и, говоря о странах Востока, лучше уж говорить о традиции, о ритуалах, о привычках, об образе жизни и т.д. Ведь ритуал как форма нормативного поведения превратилась на Востоке в ключевой элемент социальных взаимоотношений. С его помощью выстраивалась иерархия в семье и государстве. И нередко «этикет» и «ритуал» были взаимозаменяемыми понятиями. Таким образом, сложилась ситуация, при которой, в том случае, если научный интерес исследователя пересекался с темой этикета, его работа идеально вплеталась в общую канву проекта, а если нет – её появление, трактовалось в рамках превосходства темы ритуализированной традиции над темой этикета.

Сборник разбит на четыре части: «Церемониальный ритуал и дипломатия», «Трансформация традиции», «Язык как норматив. Речевой и литературный этикет» и «Обычаи, обряды, праздники, пиршества». В первой части книги авторы обратились к таким темам, как древний и средневековый Китай, Омейядский халифат, раннесредневековая Индия, Хорезм. Каждая из представленных в этом разделе статей отличается высоким качеством исполнения и тщательностью анализа проблемы.

Во второй части книги, посвящённой трансформации традиции, описываются арабский мир, Вьетнам, Китай, Ливан и Монголия. Изучая оглавление сборника, невозможно не заметить, что название одной из статей чрезмерно кратко и неопределённо.

Третья часть сборника называется «Язык как норматив. Речевой и литературный этикет». Среди статей этого раздела можно выделить несколько тематических векторов. К первой группе относятся работы, содержащие лингвистический анализ, целью которого является отображение различных функций речи. Вторая группа объединяет статьи, посвящённые особенностям речевого поведения в повседневной жизни и по особым случаям. В третьей группе исследуются проблемы письменной культуры (поэзия, проза) и устного народного творчества.

Четвёртая часть книги называется «Обычаи, обряды, праздники, пиршества». В ней затрагивается тот пласт культуры, в котором наиболее ярко прослеживается передающиеся из поколения в поколение традиционные элементы. Собранные здесь статьи нередко лишь опосредованно связаны с темой ритуала, скорее они тяготеют к проблемам традиции и этнической специфики.

Уделяя большое внимание церемониальному ритуалу, книга создаёт в сознании читателя сложный, мозаичный образ «загадочного» Востока, резко отличающегося от прагматичного западного мира. И разнообразие затронутых в ней тем можно считать как достоинством этого сборника.

Представленные работы, знакомят нас с возможными направлениями для дальнейшего изучения.

 

 

Войцеховский, З. Раневская, что вы себе позволяете?! / З. Войцеховский; Збигнев Войцеховский. – Москва: Эксмо, 2013. – 350 с.

Шифр: ББК 85.334.3(2)6-86Раневская В 65
Местонахождение в библиотеке: С228624-к/х

Эта книга заметно отличается от всего, что было написано о Фаине Раневской раньше. Книга не претендует на истину в конечной инстанции, однако образ великой актрисы, созданный автором, впечатляет необыкновенной естественностью, «живостью» и правдоподобностью.

Раневская представляется читателю по-настоящему одаренным человеком, тонко чувствующим несправедливость и достоинства нашего бытия, убогость и духовное богатство людей; она представляется человеком, обладающим жестким, критическим взглядом на мир и явления. Но вместе с тем эта книга создает образ застенчивой, некрасивой, очень совестливой женщины, с которой судьба обходилась не всегда ласково и справедливо.

Эта книга – о необычном человеке. Скажу больше: об одном из самых необычных. И еще больше – о самой необыкновенной актрисе бывшего Советского Союза. Уникальной актрисе. Споры о Фаине Георгиевне Раневской не прекращаются и по сей день. Одни считают ее излишне грубой, где-то даже вульгарной, другие же находят в ней тонкий юмор, незаурядный талант острослова, умение увидеть смешное и нелепое во всех привычных вещах. Одни видят ее далеко не моделью, скептически оценивая ее внешнюю красоту, в особенности намекая на большой нос и достаточно ярко выраженные семитские черты. Другие же говорят об одухотворенном лице, пронзительном живом взгляде, светящихся глазах, которые, как известно, – зеркало души. Одни упрекают ее в том, что она была обласкана той системой, в которой жила, имела немало наград, играла роли коммунисток, «перекованный соцэлемент», а другие рассказывают о ее смелости, о способности говорить правду и высказывать свою критическую точку зрения в любых условиях. Но и первые, и вторые сходятся в одном: она была талантливой актрисой. Созданные ею образы до сих пор поражают истинных ценителей кино и театра. Поэтому мы построим книгу о ней тоже не обычно, не традиционно. В самом начале попробуем ответить на вопросы: кто же она такая – наша героиня? Как она могла жить в то время в той стране? Почему она была такой, какой была?