Брун В. “История костюма: от древности до Нового времени”

Аннотация:

Вопросы моды, стиля и выбора одежды в той или иной степени интересуют каждого. Костюм человека – это его образ, его жизненный стиль. Национальный, исторический костюм – это образ народа, воплощенный образ эпохи. В мире существует немало ярких, серьезных книг по истории костюма, которые стали настольными как для профессиональных исследователей – историков и художников, литераторов и кинематографистов,- так и для самого широкого круга читателей. В ряду этих книг выделяется уникальный по охвату и анализу материала труд немецких специалистов Вольфганга Бруна и Макса Тильке, который до настоящего времени был неизвестен русскому читателю. Сегодня эта книга выходит и в России, не упустите возможность познакомиться с ней. Читайте и смотрите, запоминайте и формируйте свой вкус, свои представления о стиле и моде – ведь в книге более пяти тысяч иллюстраций, которые увлекут вас в прекрасный мир ушедших эпох, вдохновят роскошью церемониальных нарядов и утешат неброской красотой повседневной жизни.

Брун, В. История костюма: от древности до Нового времени = Das Kostumwerk : Eine Geshichte des Kostums aller Zeiten und Volker vom Aitertum bis zur Neuzeit : [пер. с нем.] / В. Брун, М. Тильке ; Вольфганг Брун, Макс Тильке. – Москва : Эксмо, 2005. – 463 с. : ил. – Загл. на обл.: Всеобщая история костюма от древности до Нового времени ; Прил.: с. 443-463. – ISBN 5-699-09402-4; 5-699-09403-2.

Шифр: ББК 85.126.6 Б89
Местонахождение в библиотеке: У18770-к/х

Введение

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека. Вместе с архитектурными сооружениями, предметам и труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народ а и его представления о красоте. Но «… Если архитекторы строят жилища, а художники прочих отраслей прикладного искусства участвуют в создании обстановки, окружающей человека в быту, то объектом художника- модельера является сам человек». Благодаря этой непосредственной связи костюма с человеком «… ничто с таким и тонким и нюансам и не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм».

Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия. Одежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы, украшения. Предметы одежды, связанные единством назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, прической, гримом, составляют костюм. Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса. Безраздельно сливаясь с физическим обликом человека, костюм формирует его в соответствии с общественным эстетическим и нравственным идеалом.

Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с природным и социально-экономическими условиям и эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве.

В костюме общая стилевая направленность выражается в основных формах и пропорциях, способе ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характер е украшений. Изменения, общего художественного стиля эпохи всегда связаны с большим и идейными и общественными сдвигами. Происходят они в течение длительного исторического периода. Но в пределах каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление — мода, затрагивающая все области человеческой деятельности.

Мода — это кратковременное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей действительности. Особенно заметно и активно проявляется мода в костюме.

Таким образом, безраздельно сливаясь с внешним обликом человека, костюм подвержен наиболее частой сменяемости объемных, плоскостных и линейны х форм. Изучая развитие и изменение основных форм костюма, их конструктивное и декоративное решение, использование материалов и их цветовых сочетаний в костюме и способы его ношения, история костюма вместе с тем изучает природные и социально-экономические условия эпохи или страны, присущий ей эстетический идеал красоты человека, характерные черты культуры, искусства, общего художественного стиля. Конечно, невозможно установить прямую и непосредственную связь между природным и или социально-экономическим и условиям и периода и формой или цветом костюма. Связь эта очень опосредована, многим и тонкими, порой неуловимым и нитям и переплетаются эти факторы, выливаясь, в конечном счете, в удивительное соответствие.