Вольнодумец : 180 лет со д. р. Н. А. Добролюбова

С 15 февраля по 29 февраля 2016 года на научном абонементе экспонируется выставка: «Вольнодумец», посвященная 180-летию со дня рождения Н. А. Добролюбова. На ней представлено 20 книг, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

Никоненко, В. С. Николай Александрович Добролюбов / Виталий Сергеевич Никоненко. – Москва : Мысль, 1985. – 191 с. – (Мыслители прошлого).

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – один из основателей русской революционной демократии, выдающийся литературный критик и философ-материалист, соратник Н. Г. Чернышевского. Книга знакомит с жизнью и сочинениями мыслителя, показывает его определяющую роль в разработке ряда важнейших разделов революционно-демократической идеологии.

Плодотворная деятельность Добролюбова в русской литературе и освободительном движении приходится на 1857-1861 годы. Это был бурный период в истории России.

Процесс разложения крепостнической системы и складывание революционной ситуации в России определяют идейное развитие, жизнь и деятельность Добролюбова, ставшего решительно на сторону трудового народа. В то же время противоречивость, двойственность крестьянской реформы, которая, с одной стороны, представляла буржуазный переворот, с другой – сохраняла помещичье землевладение, и вытекающие из этого последствия: дальнейшее ухудшение экономического положения крестьянства, национальных меньшинств, политическое бесправие трудящихся в рамках самодержавного государственного аппарата – все это определяет особую жизненность работ Добролюбова.

Четкое осознание Добролюбовым общих задач, стоящих перед русской революционной демократией, обусловило последовательное проведение им единой философской и политической линии в своих критических произведениях.

Книга адресуется широкому кругу читателей.

 

Кружков, В. С. Н. А. Добролюбов. Жизнь. Деятельность. Мировоззрение / В. С. Кружков. – Москва : Наука, 1976. – 432 с.

Автор исследует политические, социологические, эстетические и философские взгляды Н. А. Добролюбова. В основу книги положен значительно переработанный и дополненный труд автора – «Мировоззрение Н. А. Добролюбова», удостоенный Государственной премии СССР. Автор учел результаты исследований литературного наследства писателя, проведенных русскими учеными в последующие годы.

Литературное, теоретическое наследие Николая Александровича представляет большой, ценнейший вклад в сокровищницу передовой общественной мысли в домарксистский период ее истории и развития. Его имя заслуженно занимает почетное место в истории политической публицистики, литературной критики, социологии, материалистической философии и диалектики.

Исключительно велики заслуги Добролюбова в разработке жгучих, злободневных проблем того времени, идейно-эстетических принципов, реальной критики, составляющих творческое продолжение и развитие эстетических воззрений Белинского и Чернышевского.

Добролюбов принадлежит к славной плеяде великих русских революционных демократов: А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского – тех титанов революционной мысли России, которые приняли эстафету от Радищева, декабристов, петрашевцев и передали ее следующему поколению в истории революционно-демократической мысли.

Добролюбов – верный ученик и последователь, непосредственный продолжатель дела Белинского. Он был таким же, как и его учитель, «неистовым» в своей священной ненависти к самодержавию и крепостному строю, в использовании трибуны публициста в пропаганде слова «свежего и гордого», в неистребимой жажде к революционному делу, а не только слову.

Самое ценное в замечательном, прогрессивном, революционно-демократическом наследии, в том числе и наследии Добролюбова, не потеряло своей актуальности. Оно сохранено, критически переработано и творчески развито дальше в учении В. И. Ленина и теоретическом идейном арсенале созданной им КПСС.

Данное издание будет интересно историкам, политологам, социологам, философам и литературоведам, а также всем изучающим жизнь и деятельность Н. А. Добролюбова.

 

Елизаветина, Г. Г. Н. А. Добролюбов и литературный процесс его времени / Г. Г. Елизаветина ; отв. ред. А. С. Курилов. – Москва : Наука, 1989. – 336 с.

В монографии исследуется отношение Н. А. Добролюбова к таким существенным, хотя порой остающимся в тени, явлениям литературного процесса 1856-1861 годов, как документальная литература, современная Добролюбову демократическая критика и «массовая» литература XIX века.

Задача данной работы – опираясь на уже сделанное литературоведением, дополнить представление о многогранном и богатом наследии Добролюбова, обратить внимание на отношение критика к таким сторонам литературного процесса эпохи, которые оставались в тени.

Временные границы исследования сравнительно нешироки: с 1856-го, когда статьи Добролюбова впервые появились в «Современнике», по 1861-й, год кончины критика.

Литературоведам, да и достаточно широкому кругу читателей, хорошо известны конкретные оценки, данные Добролюбовым крупнейшим писателям эпохи и их произведениям. В гораздо меньшей степени изучен вопрос об отношении к литературному процессу как таковому. Само понятие литературного процесса у Добролюбова до сих пор остается недостаточно проясненным. Тем более, что термин «литературный процесс» возник гораздо позже, уже в XX веке.

В конечном итоге правота Добролюбова оказалась более высокого порядка, чем правота Дружинина или Боткина. И дело не в сравнении количества верных и ошибочных оценок в литературно-критических статьях. Правота Добролюбова базируется на той исторической прозорливости, которая воплотилась в его критике, в ожидании, что литература «при известной степени развития народа» станет «одною из сил движущих общество». Полемика с «эстетической критикой» прошла через всю деятельность Добролюбова.

Начав сотрудничество в «Современнике» в 1856 году, Николай Александрович быстро становится одним из самых авторитетных критиков эпохи. Его суждения не только по литературным проблемам, но и по этическим, педагогическим, а тем более политическим, оказывают огромное воздействие на читателей. Критик быстро и остро реагирует на все события времени. В условиях сложившейся к 1859 году революционной ситуации Добролюбов стремится, как можно более точно представить себе содержание и направление социальных процессов в стране, широко прибегая при этом к помощи литературы.

«Реальная критика» Добролюбова, таким образом, была поставлена на службу идеям гуманизма, демократии, революции.

Книга рассчитана на литературоведов и на всех читателей, интересующихся историей русской литературной критики.

 

Караганов, А. В. Чернышевский и Добролюбов о реализме / А. Караганов. – Москва : Советский писатель, 1955. – 310 с.

Учение Чернышевского и Добролюбова о реализме органически связано с их политическими и философскими взглядами, со всей их революционно-демократическими взглядами, со всей их революционно-демократической деятельностью и борьбой. Чернышевский и Добролюбов блистательно сочетали в себе черты выдающихся мыслителей, литературных деятелей и политиков-революционеров.

Дополняя друг друга, Чернышевский и Добролюбов разрабатывали важнейшие вопросы эстетики о примате реальной деятельности и вторичности воспроизводящего ее искусства, о познаваемости мира и о возможностях его реалистического изображения, об общественном назначении искусства и его жизненной правдивости, о взаимоотношении формы и содержания в произведениях искусства и т. д.

Чернышевский и Добролюбов, продолжая дело Белинского, развивая его идеи и традиции, создали цельное учение о реализме, явившееся высшим достижением домарксистской эстетической мысли, боевой программой русской реалистической литературы и искусства. И есть прямая целесообразность проанализировать это учение во всей его теоретической целостности. Эту задачу и решает автор данной книги.

Издание может быть интересно литературоведам и тем, кто занимается проблемами истории реализма.

 

Творческое наследие Н. А. Добролюбова / отв. ред. В. В. Богатов. – Москва : Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.

Предлагаемое издание является первым синтетическим исследованием, уникальным по многосторонности рассмотрения деятельности Н. А. Добролюбова. Помимо философских взглядов освещаются его социологические, критические, эстетические, исторические и психологические воззрения. Впервые дан аналитический обзор идейной борьбы вокруг наследия Добролюбова.

Творческое наследие Добролюбова в значительной степени сохраняет свое значение и актуальность сегодня. Он прожил 25 лет, его теоретическая и литературно-критическая деятельность продолжалась всего пять лет. Но за этот короткий срок Добролюбов сумел проявить силу своего великого таланта, стать наряду с Чернышевским подлинным властителем дум передовых людей своего времени.

«Человек и счастье» – таков лейтмотив всей деятельности Добролюбова. И счастье человеческое будет завоевано «людьми дела», поколением революционеров, осознавших необходимость перехода от слов к делу. Важной составной частью принципа нравственного поведения Добролюбов считал любовь к Родине, патриотизм. Патриотизм – мощный стимул деятельности. Без глубокого патриотического чувства «человек дела» безоружен.

В центре внимания Добролюбова находятся три теоретические проблемы: общие закономерности социальной жизни, классы и классовая борьба, роль народных масс и личности в истории.

Этот краткий обзор воззрений Добролюбова имеет своей целью подчеркнуть, насколько целостной, логически обоснованной, последовательной была система взглядов Николая Александровича Добролюбова. Автор обзора не ставил перед собой цели давать обоснование всем сторонам творчества Добролюбова. Это сделали авторы монографии. Однако все авторы едины в одном: они последовательные сторонники концепции истории отечественной философской мысли, истории русской культуры, блестящим представителем которой был Добролюбов.

Книга будет интересна преподавателям, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется историей революционной демократии и идейным наследием Н. А. Добролюбова.

 

Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников / вступ. ст. Г. Г. Елизаветиной ; сост., подготовка текста, коммент. С. А. Рейсера. – Москва : Худож. лит., 1986. – 422 с. – (Серия литературных мемуаров).

Отношения ведущего критика журнала «Современник» с его современниками, в том числе и с теми из них, кто впоследствии оставит свои мемуары, были далеко не простыми. Они определялись не только личными свойствами, но и направлением, содержанием его деятельности. Убежденный в неизбежности и необходимости революционного преобразования России, видевший в литературе могущественное средство пробуждения общественного самосознания, Добролюбов и в сфере частной жизни не был способен на компромиссы. Идеи, которые он проповедовал, сила его слова, благородство и сдержанная страстность натуры делали его идеалом для одних; те же самые качества способствовали полному неприятию его личности и деятельности для других.

Собранные вместе воспоминания о Добролюбове именно потому, что они так отличаются друг от друга по своему характеру, не только дают возможность представить себе черты живого человека, но и помогают восстановить накаленную атмосферу эпохи, в которой Добролюбов действовал, обретая в пылу идейной борьбы друзей и врагов.

Воспоминания современников не могут исчерпать всю полноту и сложность отношений Добролюбова с писателями его времени. В воспоминаниях содержатся сведения о встречах Николая Александровича с И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, П. В. Анненковым и многими другими писателями, поэтами, критиками, бывавшими в редакции «Современника».

Воспоминания современников – и это понятно – чрезвычайно глухо говорят о революционной деятельности Добролюбова, мемуаристы прибегают нередко к «эзопову языку», который, впрочем, всем тогда был понятен. И когда Некрасов подчеркивал, что Добролюбов «сознательно берег себя для дела», было ясно, что не просто «дело», но дело – революционное.

Написанные в разное время воспоминания – одни сразу после кончины Добролюбова, другие много лет спустя, – при некоторых существенных различиях, объединяет одно – признание духовной высоты его личности. Здесь мы не найдем исключений, оговорок. Все его произведения, вся его жизнь несут на себе ее печать.

Сохранили свою точность литературно-критические оценки Добролюбова, данные им более ста лет назад произведениям многих авторов; оправдала себя и его вера в то, что он будет понят и оценен будущими поколениями.

Издание адресуется широкому кругу читателей.

Приглашаем всех желающих посетить эту выставку на абонементе научной литературы (2-10 М).