“Счастлив тем, что я дышал и жил…”: к 120-летию со д. р. С. Есенина

С 28 сентября  по 12 октября 2015 года на абонементе научной литературы экспонируется выставка: «Счастлив тем, что я дышал и жил…»,  посвященная 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. На ней представлено 25 книг, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

«Кто я? Что я?
Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле…»

С. А. Есенин.

Любовь и смерть Сергея Есенина. – Москва, 1992. – 157 с. – (Библиотека журн. “Чудеса и приключения”).

Данная книга рассказывает о последних годах жизни, о любви и о смерти великого русского поэта России Сергея Есенина. События тех, теперь отдаленных лет, продолжают привлекать внимание исследователей и литературоведов  хотя бы из-за того, что содержат много противоречий и недоговоренностей.

Жизнь и судьба Сергея Есенина отмечены в эти годы большой любовью двух женщин – выдающейся американской танцовщицы Айседоры  Дункан, создательницы новой школы в истории мирового балета, и безвестной секретарши из газеты «Беднота» Галины Бениславской, застрелившейся на могиле Есенина через год после его гибели.

Особый интерес вызывают исследования, касающиеся смерти поэта. Все чаще возникает уверенность: Есенин не сам покончил с жизнью – он был убит.

В настоящем сборнике собраны малоизвестные материалы, связанные с наиболее драматическими годами жизни поэта. Это отрывки из книги Ильи Шнейдера – многолетнего импрессарио Айседоры Дункан. Он передает отношения русского поэта и его американской жены. Это незаконченные, ставшие библиографической редкостью записки знаменитой танцовщицы и очерк о последней любви Айседоры. Это почти неизвестный очерк первого наркома просвещения Анатолия Луначарского, написанный после трагической гибели Дункан. Это дневник Галины Бениславской, опубликованный в свое время в Нью-Йорке в издательстве «Ардис».

И, наконец, в книге приведен очерк-исследование в прошлом полковника милиции, следователя Эдуарда Хлысталова, который на протяжении многих лет собирал и анализировал материалы, связанные с гибелью Сергея Есенина. Собранные воедино, они воссоздают убедительную картину трагической судьбы великого поэта, заставляя по-новому взглянуть на его жизнь и его смерть.

Издание будет интересно всем литературоведам и любителям жизни и творчества Сергея Александровича Есенина.

 

Куняев, С. Ю. Сергей Есенин / С. Ю. Куняев, С. С. Куняев. – Москва : Терра-Книжный клуб, 1999. – 656 с. – (Портреты).

Эта книга является не только биографией великого русского поэта Сергея Есенина, но и исследованием литературной и политической жизни эпохи. Авторы используют в работе большое количество архивных документов. Издание было задумано и рождалось в тяжелейшее для России время. Может быть, не менее тяжелое, чем есенинское. С не меньшей яростью, нежели тогда, унижается Россия и ее национальные поэты. Но никакие потуги русофобов ничего не могут сделать со светлой частью есенинской легенды. Она обречена разрастаться и увеличиваться. Одновременно с этим никакие благие усилия исследователей-лакировщиков не перечеркнут тень, отбрасываемую «черным человеком» Есенина. Но чем больше тень, тем крупнее и монументальнее фигура, отбрасывающая ее.

Создается впечатление, что литературная столица ждала пришествия некоего поэтического «мессии» из народа и признала его в Есенине. Один из рецензентов даже писал: «Это была нечаянная радость».

Легенда Есенина такова, что если так называемый «сказочный мешок» опрокинуть, то содержимое будет сыпаться из него бесконечно. Высыплются десятки сообщений из газет 1915-1917 годов о молодом крестьянском поэте, который ведет «мужицкое хозяйство» и «пашет землю». Ни тем, ни другим Есенин в жизни не занимался.

«Алкоголик», «психически нездоровый человек», «хулиган» и в тоже время «златокудрый Лель», «светлый отрок», «русский гений» – две великие легенды о нем. А всех мелких и не перечислить. Поток воспоминаний о Есенине как о «черном человеке» не в силах размыть, ни изменить в наших глазах светоносную есенинскую легенду.

И разве могла быть другой судьба поэта, стихи которого волновали душу московского чекиста и врангелевского офицера, могли увлечь царицу Александру Федоровну и Сергея Кирова, московскую проститутку и Василия Качалова? По мнению современного русского писателя Ю. Мамлеева, совершенно особое место Есенина в русской ауре определено тем, что его поэзия «вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем русской души, с тем уровнем, который коренным образом связывает русских с Россией и с собой». Миф о Есенине в течение XX века постепенно изменил свое «молекулярное» строение и из явления истории переродился в явление природы.

Книга может заинтересовать литературоведов и всех, кто неравнодушен к личности Сергея Есенина.

 

Гусляров, Е. Н. Есенин в жизни : Систематизированный свод воспоминаний современников : в 2 т. Т. 1 / Е. Н. Гусляров, О. И. Карпухин. – Калининград : Янтарный сказ, 2000. – 358 с.

Настоящая книга – одна из самых интеллектуальных.  Не странно ли, однако, так говорить о книге, которая на первый взгляд являет собой лишь собрание пестрых материалов. И в этом смысле только продолжает традицию жанра, по сути уже внедренного в свое время Вересаевым и заново опробованного Олегом Карпухиным и Евгением Гусляровым, теперь применительно к Лермонтову.

Жизнь больших художников почти всегда драматична. А уж художников русских – в особенности. Но даже и в России трудно найти подобного Сергею Есенину поэта, судьба которого явила бы такой клубок странных противоречий, череду таких неожиданных бросков, вереницу таких высоких взлетов и глубочайших падений. Да и самая смерть Есенина – загадка, над решением которой бьются биографы: поэты и медики, литературоведы и обществоведы, журналисты и криминалисты. И все они в уяснении дела пытаются – что естественно – повести читателей своим, лишь им ведомым путем.

Документальный роман-хроника «Есенин в жизни» представляет собой систематизированный свод наиболее ярких деталей из воспоминаний современников поэта, дает полную картину его жизни, развития его характера и таланта, а также расширяет представление о людях, окружавших Есенина.

Трагический исход жизни поэта объясняли по-разному. Но, в основном, не понимая его. Даже крупные и проницательные умы не могли постичь этой трагедии, поскольку судили поспешно и лишь по самым ярким внешним проявлениям. Внешнее в Есенине всегда затмевало то, что скрыто было от глаз в тайниках души. Эти поспешные суждения исказили на долгие годы и посмертную историю русского гения, принизив и опошлив драму его жизни.

И пил, и скандалил, и плакал он только об этом. Он чуял уже гибель России. Продолжающаяся трагедия Отечества не дает нам права забывать о трагичнейшей  судьбе величайшего из ее печальников и певцов. Об этом хорошо сказал Вячеслав Иванов: «… Пока родине, которую он так любил, суждено страдать, ему обеспечено не пресловутое «бессмертие», а временная, как русская мука, и такая же долгая, как она, – жизнь».

В книге приводится краткий справочный указатель. Издание рассчитано на массового читателя.

 

С. А. Есенин в воспоминаниях современников : в 2 т. Т. 1 / сост. А. А. Козловский. – Москва : Худож. лит., 1986. – 511 с. – (Серия литературных мемуаров).

Многие воспоминания о Есенине, особенно из числа появившихся вскоре после смерти поэта, вызывали разноречивые толки, а нередко и осуждение современников, по поводу некоторых из них было сказано немало резких слов.  О ложных слухах, ходивших тогда, говорила Е. А. Есенина. Из числа близких знакомых Есенина, о неправде в воспоминаниях писали Г. А. Бениславская, Н. Н. Никитин и другие. Они говорили не только о фактических погрешностях или об ошибках памяти. Главное было в  другом – речь шла об искажении облика поэта, о неправде по большому счету.

Всю жизнь поэта отличала необычайная широта общения. Многим казалось, что Есенин ничего не таит про себя, с радостью рассказывает о себе, о своем творчестве, о том, что думает по тому или другому поводу. Заразительная искренность, которую, казалось, нес в себе Есенин, располагала к нему. Его общительность и доступность позволяли многим, даже малознакомым людям, обращаться к нему: «Сережа». Казалось бы, у такого человека все – на виду, все – открыто, все – ясно.

В воспоминаниях о Есенине много легенд и вымысла. Но всё равно они интересны и необходимы. Во-первых, конечно, не все в воспоминаниях – легенды. Воспоминания донесли до нас немало ценных и важных данных о жизни и творчестве Есенина, свидетельств иногда единственных и неповторимых. К примеру, воспоминания сестер – бесценный источник сведений о семье поэта, о его детских годах, о родном селе. Интереснейшие свидетельства о путях становление таланта Есенина, о годах его напряженной литературной работы дали С. М. Городецкий и В. С. Чернявский, П. В. Орешин и С. Т. Коненков, И. Н. Розанов и Франц Элленс, А. К. Воронский и Вс. А. Рождественский и многие другие.

Во-вторых, некоторые легенды (вроде истории о деде-старообрядце) интересны и показательны сами по себе, ибо позволяют полнее понять характер взглядов Есенина и то, каким он хотел видеть себя в глазах иных собеседников.

В воспоминаниях перед нами проходит вся жизнь поэта, от первых детских лет, проведенных в родном Константинове, до последних дней жизни. Она увидена людьми разных вкусов, интересов, жизненного опыта и пристрастий. И в каждом из этих воспоминаний Есенин предстает по-новому. Каждое воспоминание несет в себе только частичку  отображения реального облика поэта, и лишь их совокупность может претендовать на воссоздание его облика в целом.

Есенин служил всю свою жизнь поэзии, отдавая этому великому делу все свои силы, всю энергию своей души. Поэтому главное –  умение увидеть в рассказах о нем за картинами будней творческое горение великого русского поэта. Книга будет интересна всем любителям жизни Сергея Александровича Есенина.

Шубникова-Гусева, Н. И. “Объединяет звуком русской песни…” : Есенин и мировая литература / Н. И. Шубникова-Гусева ; Ин-т мировой лит. РАН. – Москва : ИМЛИ РАН, 2012. – 526 с.

Монография является первой обобщающей работой, посвященной теме «Есенин и мировая литература». В первой из трех частей книги творчество рассматривается в широком контексте традиций русской, западно-европейской и восточной литературы. Вторая посвящена русскому зарубежью, ставшему посредником мощного «вхождения» поэта в литературную жизнь стран Европы, Азии и Америки. В третьей части преимущественное внимание уделяется наименее  изученным вопросам переводов произведений Есенина на разные языки и работам о его творчестве в разных странах с 1920-х гг. до наших дней.

В Приложение входят редкие и публикуемые впервые работы зарубежных авторов о Есенине 1920-х гг., переведенные на русский язык.

Всемирность Есенина и его мировую отзывчивость почувствовали писатели и критики многих стран. С годами мы получаем этому всё более яркие и убедительные свидетельства. Но тема «Есенин и мировая литература» относится к наименее изученным в истории русской литературы XX века.

В настоящем исследовании тема раскрывается в нескольких аспектах, которым посвящены три части монографии. В первой части Есенин показан как поэт, воспринимающий русскую литературу как часть мировой литературы и культуры, которая органично входила в его жизнь, отражалась в литературных интересах, творческой манере поведения, в многообразии неожиданных ассоциаций и иносказаний поэтического творчества текста и теоретических работах.

Во второй части книги «Русская боль»: С. А. Есенин и русское зарубежье» главы общего характера сочетаются с главами об эволюции восприятия поэзии Есенина ведущими поэтами эмиграции: Г. Адамовичем, Г. Ивановым и др. Третья часть «Слава Есенина превосходит сами надежды…»: С. А. Есенин за рубежом», посвящена наименее исследованным проблемам восприятия творчества поэта в зарубежных странах. Преимущественное внимание уделяется прижизненным переводам произведений Есенина и работам о его творчестве зарубежных авторов в 1920-е годы, среди которых немало выявленных автором настоящего труда во время работы в отечественных архивах и библиотеках и архивах Варшавы (Польша).

Монография подводит определенный итог изучения вопроса за многие предшествующие годы. Материал обобщается, систематизируется и анализируется преимущественно по первоисточникам. Книга адресуется всем интересующимся творчеством Есенина и историей русской литературы XX века, преподавателям школ и вузов, а также широкому кругу читателей.

 

Летопись жизни и творчества С. А. Есенина : в 5 т. Т. 5, кн. 1 : 1925 – середина 1926, кн. 1 Январь – 23 декабря 1925 / гл. ред. Н. И. Шубникова-Гусева ; Ин-т мировой лит. РАН . – Москва : ИМЛИ РАН, 2013. – 832 с. : ил.

Пятый том «Летописи жизни и творчества С. А. Есенина» является завершающим томом этого труда. Он охватывает период с 1925 до середины 1926 года и включает справочные материалы ко всем пяти томам (семи книгам) издания. В томе отражены: последний год жизни Есенина, его смерть и похороны, посмертные публикации его произведений, а также некрологи, отклики, статьи, стихи, посвященные памяти поэта. Справочные материалы настоящего тома состоят из шести аннотированных указателей. Они помогут лучше сориентироваться как в большом и разнообразном содержании Летописи в целом, так и в поиске конкретных фактов жизни и творчества поэта. Наличие указателей существенно обогащает сведения, нашедшие непосредственное отражение в издании.

Первая книга тома посвящена последнему году жизни поэта – с 1 января по 23 декабря 1925 года. В ней подробно описано множество разнообразных событий творческой и личной жизни Есенина: его поездка на Кавказ, пребывание в Батуми, Баку, работа над поэмами «Анна Снегина» и «Черный человек» и лирическими стихами, в том числе над циклом «Персидские мотивы. Включены подготовка к публикации книг, участие в литературных вечерах, а также критические работы о поэте. 30 марта 1925 года по делу «ордена русских фашистов» вместе с шестью товарищами на Лубянке в Москве расстрелян давний друг Есенина – А. А. Ганин. В 1925 году происходя изменения в личной жизни поэта: он расстается с Г. Бениславской и женится на С. А. Толстой.

Особенно интенсивно последние годы жизни и творчества Есенина изучаются в течение последних сорока лет.  В 1970-90-е годы опубликованы работы В. И. Балуашвили, Г. В. Бебутова, В. А. Вдовина, содержащие новые документальные материалы этого периода жизни и творчества поэта. В процессе подготовки данного тома Летописи важное место заняли архивные поиски.

Поиск новых документов и не известных ранее печатных материалов проводился не только в России, но и в других странах. В этом большую помощь оказали составителям зарубежные и отечественные коллеги из Франции, Польши, Словакии.  Наиболее полно представлены в томе сведения о чешских переводах произведений Есенина, опубликованных в 1925 году, и материалы по рецензии его поэзии в Чехии, переведенные на русский язык для настоящего издания А. В. Амелиной. В книге представлены также материалы по рецензии поэзии Есенина во французской, немецкой и польской печати. Впервые в Летописи представлена пресса Белоруссии, где поэзия Есенина пользовалась большой популярностью.

В настоящем томе Летописи удалось (нередко по дням, а порой и по часам) показать последний год жизни Есенина в гуще истории, общественных и культурных событий, на фоне быта, деяний и судеб его современников, в контексте русской и мировой культуры.  Приложение к тому содержит документы, фотографии и факсимиле автографов из государственных архивов, музеев и частных собраний.

Это издание будет интересно специалистам-литературоведам, изучающим жизнь и творчество поэта и всем любителям поэзии Сергея Александровича Есенина.

Приглашаем желающих посетить эту выставку на абонемент научной литературы (2-10М).