Ницше, Ф. В. “Так говорил Заратустра”

Аннотация:

Знаменитый немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900), чья физическая жизнь и духовные метания пришлись на XIX столетие, был сполна востребован XX веком. Переоценка ценностей и упразднение нормы; свободный ум, обретающийся по ту сторону добра и зла; сверхчеловек, преодолевающий «тварь дрожащую» в себе — ради творца в себе. Нам еще предстоит осмыслить, чем обернулось минувшее столетие — воплощением или профанацией идей Ницше.

Фридрих Ницше предвосхитил все грядущие катаклизмы, оказал самое значительное из всех философов влияние на декадентское искусство, пронизал своими идеями живопись модернизма, дал импульс экзистенциализму. «В нем, как в фокусе, сосредоточено все вещее, что когда-либо входило в душу человека ужасом и восторгом, нежностью и яростью, бурей и тишиной, ясным небом и душной тучей… Ницше в германской культуре воскресил все, что еще живо для нас в Востоке: смешно теперь соединять Восток с Западом, когда сама личность Ницше воплотила это соединение» (Андрей Белый).

Ницше, Ф. В.  Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого ; По ту сторону добра и зла : прелюдия к философии будущего / Фридрих Ницше ; [пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Н. Полилова под ред. К. А. Свасьяна]. – Москва : Эксмо, 2009. – 448 с., [48] с. ил.: ил. – Коричневый кожан. переплет. – ISBN 978-5-699-31794-3.

Шифр: ББК 87.3(4Гем)5-686 Н 70
Местонахождение в библиотеке: Б26336-к/х

Введение

Произведение “Так говорил Заратустра” — это, пожалуй, самое влиятельное и специфическое произведение Ницше. Завязка и стиль книги таковы, что, когда Заратустре исполнилось тридцать лет, он покинул родину и ушел в горы, десять лет наслаждаясь одиночеством. Но вот он пресытился своей мудростью, сердце его обратилось к солнцу за напутствием и благословением сойти вниз, к людям. Он спустился с гор и встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога.  Общение Заратустры с людьми — это серия искусно нарисованных Ницше житейских картинок и рассказанных им притч морального, психологического, философского содержания. Он рассказал о “трех превращениях духа” и о разных типах людей, а также  о тех, кто устремляется мыслью в потусторонние миры, о презирающих тело, о любящих войну. Он повествовал “о тысяче и одной цели”: перевидав много стран и народов, Заратустра убедился, что доброе у одного народа у другого народа считается злым. Люди не понимают друг друга. Они твердят о любви к ближнему, но любят только самих себя. Ни одну установку Заратустра не отвергает с порога, находя в ней хоть что-нибудь жизненное и правдоподобное. Но всегда находится решение, соответствующее учению Заратустры, а значит, главным устремлениям сверхчеловека. И потому образ сверхчеловека постоянно уточняется и обретает новые краски.

Книга  “По  ту сторону  добра и зла”, носящая характерный подзаголовок: “Прелюдия к философии будущего”, прелюдировала не только  к будущему вообще, но и будущему самого автора. Эта этапная работа Фридриха Ницше, которая предваряет заключительный, наиболее интенсивный период его творчества, отмеченный подведением философских итогов предшествующей человеческой истории и предвидением важнейших социальных и духовных коллизий ХХ века. Идея сверхчеловека, сформулированная в книге «Так говорил Заратустра», развивается в новом сочинении Ницше в форме отточенных аналитических афоризмов, в которых сконцентрирована острая авторская критика современности – ее философии, науки, искусства, политики и, главное, морали. На страницах этой пророческой работы, не случайно имеющей подзаголовок «Прелюдия к философии будущего», немецкий мыслитель предсказал и грядущий распад европейской духовности, и «восстание масс» с последующим воцарением «грядущего хама», и нивелирование личности под флагом всеобщего равенства людей, и грандиозную борьбу за мировое господство, и тоталитаризм как следствие демократизации Европы. Неизбежность этих событий и явлений продиктована, по мысли Ницше, чреватой тиранией «моралью рабов», которой отравлено его время и над которой он призывает возвыситься философов будущего, способных, как ему представляется, стать по ту сторону добра и зла.