Не только разумом, но и сердцем…

С 30 сентября по 14 октября  на абонементе научной литературы будет экспонироваться выставка: «Не только разумом, но и сердцем…», посвященная 95-летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. На ней представлено 21 издание, некоторые из них предлагаем Вашему вниманию.

«Что самое главное было в моей жизни?
Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

В. А. Сухомлинский.

Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский ; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. – Москва : Педагогика, 1979. – 560 с. : ил.

Имя и труды выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского хорошо известны в нашей стране и за ее пределами. Родился он в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 году окончил семилетку. С 1935 года начинается долгий и славный педагогический путь Сухомлинского. С 1948 года и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы. Расцвет педагогического творчества Сухомлинского приходится на 50-60-е годы. Педагогическое наследие его разносторонне и многопланово. Его занимали разные аспекты воспитания молодого поколения – идейно-политическое, гражданское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое в их органическом единстве. Глубоко интересовали Сухомлинского проблемы дидактики, но и здесь его внимание привлекала прежде всего воспитательная сторона процесса обучения: как при правильной организации всего процесса обучения и воспитания добиться всестороннего развития школьников, которым предстоит жить и работать в обществе. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей и общественностью, и ему многое удалось сделать в этой важной сфере педагогического труда. Мысли В. А. Сухомлинского об исключительно большой роли чувств в воспитании и обучении не означают, однако, что мышление должно уступить первенство эмоциям. Нет, он, в согласии с выдающимися советскими педагогами 20-х годов, требовал не приоритета эмоций, а слияния мысли и чувства, «гармонии разума и сердца», в которой, по его утверждению, сердцу принадлежит самая нежная, самая тонкая мелодия. В. А. Сухомлинский – один из зачинателей подготовки детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработанная им тонкая и отлично действовавшая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласованные действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду их жизни – школьным годам, – крупное завоевание. В данный том включены его работы «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина». В них раскрывается процесс развития и воспитания ребенка и подростка, значение умственного, гражданского, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания в становлении школьника. Издание предназначено для ученых-педагогов, студентов вузов, а также всех, кто интересуется проблемами теории и практики воспитания.

 

Сухомлинский, В. А. “Не только разумом, но и сердцем…” : сборник статей и фрагментов из работ / В. А. Сухомлинский. – Москва : Мол. гвардия, 1986. – 207 с.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей – Василия Александровича Сухомлинского – можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Стремление понять феномен человека – его сущность, его действительную природу, а значит, и тайну его возникновения и развития – столь же древне, сколь и вся человеческая культура. Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собою единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказаниях вообще не было. Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда, и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. Труды Сухомлинского очень дороги нам своим необычайно насыщенным идейным богатством, чрезвычайно широким охватом вопросов, волнующих и сегодня. Они – настоящая педагогическая энциклопедия, полный круг знания о данной отрасли. И как говорил Сухомлинский: «Становление человеческого–неповторимого и несопоставимого – мира в наших руках, в руках тех, кто народом и обществом уполномочен творить человеческое счастье, то есть воспитывать по-настоящему». Книга будет полезна всем интересующимся практическими вопросами образования и воспитания молодого поколения.

 

Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский ; сост. О. В. Сухомлинская. – Москва : Педагогика, 1990. – 304 с.

Важное место в теоретическом наследии Василия Александровича Сухомлинского занимает художественно-этическая трактовка педагогической проблематики. В большинстве случаев она используется педагогом для иллюстрации тех или иных теоретических положений, но зачастую имеет и самостоятельное значение, выступает специфической формой разработанной Василием Александровичем системы воспитания, особенно в подходах к решению вопросов воспитания нравственности. Сухомлинский подошел к решению задач не традиционно, а избрал одной из ее магистральных путей педагогическую этику, науку о формировании нравственных основ человеческой личности, уделив при этом большое внимание вопросам воспитания посредством слова. Он включил категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свобода и другие – в структуру педагогической науки, придал им педагогическое содержание, наполнил их широким общественным, подлинно гуманистическим смыслом. Данная книга органично вписывается в строго продуманную и логично построенную педагогическую систему, созданную В. А. Сухомлинским, является важной ее гранью. Весь комплекс вопросов воспитания у подрастающего поколения нравственности, сгруппирован в хрестоматии в восьми разделах. В раздел «Красота – радость жизни» вошли произведения, повествующие о красоте человеческих поступков, о разнообразии, многоликости и индивидуальности окружающей ребенка природы, о желании ее сберечь и приумножить. Раздел «Уважение и почитание старших – закон нашей жизни» – это сказки, рассказы, притчи об отношении к бабушке и дедушке, отцу и маме, о жизни одиноких пожилых людей. Именно эти отношения, согласно В. А. Сухомлинскому, являются основой всех нравственных чувств личности. Сложные вопросы рождения и смерти человека, детской дружбы, юношеской любви нашли отражение в художественных произведениях, вошедших в раздел «Человек оставляет себя прежде всего в человеке». Смысл жизни человека рассматривается в тех добрых делах и поступках, которые сделал человек для людей и общества. Раздел «Развивай в себе чуткость» посвящен вопросам формирования чувства совести как категории нравственности и проявления его в поступках, отражающих нравственную сущность человека. Издание может быть интересно учителям, родителям и детям, а также широкому кругу читателей.

 

Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Лариса Андреевна Петровская. – Москва : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.

В настоящей работе рассматриваются теоретические и методические проблемы области прикладной психологии – социально-психологического тренинга. Содержание этой области весьма многогранно и трудно укладывается в какое-либо одно определение. При анализе отечественной традиции в разработке проблем психологического воздействия особое внимание уделяется педагогической системе В. А. Сухомлинского, которая психологически недостаточно осмыслена. В работе освещаются три основных принципа этой системы. Первый состоит в акценте на перестройке совокупности отношений человека с окружающими людьми с целью воздействия на самого этого человека. Второй принцип касается обоснования диалогического характера педагогического общения. Наконец, третий принцип, особенно специфичный для концепции В. А. Сухомлинского. Заключается в подчеркивании первостепенной важности соответствующего эмоционального отношения воспитателя и воспитываемого для развития эмоциональной чуткости, отзывчивости, сопереживания, которые педагог рассматривает в качестве основных предпосылок и важнейших характеристик психологической, социальной зрелости личности в условиях общества. Среди важнейших духовных потребностей, о необходимости формирования которых пишет Сухомлинский, на первое место он ставит «устремленность к человеку», потребность в человеке. В качестве «линий развития» потребности в человеке Василий Александрович рассматривает дружбу старшего с младшим, утверждающую чувство ответственности за другого, зарождение дружбы мальчиков и девочек в коллективе.  Сухомлинский неоднократно подчеркивает, что познание ребенком мира начинается с познания человека. В творчестве педагога большое место уделяется анализу коллектива как «основной социальной среды», формирующей личность. Также в его творчестве большое место занимает проблема культуры чувств человека. Сухомлинский считал эмоциональную развитость человека важнейшей предпосылкой успеха в воспитательной работе. Большое внимание уделяется им проблеме психологического самочувствия человека в ходе обучения. По мнению Василия Александровича самым важным, необходимым является так называемая «педагогика сердца» воспитателя, который должен иметь чуткое и открытое сердце, чтобы видеть, чувствовать, понимать маленьких людей. Монография предназначена научным работникам, преподавателям и студентам-психологам.

 

Дербенев, П. Н. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский и задания по этике на основе его педагогического наследия : учеб. пособие / Павел Николаевич Дербенев. – Тверь : Изд-во Твер. ун-та, 2000. – 96 с.

Творчество великого гуманиста, замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского изучается на педагогических специальностях Тверского государственного университета. И хотя его педагогическое наследие по сути своей современно, оно уже заняло законное место в истории педагогической науки. Однако интерес к его наследию в последние годы снизился. Книги Василия Александровича в России редко переиздаются. Это явление обусловлено тем, что волею судеб его педагогическая лаборатория – Павлышская средняя школа, где он жил и творил, – оказалась в другом государстве. Игнорируется истина, что талант интернационален, тем более талант В. А. Сухомлинского. Настоящее пособие имеет своей целью ознакомить студентов с самой сердцевиной педагогического наследия Сухомлинского – нравственным воспитанием через слово. Педагог воздействовал на детей озадачивающими, иногда просто ошеломляющими их рассказами, художественными миниатюрами, которые он виртуозно сочинял и мастерски преподносил ученикам. Нравственное воспитание детей в духе общечеловеческих нравственных ценностей – это как раз то, что особенно необходимо и в России, и на Украине. Стремясь выполнить задание, написать рассказ на нравственную тему, проводя уроки и беседы с детьми о нравственности, проникаясь идеей о том, что человек – венец природы, студенты становятся сподвижниками талантливого педагога, получая глоток живой воды его таланта. В. А. Сухомлинский в своих произведениях в качестве постановки педагогической проблемы, анализа педагогического факта, иллюстрации своей мысли часто прибегал к мини-рассказу, сказке, притче. Он их мастерски сочинял, а работа в Павлышской школе богато одаривала его яркими впечатлениями. Таких сочинений у В. А. Сухомлинского набралось несколько тысяч. Некоторые из них тщательно обработаны автором, другие остались набросками в его ежедневных записях. В них можно увидеть раздумья выдающегося педагога, учёного и практика, его педагогическое кредо. В них бьётся пульс школьного и органично сплавленного с ним семейного воспитания. В. А. Сухомлинский сумел подготовить почву для принятия учительством и общественностью вечных общечеловеческих нравственных ценностей как главной задачи воспитания. В этом его историческая заслуга перед отечественной педагогикой. Пособие рекомендуется студентам дневного и заочного отделений факультетов, имеющих педагогические специальности, а также преподавателям этики.

 

Приглашаем всех желающих посетить эту выставку в аудитории 2-01Д.

Оставьте свой отзыв