“История Сербии и Черногории” Сост. С. Шумов и А. Андреев

Аннотация:

Издание содержит работы русских историков начала XX века по истории Сербии и Черногории – Н. Добронравова, Д. Войновича, А. Л. Погодина и С. Дроссарда, издававшиеся только один раз – в конце XIX – начале XX века. В книгу включена и “Краткая история Сербии и Черногории”, написанная С. Шумовым и А. Андреевым по современным материалам и доводящая историю балканских стран до конца XX века.

В издание вошли и работы разных историков конца XVIII – начала XIX веков о Боснии, Герцеговине, Македонии, Словении и Хорватии, написанные на основе исторических знаний того периода. Некоторые моменты истории Балканского полуострова, данные в их трудах, уже устарели, – за много лет, прошедших с момента публикации, историческая наука продвинулась значительно вперед, – но весьма интересные наблюдения авторов делают издание актуальным для интересующихся историей Балкан и в наше время. Работы печатаются с небольшими сокращениями.

История Сербии и Черногории

История Сербии и Черногории. Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия / [сост. С. Шумов и А. Андреев]. – Москва : Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. – 496 с. – ISBN 5-93662-017-4 : 221-96.

Шифр: ББК   63.3(4Юго.Сер)5+63.3(475) И90
Инвентарный номер: С226375-к/х; С226376; С226377; С226378-н/аб

 

Общие понятия о славянах

Славяне принадлежат к индоевропейскому племени. Они носили разные названия. Древние писатели неславянского происхождения называли их то виндами, винидами, венедами, вентами, венетами, венатами, энетами, например гот Иорнанд, епископ равенский (VI в.), то антами (что значит: герои, великаны), напр. Прокопий ( 553 г.), то сербами или спорами. — Но сами славяне называли себя то славянами или славенами, то славянами, или словенами. Кроме этого общего имени славяне носили и частные названия, напр, русы, болгары, белосербы, белохорваты, висляне, дечане, кашубы, краинцы, лужичане, мазовшане, милочане, мороване, неречане, поляне, поляки, сербы, хорваты, чехи и пр.

 

Первоначальная историческая судьба славян не составляет задачи нашего труда. Для нас довольно здесь заметить только, что славяне не были какими-нибудь выходцами, как например гунны, авары, козары и другие, но стародавние обитатели Европы, имевшие главное место¬пребывание свое около Карпатских гор, в древней Хорватии, и по среднему течению Дуная, и отсюда уже начали распространяться на восток до Балтийского моря, на запад — до Эльбы и на юг — по всему Балканскому полуострову, что до VI в. они жили большей частью мирно, занимаясь преимущественно земледелием, и потому очень редко являлись в истории, но с VI в. после разрушения царства гуннов и по падении западной Римской империи имя славян стало громко раздаваться и на Дунае, и в Дакии, и Мизии, и Панонии, и Далмации, и Каринтии, и между Одрой и Лабой и пр. — Сила их была могучая: в VI—VIII веках Греция должна была отдать славянам почти все свои европейские области от Дуная до оконечностей Морей, удержав за собою только окрестности Константинополя, да острова ионические и архипелага и побережья Малой Азии, хотя по временам снова отнимала от славян их завоевания. Но в свою очередь и сами славяне очень рано начали испытывать тяжелое влияние немцев. Немцы в VIII—XII веках отнимали у славян область за областью. Известно, что все те места, где теперь существуют города Берлин, Лейпциг (Липецк), Дрезден (Драждяны), Вена (Виден), Градц и пр., занимали сплошным населением туземные славяне, все обширное пространство, занимаемое теперь Прусской и Австрийской  империями, принадлежало также славянам; все течение Дуная от Линца до Осеки, где теперь живут немцы и мадьяры, также составляло владение славян, так что теперь, за исключением России, независимого княжества Черногории, также Сербии с Боснией и Герцеговиной и Болгарии, находящихся под властью Турции, нет ни одного славянского края, где бы не было оседлых немцев.

Как жили в древности славяне? — Они жили сперва небольшими общинами, разделяясь на мелкие поколения, и не были соединены в одно целое ни властью одного верховного правителя, ни другой какой-либо политической связью; но с VII, а еще более с IX века, они стали соединяться под одну власть, и из них мало-помалу стали образовываться большие или малые государства.

Какой вели они образ жизни? — Древние славяне жили в избах, сплетенных из хвороста, которые были разбросаны на большом расстоянии одна от другой и строились только для того, чтоб можно было там укрыться от дождя или от непогоды. Были у них и города, — т. е. места, кругом огражденные стеной и укрепленные, но они не были местом постоянного жительства славян, а служили только убежищем в случае неприятельских нападений. Занимались они торговлей и промышленностью, например выделыванием кож и мехов, плотничеством, кузнечеством, плавильным и литейным искусством, скотоводством, пчеловодством, охотой на пушных зверей; но самым любимым занятием их было Земледелие . — Пищей для них служили полевые плоды и огородные овощи, и особенно пшено и гречиха; а любимым питьем — пиво и мед. Одежда и обувь у них были очень не изысканны: короткое нижнее платье, рубаха и плащ, — низкая, но с высокой верхушкой, шапка, вот была их одежда, а обувью служил кусок звериной кожи или лыка, покрывавший стопу и прикрепленный ремешком к ноге.

Внешний вид славянина был таков: он был росл, рус или рыжеват, и вообще красив. Он подстригал не только бороду и усы, но и волосы на голове до затылка, и отпускал их только во время траура или вообще во дни скорби. Много у славян было добрых нравственных качеств, о которых свидетельствуют не только многие древние писатели, но и самые имена, которые они носили со дня рождения, напр. Будигость, Доброгость, Будимир, Драгомир, Радомир, Добровлад, Любомысл, Милодух, Моймир, Владимир, Сокол и пр. — Особенно они отличались мирным и кротким характером, почтительностью к старшим, честностью, добродушием и гостеприимством. Так как прежде они занимались преимущественно земледелием, то это мирное занятие, без сомнения, имело сильное влияние на развитие мирного в них духа, и потому сперва славяне без особенно крайней нужды никогда не брались за оружие. Но если нужда заставляла их браться за оружие, — они показывали не только геройство и отвагу, но нередко жестокость и хитрость. Так во время войны они без пощады били врагов, запирали их в хлев с быками и овцами, сажали на кол, вытягивали жилы, наматывая их на кол, имущество же их то расхищали, то сжигали. Впрочем так поступали они только с врагами чужой народности и веры. В случаях же неудачи, они то бросались в бегство, то скрывались в реках, где могли долго оставаться, потому что они, лежа на дне, держали в руках длинный, внутри выдолбленный, камыш, один конец которого был во рту, а другой поверх воды, и таким образом могли свободно дышать и оставаться в воде до минования опасности. В семейном быту замечательна была супружеская любовь и верность жен. Дети вообще были почтительны к родителям и всегда обращались за решением и советом к отцу в случае споров. Жена занималась хозяйством и воспитанием детей, и, по смерти мужа, за малолетством детей, правила домом; если же дети были взрослые, она из среды их выбирала более способного, который бы мог распоряжаться домашним хозяйством. Об общих делах рассуждали на сходках, суд производили жупаны. Дав честное слово, славянин был верен ему, и среди своих собратов лучшим считал того, кто был милостивее к бедным. Гостеприимство и радушие простиралось у них до того, что в избах некоторых лиц стол всегда был накрыт для угощения гостей и странников. Светлые черты ума и характера славянского были причиной того, что многие из славян были на высших ступенях византийской администрации.

Какую веру исповедовали древние славяне? — Древнейшая религия состояла в боготворении неба и сил природы. Верховный бог природы, бог грома и молнии, был Перун, бог неба — Сварог и пр., у русских же славян, кроме Перуна, Хоре или Дажь-бог, бог солнца, Стрибог — бог ветров, Волос — бог стад и пр. Горы, скалы, камни, леса, рощи считались обиталищами богов, оттого-то здесь преимущественно славяне и любили молиться; они любили молиться также на берегах озер, рек, потоков, под овином, пред кострами. Молились они стоя или падали ниц и били челом о землю, молитвы то читали, то пели. С молитвой соединяли жертвоприношения: в жертву приносили быков, овец, коз, кур, иногда лошадей и собак. Эти жертвы или сжигались, когда приносились, как дар от людей богам, или закалались, когда приносились в праздники, посвященные богам, либо в умилостивительную жертву в случае каких бедствий. — Веря в бессмертие души и будущую жизнь, они совершали поминовение усопших, которых жилище представляли или в раю, — это очаровательный, неземной сад, или в аду, — это — пекло под землею — жилище злых духов огня и тьмы. Но с давних пор к языческим славянам проникало и христианство, и прежде всего из Византии, с которой они имели постоянные сношения. Между ними были христиане не только в IV, но и в III веке: в это время были уже христианские храмы в Дакии, Скифии, Сарматии, Фракии и других местах, где среди разных народов жили и славяне. Между ними некоторые были даже причислены к лику святых, напр, во II веке мученики Енен, Нирин и Пень, в III веке Ириней, епископ сремский, Евсевий, епископ кивальский (в Панонии), чтец Пуллий, Евангел, епископ томский, Епиктет пресвитер и Астион, в IV веке Димитрий дабудс кий, Ермил и Стратоник белоградские и пр.

Таков в общих чертах был быт древних славян. В настоящее время из славян только русские и частью поляки живут в России, прочие же, за исключением черногорцев, сохраняющих независимость, живут под чуждой властью или в европейской Турции или в Германии. В европейской Турции живут сербы с их отраслями — черногорцами, босняками и герцеговинцами, болгары и румыны; в Германии, и преимущественно в Австрийской империи живут славяне разных наименований, напр, чехи, моравы и пр. — Наша речь будет о славянах, населяющих европейскую Турцию, а потом о славянах, живущих в Австрийской империи.

 

Общие понятия о сербах

Первоначально сербы вместе с хорватами жили за Карпатскими горами, занимая пространство между Дунаем, с одной стороны, и Архипелагом, с другой, также по низовьям Дрины, Босны и обеих Морав. Ныне они живут частью в европейской Турции, именно в княжестве сербском, Черногории, Боснии и Герцеговине, а частью в Австрийской империи. Сербы по правой стороне Савы и Дуная принадлежат Турции, а на левой стороне Савы и Дуная — Австрии. Число сербов определяют различно; но вообще их считают не менее 8 миллионов. Некогда они составляли несколько независимых государств, напр, сербское, хорватское и проч., потом эти государства постепенно теряли свою независимость, так что ныне только Черногория, и отчасти сербское княжество сохранили свою независимость; все же прочие сербы живут в разных провинциях Турции и Австрии под чуждой им властью.

Оставьте свой отзыв