Россия. Поэзия. XXI век

Абонемент художественной литературы представляет обзор «Россия. Поэзия. XXI век».

«Неповторимые личности творят неповторимую литературу».
С.И.Тимина

К чему и с чем пришел русский стих к началу XXI века? Что есть новейшая российская литература? Кто из поэтов оказал наибольшее влияние на новый российский стих? Искания авангардистов или реалистическая поэтика официальной поэзии?…

Прежде чем представить «племя младое, незнакомое», несколько слов о мэтрах.

Соснора В.   Девять книгСоснора, В.   Девять книг / Виктор Соснора. – Москва : Новое лит. обозрение, 2001. – 424 с.

Судьба Виктора Сосноры достойна приключенческого романа. Родился в Крыму во время гастролей в семье цирковых артистов, пережил блокаду Ленинграда, вывезен под обстрелом по Дороге жизни, на Кубани вместе с бабушкой попал в оккупацию, жил в партизанском отряде, чудом пережил расстрел, был сыном полка в Войске Польском . После войны принимал участие в ядерных испытаниях на Новой Земле. Стихи начал писать во время учебы на философском факультете Ленинградского университета. Любимые жанры – белый стих и верлибр. Позже был обвинен в графомании и его престали печатать.

Творчество В. Сосноры не легко для восприятия, но оно покоряет уникальностью художественного мира и эстетической дерзостью, в нем самобытно сочетаются опыт древнерусской поэзии и животрепещущая современность, уважение к традиции и тяга к эксперименту. Как признаются поэты следующего поколения, «Виктор Соснора увлекал отступлениями от принятых стандартов поэтического языка. Он из тех поэтов, которые работают на крайних пределах обновления поэтического языка».

В представленный сборник вошло 9 поэтических книг, охватывающий период с 1963 по 2000 годы. В обращении к читателю автор пишет: «Меня нужно читать так, как я пишу – книгами. Я не пишу отдельных стихотворений, я ничего не пишу, или – книгу. То, что было опубликовано под обложками до 1989г., можно назвать «свекольником» из стихов разных лет, да еще и цензурированных. Перед вами том: девять моих книг, напечатанных так, как я их сделал».

«Поэтика идейных схем и стереотипов», «искусство как идея» – общепринятое определение концептуализма. Концепт – это мертвая идея (лозунг) навязший в зубах штамп, клише. Не совпадение лозунга с действительностью создает иронический эффект – схема «кончает жизнь самоубийством». Классиком русского концептуализма был Дмитрий Александрович Пригов.

Пригов Д. А.   Написанное с 1990 по 1994 Пригов, Д. А.   Написанное с 1990 по 1994 / Дмитрий Александрович Пригов. – Москва : Новое лит. обозрение, 1998. – 288 с.

Дмитрий Александрович Пригов (1940—2007) — известный поэт и художник, лидер и теоретик концептуализма, лауреат Пушкинской премии (1993), автор многих, ставших хрестоматийными, авангардистских текстов. Автор большого числа графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Он снимался в кино, участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Художественное и литературное наследие Пригова образует «глобальный проект», в котором комбинируются различные жанры, медиа, языки; проект, предполагающий диалог с мировой историей искусства.

Яркой особенностью поэзии Пригова является создание авторских масок, воплощающих наиболее популярные штампы советского культурного мифа.

Основной конфликт в поэзии Пригова – столкновение образов «маленького человека» и «великого русского поэта», Поэта и Власти (образ Милиционера). Маленький человек оказывается великим русским поэтом, просящим защиты у власти. Мечта Поэта – стать «государственным поэтом», вписаться в парадигму власти.

 

Продолжение статьи о современных российских поэтах.

Материал по теме в сети Интернет:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/16/2012/hm16_12_08_04.html

 

Оставьте свой отзыв