Сорокина М. А. “Кружева России. Вологодское кружево”

Вобравшие в себя опыт и талант многих поколений, народные промыслы постоянно развиваются и обновляются, поэтому остаются живым и современным искусством, художественной ценностью, составляющей основу национальной культуры.

Книга содержит обзорную статью, знакомящую читателей с историей развития промысла, творчеством художников разных поколений, а также около 200 иллюстраций, включающих лучшие произведения, как из собраний музеев России, так и из частных коллекций.

 

Кружева России. Вологодское кружевоСорокина, М. А.  Кружева России. Вологодское кружево : [альбом] / М. А. Сорокина. – Москва : Интербук-бизнес, 2001. – 128 с. : ил. – (Шедевры народного искусства России). – ISBN 5-89164-069-4.

Шифр: ББК   85.126.9(2)я61 С 65
Инвентарный номер: Б25403-к/х

История развития промысла

 

Кружево — один из видов художественного текстиля, применяемого для украшения одежды и интерьера. В то же время оно обладает рядом качеств, которые делают его особенным художественным явлением.

 

Французы говорят: «Кружево — дитя моды». Но в России кружевоплетение никогда не зависело только от капризов моды, оно имело глубокие корни, уходящие в народную жизнь. Кружево украшало костюмы крестьянок и горожанок, входило важной составной частью в девичье приданое. Оно предназначалось не только для употребления в той социальной среде, где производилось, но, выходя на широкий рынок, приобретало всенародный характер.

Внешний вид кружева во многом зависит от материала, из которого его плетут: металлические, золотосеребряные нити создают впечатление торжественной праздничности, а белые — льняные или хлопчатобумажные — делают его более строгим. Самые тонкие, почти невесомые кружева можно сплести из шелковой или льняной нити, а самые массивные, с крупными узорами — из толстой бумажной или шерстяной пряжи. Для плетения кружева прежде всего необходима подушка — туго набитый валик, стоящий перед мастерицей на деревянной подставке (пяльцах). Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» — рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий будущего узора, па сколке видно множество точек, куда втыкают булавки. От булавок веером тянутся нити, навитые на деревянные палочки-коклюшки — главный рабочий инструмент кружевницы. Она быстро, почти незаметными движениями перекладывает их из одной руки в другую, переплетая нити.

вологодское кружевоВ России с давних пор любят ажурное рукоделие. Ажурные изделия вяжут крючком и на спицах, шьют иглой. Но именно плетенное на коклюшках кружево наиболее развито в художественном отношении и обладает широким диапазоном приемов исполнения.

Пара нитей, перебегая от булавки к булавке, выстраивает элементы кружева: ровную «полотнянку», ажурную «сетку», «насновку», похожую по форме на зерно, шнурочек «плетешку». Из этих и других элементов складывается структура кружева.

Кружево можно выполнять разными способами. Есть кружево «численное». Его плетут по памяти, без сколков. Вся премудрость заключается в том, чтобы запомнить порядок чередования нитей, число переплетений.

По сколкам плели сцепное и многопарное кружево. В сцепном кружеве узор выкладывается «вилюшкой» — плотно сплетенной полосой, изгибы которой заполняются ажурными решетками, а все элементы соединяются (сцепляются) между собой с помощью вязального крючка.

Многопарное кружево создается при помощи большого количества коклюшек, а значит, и ниток, из которых оно плетется. Их может быть 300—500 пар, а иногда и больше. Этот способ наиболее трудоемок и сложен. Им выполняются самые тонкие кружева с изящным рисунком, а также старинные, чисто русские узоры.

Главное декоративное качество кружева — его ажурность. Именно ажурные решетки фона, то прозрачные, почти невесомые, то более густые, замысловатого рисунка, позволяют кружеву пропускать через себя свет, придают ему легкость, невесомость. Па этом фоне выделяются более плотные узоры — геометрические или растительные.

вологодское кружевоЧтобы подчеркнуть выразительность рисунка, четкость строгого геометрического узора или упругость круглящихся линий листьев и цветов, контуры фигур обводят «сканью», более толстой или цветной нитью, придающей орнаменту рельефность.

Некоторые виды кружева обладают еще одним необычным свойством: кажущейся многомерностью узоров. Орнамент то четко читается на фоне решетки, как бы отрываясь от нее, то словно отступает в глубину В XIX веке мастерицы умели в орнаменте тонких шелковых кружев показать цветы и листья в смелом ракурсе, как бы раскрывающимися, сделать их более объемными. Этому помогает богатая игра светотени, достигающаяся благодаря разнообразию фактуры нитей. Вместе с тем в России есть и кружево без ажурного фона, настолько густо сплетены его узоры. В таком кружеве важнейшим выразительным средством может быть цвет или рельеф. В каждой местности встречаются свои узоры и приемы плетения.

Появившись в России в XVII веке, кружевоплетение вначале развивалось в мастерских царского двора, боярских светлицах, монастырских кельях. Его плели из металлических нитей и использовали для украшения нарядной одежды, церковных облачений и предметов церковного убранства. До нас эти кружева дошли в виде прошв, краев и аграмантов — кружевных полос с зубцами с верхней и нижней сторон. Ими обшивали одежду и головные уборы, церковные облачения. Они хорошо сочетались с парчой, бархатом, шелком. Металлическое кружево сохранялось в костюме знати долгое время. На портрете «смолянки» Н. С. Борщевой кисти Д. Г. Левицкого отчетливо виден узор золотного аграманта, украшающего подол ее черного платья. В конце XVIII — начале XIX века металлические нити нередко служат дополнением узоров, плетенных из шелка и льна. Изделия этого времени отличаются изысканностью колорита, включающего голубой, золотистый, розовый, палевый цвета.

В собраниях многих музеев России хранятся кружева из города Галича Костромской губернии, что говорит о былой значимости этого промысла. Орнамент — цепи овалов, медальоны и гирлянды, фантастические звери и двуглавые орлы, цветущие ветви, над которыми порхают птицы, — выделяется на фоне мелкой льняной решетки более плотной фактурой и цветом, подчеркнут толстой нитью, обрамляющей контуры фигур. В галичском кружеве редко встречаются четкие прямые линии, рисунок круглится, линия вьется, изгибается. Даже ромб преображается в овал или фигурный медальон.

Известным центром кружевоплетения в Тверской губернии был город Калязин. В середине XIX века в цветном шелковом калязинском кружеве употребляли металлические нити для решеток фона, обводили ими контуры узоров. Голубые и золотистые шелковые нити, тускло поблескивающие золотые нити скани сочетались с нежными красками шелковых лент и тканей. В орнаменте кружева привлекают внимание условные фигурки птиц, больше похожие на цве¬ты. Эти мотивы, претерпев изменения, сохранились в калязинском кружеве вплоть до начала XX века.

Ростов Ярославский был совсем небольшим очагом кружевоплетения, в 1880 году там работало лишь 14 кружевниц. Вместе с тем этот центр внес свой вклад в русское кружево: выработанная местными мастерицами особая фоновая решетка «ростовский крест» — изящная, украшенная петельками, — стала применяться почти повсеместно.

Сведений о ростовском кружеве, да и самих произведений, сохранилось немного, но лучшие образцы — подзоры, края и прошвы — восхищают изяществом замысловатых узоров, нарядных решеток. В ростовском кружеве встречаются изображения двуглавых орлов, помещенные в крупные зубцы края. Хвосты и лапы орлов образуют фестоны сложных очертаний.

Кружевницы из города Балахны (Нижегородская губерния) на широком кружеве подзоров первой половины XIX века также изображали двуглавых орлов, которые чередуются с птицами и пышными деревьями. Их очертания четки, обведены рельефной «сканью». Фигуры и окружающий фон заполнены решетками разных рисунков. Но балахнинские кружева интересны не только своими сюжетами. Здесь плели удивительной красоты многопарные кружева из черного и серебристого шелка с пышным цветочным орнаментом. Сложнейшие узоры — гирлянды, вьющиеся ленты, цветы с бутонами, целые букеты — заполняют фон. Так плели шали, шарфы, воротники, пелерины, целые платья.

Один из самых крупных в России центров кружевоплетения — город Елец в Орловской губернии. В конце XIX века в Ельце плели особый вид кружева — «русский валансьен». Название выдает его французское происхождение, но оно было очень популярно в России и шло на украшение одежды и белья. Также плели мерное кружево, шарфы и косынки, оплеты носовых платков. Их нарядные цветочные узоры — розы, лилии, гирлянды и ленты — исполнены с большим вкусом, отличаются тонкостью и изяществом.

кружевная накидкаНекоторые виды кружевоплетения, хорошо известные в конце XIX века, оказались в наше время забытыми, и их приходится как бы открывать заново. К ним относится, например, белевское кружево (Тульская губерния, город Белев). Белевские кружевницы плели довольно дорогие и пользовавшиеся постоянным спросом вещи: покрывала и накидки на подушки, косынки, шарфы, платья. Особенно интересны большие покрывала. Они составлены из нескольких широких узорных полос, соединенных так искусно, что с первого взгляда невозможно найти места соединения частей. Многократно  повторяющиеся мотивы сливаются в густой ковровый орнамент. Иногда композиции имеют центрический характер — с округлой или квадратной розеткой в середине и вазонами в углах. Кайму подчас составляют редкие в кружеве восточные мотивы — «боб» или «огурец».

О происхождении вятского кружева существует легенда: будто бы в начале XVIII века местных жительниц обучала голландская кружевница, жена плотника, работавшего в Голландии при Псгре I, а затем бежавшего в глухие вятские леса из-за какой-то провинности. Трудно сказать, так ли это было, но в конце XIX века жительницы слободы Кукарка Ярапского уезда Вятской губернии плели такое же кружево, как и в других местах России, — многопарное, или «русское», на «балахонский манер», то еегь как в Балахне Нижегородской губернии, или по образцу вологодских сцепных кружев. Однако в 1892 году, желая улучшить положение кружевниц, земские власти открыли кружевную школу в Кукарке, а затем и в других городах губернии. И облик вятских кружев резко изменился. Рисунок приобрел изысканность, наполнился множеством красивых крутых изгибов, сложными орнаментальными фигурами, фактура кружева стала богатой.

В XX веке традиции вятского кружева развиваются. Преодолев некоторую вычурность старинных кружев, художники используют его лучшие качества: выразительность линии, динамичноегь композиции, богатство фактуры. Наряду с традиционным пышным растительным орнаментом для кировского кружева стали характерными многофшурные сюжетные композиции.

В уездном городе Скопине Рязанской губернии — известном центре художествен¬ной керамики — в XIX веке занимались и кружево плетением. В собраниях музеев сохранились невесомые, прозрачные оплеты носовых платков, мерное кружево с названи¬ями «вьюны», «колуны». «Вьюны» — вьющаяся, изгибающаяся лента, а вот «колуны» — это искаженное название гипюра «клюни» родом из Франции, но прижившегося во многих русских промыслах, и даже его название «обрусело».

Среди узоров скопинских кружев — экзотические птицы, фантастические звери. Их образы навеяны и характерными мотивами стиля модерн, и элементами древнерусского орнамента. В кружево вплетены тонкие металлические нити, чтобы приблизить его к старинным образцам. Рисунки мерных кружев отличаются красотой и четкостью линий.

Однако самую широкую известность рязанское кружево приобрело благодаря небольшому городу Михайлову. В XIX веке в Михайлове плели и топкое льняное кружево исключительно мелкого плетения, и более широкое сцепное, с изображениями птиц, двуглавых орлов, львов, из цветного шелка и золотосеребряных нитей.

Наибольшее признание получило цветное численное кружево, известное под названием «михайловское». Его внешний вид напоминает плотную цветную тесьму с заостренными или округлыми зубцами — «мысами», «бубенцами», «городками».

Нигде, кроме Михайлова и его окрестностей, численное кружево не имело такой красочности и своеобразия рисунков. В простоте и ясности цветных узоров с наибольшей полнотой выразился народный вкус.

Михайловские кружева могут служить лучшим выражением богатой фантазии и духа творчества, которыми в полной мере обладали русские крестьянки.

Оставьте свой отзыв