Всеобщая история литературы / авт.-сост. А. Терехова

Всеобщая история литературыВсеобщая история литературы/ авт.-сост. А. Терехова. – М. : Эксмо, 2009. – 544 с., 28 с. ил. : ил. – ISBN 978-5-699-34048-4.

Индекс ББК: 83.3(0) В84
Авторский знак: Б23601
Сигла хранения: к/х

Аннотация

Эта книга представляет целостную панораму истории мировой классической литературы. Материал дается в хронологическом порядке, сопряженном с основными вехами историко-литературного процесса. Особое внимание уделено памятникам средневековой европейской литературы как художественному наследию эпохи, предшествовавшей зарождению и становлению национальных литератур. Статьи содержат основные сведения о жизни и творчестве писателей и пересказы наиболее значительных произведений, составляющих золотой фонд мировой классической литературы. Книга иллюстрирована многочисленными цветными и черно-белыми изображениями, а также цитатами из литературных произведений. Часть, посвященная истории русской литературы, представлена фундаментальным сочинением князя Дмитрия Петровича Святополка-Мирского (1890-1939), глубокого исследователя русской литературы, книгу которого В.В. Набоков назвал “лучшей историей русской литературы на любом языке, включая русский”.

От составителя

Эта книга одновременно представляет собой справочник историко-био-графических сведений о писателях, хрестоматию основных литературных сюжетов и сборник литературоведческих комментариев с многочисленны­ми цветными и черно-белыми иллюстрациями к нескольким сотням произ­ведений, составляющих золотой фонд мировой литературы. Корпус миро­вой литературы бесконечно велик, в особенности по сравнению с объема­ми нашего издания, поэтому в состав книги вошли лишь те произведения, от античности до новейшего времени, которые по всеобщему признанию являются «классическими».

История классической литературы началась во III —II вв. до н. э., когда ученые Александрийской библиотеки подготовили самое первое научное издание «Илиады» и «Одиссеи». За ним последовали сборники лирических произведений Алкея и Алкмеона, Пиндара, сочинения четырех прослав­ленных греческих драматургов — Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофа­на. Переписчики сохраняли только Те произведения, которые считались ценными, авторов которых, с легкой руки выдающегося римского литера­туроведа и лингвиста II в. Авла 1еллия, стали называть «scriptori classici» — «перворазрядными писателями». От этого выражения возник в дальней­шем термин «классика» в его современном значении: крупнейшие дости­жения художественной культуры человечества, обладающие непреходя­щим мировым значением.

Путь древней античной цивилизации в европейской истории оказался непростым. После падения Римской империи в V в. совершенная античная культура была практически стерта с лица земли. Началась эпоха Средне­вековья, когда место культуры заняла молодая христианская религия, бо­ровшаяся с древним язычеством. Однако именно монастыри, центры клас­сического образования и хранилища латинских рукописей, выполнили миссию передачи греческой и латинской классики, как части духовной творческой деятельности, будущим поколениям. Памятники средневековой европейской литературы: литература на латинском языке, народно-эпиче­ская литература архаического типа, героический эпос, куртуазная лирика, рыцарский роман, городская сатира и дидактическая литература — стали художественным наследием эпохи, предшествовавшей зарождению и ста­новлению национальных литератур. Сумерки, сгустившиеся над Европой, рассеялись к XII —XIV вв., когда наступило новое культурное возрожде­ние и во многих областях возобновилась творческая работа. К началу эпохи Возрождения в контекст художественной жизни Европы вернулись произ­ведения античной культуры — на европейские языки были переведены уцелевшие древнегреческие и древнеримские памятники литературы, фи­лософии, эстетики, вышли в свет их первые печатные издания. Вобравшая в себя опыт античности, итальянская литература эпохи Возрождения ста­ла третьей (наряду с двумя античными) «классической» литературой для по­следующих эпох.

Дальнейшая история европейской культуры и литературы связана с новым мироощущением, рожденным пониманием глубокой противоречивости и многосложности мира, которое привело к отказу от великой идеи человека как универсальной гармоничной личности. Усиление религиозных исканий эпохи в тех странах, где наиболее укрепилась мощь католической церкви: Италии и Испании,— привело к возникновению стиля барокко. Литература барокко не была однородной и определялась национальной спецификой, во многом повлиявшей на возникновение отдельных литературных школ и течений, мало схожих между собой, как маринизм в Италии, метафизическая школа в Англии или прециозность во Франции. Общей характерной чертой литературы барокко стало смешение жанров и ут­рата ренессансной гармонии.

С утверждением веры в силу человеческого разума начинается эпоха, вновь обратившаяся в поисках вдохновения к античности — к тем ее образцам, которые провозглашали разумное преобладание долга над человеческими чувствами и страстями,— эпоха классицизма. Правила классицизма характернее всего выразились в построениия трагедии и имели первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель — просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. В основе литературы классицизма лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Эпоха классицизма дала толчок развитию русской культуры, когда русская литература, вдохновившись французской поэзией, влилась в общий литературный процесс Европы.

Новое направление, возникшее в начале XIX в. в европейской литературе, противопоставлявшее себя классицизму, получило название «романтизм». Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их. Неприятие общества, протест против бездуховности и эгоизма, разочарование в цивилизации воплотились для романтиков в творческой энергии художника, преображающего реальность и создающего свой, особый мир, более прекрасный и реальный, чем воспринимаемая действительность. У поздних романтиков пессимизм по отношению к обществу, основанный на том, что в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу, приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Интерес к истории, необходимый для создания психологического правдоподобия, «впечатления правды о человеке», стал одним из завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в обновлении жанра романа, который приобрел ведущее положение в последующую эпоху. В эпоху романтизма происходит открытие культуры Средневековья, расцветают многие науки: социология, история, политология, химия, биология.

Опираясь на достижения современнной науки, новое направление в литературе взялось описать общество как сложный, исторически сложившийся организм, в котором писатель должен стать историком, хронистом, аналитиком человеческих страстей и характеров, знатоком нравов различных сословий, чтобы создать многообразную человеческую типологию. Это, постромантическое, направление в литературе, берущее начало в прозе О. Бальзака и Стендаля, получило имя «реализм». Лишь в 1880-егг. реализм был потеснен «новым реализмом» Э. Золя и его последователей, который, за его радикальные программы социального и биологического детерминизма, основанные на зарисовках с «натуры», строгом наблюдении и фиксации объективных фактов, еще называют «натурализмом». XIX в. завершился расцветом великой литературной традиции реализма и началом революционной во многих отношениях эпохи, открывающей новые горизонты во всех областях литературного творчества, к которой категории «классичности» уже не применимы.

Часть, посвященная истории русской литературы, принадлежит перу выдающегося русского литературоведа Серебряного века князя Дмитрия Петровича Святополка-Мирского (1890—1939), глубокого исследователя русской литературы, книгу которого В. В. Набоков назвал «лучшей историей русской литературы на любом языке, включая русский».

Анастасия Терехова

Оставьте свой отзыв