“Очерки русской народной культуры”, отв. ред. И. В. Власова

Аннотация:

В книге поднимаются вопросы историко-культурного развития русских и современной этнокультурной ситуации в регионах России. Особое внимание обращено на формирование мировоззрения и различных видов народного сознания, исторической памяти, многовекового народного опыта и знаний во всех сторонах жизнедеятельности русских. Использованы уникальные материалы экспедиционных обследований и архивных изысканий авторов.

Для этнографов, историков и широкого круга читателей.

Очерки русской народной культуры

Очерки русской народной культуры

Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И. В. Власова ; Ин-т этнологии и антропологии РАН. – М. : Наука, 2009. – 786 с., 48 с. ил. : ил. – ISBN 978-5-02-036744-9.

Шифр: ББК   63.521(=411)-7 О-95
Инвентарный номер: Б23450-к/х

 

Введение:

 

Очерки русской народной культуры” – продолжение монографического исследования русского народа в книге “Русские” (М.: Наука, 1997, 1999, 2001, 2004), которая открыла предпринятую Институтом этнологии и антропологии РАН серию изданий “Народы и культуры”. Продолжая рассмотрение вопросов историко-культурного развития русских, разработанных в указанной книге, “Очерки” дают более детальную и углубленную по некоторым темам картину, основанную на регионально-локальных материалах полевых обследований и архивных изысканий авторов.

 

При написании “Очерков” авторы руководствовались следующими моментами. Основные вопросы, затронутые в книге, – это становление и развитие русской народной культуры или ее отдельных форм (элементов) и трансформации в них. Для решения этих вопросов было необходимо обращение к важным проблемам этнической истории народа. Отправной точкой и постоянно действующим фактором в становлении и народа, и его культуры явились непрекращающиеся с древнерусского периода миграции, которые оказывали не-посредственное влияние на экономические, политические, этнические и культурные ситуации. Другая особенность в формировании народа и развитии его культуры – взаимодействие с разными народами с самой начальной поры восточнославянского расселения. Немаловажное значение в ходе этноистории приобретала ассимиляция народов, при которой многое из культурного “багажа” одних из них становилось свойственно и другим.

 

Миграции, приводившие к расширению этнотерритории и межэтническим контактам, способствовали консолидации в среде самого народа, укреплению его этнокультурной общности, а также к адаптации к различным местным условиям, что, в свою очередь, вело к выработке региональных и локальных культурных черт и психического склада носителей этой культуры. Итогом миграционных и этнических процессов было сложение русских как народа и становление его самобытной культуры – и то и другое на всех этапах этнической истории находилось в неразрывной связи.

 

В становлении и развитии народной культуры важное значение имели природная среда, уровень общественного и социального состояния. Не меньшее значение в этом процессе имела человеческая среда – люди, взаимодействующие, создающие культуру, являющиеся носителями присущих им культурных традиций. Именно культура – это созданная людьми среда, в которой действуют сменяющие друг друга поколения с их ценностными ориентациями.

 

На русской этнотерритории возникли историко-культурные зоны – северная и южная и средняя полоса между ними, русское население которых сохраняло различие в языке и элементах культуры, не исчезнувшие окончательно и до сих пор. Локальное и региональное разнообразие культурных форм и видов составило целые историко-культурные ареалы, запечатлевшие многообразие общерусской традиционной культуры, вобравшей в себя опыт межкультурных связей. Результатом сосуществования разных традиций, их взаимопроникновения стало напластование разновременных культурных слоев, отразивших разнообразие связей.

 

Разработки авторов “Очерков” свидетельствуют о том, что русская народная культура – это преимущественно культура крестьянская. К тому же именно крестьянство сберегло ее основные черты до периода кардинальных изменений в XX в. Оно не только сохраняло общерусскую культуру, но и выработало ее варианты, которые становились целесообразными на заселяемых им евроазиатских пространствах. Везде живучесть этих культурных вариантов обусловливалась их традиционными формами, формировавшимися на основе народного сознания, морали и нравственности.

 

При изучении русской народной культуры, предпринятом в “Очерках”, на первый план выдвигались задачи рассмотрения соотношения в ней общерусского – регионального – локального, так как при таком подходе до сих пор можно найти решение малоизученных и неизученных вопросов исторической этнографии русских. При глубоком и детальном рассмотрении этого соотношения можно подойти к пониманию этнокультурного развития населения регионов, земель, краев и т.п. в разные исторические эпохи вплоть до современности. Подобные исследования актуальны и в наши дни, поскольку в изучении сложной этнической и социальной истории русских, имеющих богатейшую культуру, выяснено далеко не все. Выявление таких моментов, особенно современной культурной ситуации в русских регионах, важно в данный период, когда в обществе идет поиск исторических, политических и культурных ориентиров для дальнейшего развития России.

 

Решение проблемы становления и развития народных традиций, опыта и знаний позволяет определить роль русских и их вклад в общее культурное наследие разноэтничного населения страны и ответить на возрастающие запросы общества, связанные с ростом активности этнического сознания, взаимоотношений между народами, с задачами преодоления кризисного состояния во всех сферах жизнедеятельности россиян. В целом это поможет пониманию процесса становления и развития самого этноса, его характера, образа жизни, психологии, мировоззрения, осознания себя как части человеческого общества.

 

В книге подняты вопросы не только историко-культурного развития русских в целом, их отдельных этнообразований или регионально-локальных общностей, но и рассматривается культура или ее формы как консолидирующее явление в среде народа. Одним из направлений, показывающим такое явление, стало изучение православия в жизни народа. К этому же примыкает и проблема народного сознания, его трансформаций в разные эпохи. Такой подход актуален и в том аспекте, что в последнее время проблема народного сознания и “русский вопрос” в целом поставлены остро в научных изысканиях разного профиля. “Очерки” свидетельствуют о том, что в понятие народного сознания входит не только этническое сознание народа/населения того или иного региона, а и другие его виды (крестьянское, общественно-патриотическое, историческое, коллективно-общинное, семейно-родственное, правовое), которые предполагают осознание своего мировоззрения, оценку своего окружения, видение мира и себя в нем, представления о своих ценностных и нравственных принципах.

 

“Очерки” показывают и роль этнографии в процессе изучения народного сознания, поскольку, выявляя его отражение в культурном наследии народа, можно подойти к решению существенных вопросов роли и места русских в общей цивилизации, а главное – ответить на вопрос, кто мы есть, и таким образом с помощью методов этнографии можно иметь выход на решение не только современных культурных, но и общеполитических проблем.

 

Настоящая книга, представляющая коллективное монографическое исследование, состоит из трех разделов. В первом разделе помещены очерки (главы), в которых рассматриваются вопросы исторических знаний, памяти, политических ориентаций народа, общественного сознания в России, основанного на знании о себе и разных народов мира, вопросы формирования русского этно-сознания и его развитии до наших дней на примере локального самосознания.

 

Во втором разделе книги освещаются вопросы сельской и городской этнографии русских в различные хронологические периоды. В них не только рассматривается культура жизнеобеспечения (жилище, костюм, хозяйственные занятия, традиционное землепользование, создание семьи), но и обращается внимание на отражение народного сознания в разных формах этой культуры, на соотнесенность сознания с ней, на выработку культурных черт на основе народного мировоззрения.

 

Третий раздел “Очерков” посвящен проблемам духовной культуры русских, до сих пор остающейся менее разработанной по сравнению с их материальной культурой, поэтому здесь представленной по возможности полно. В раздел вошли очерки по праздникам и обрядам русских разных регионов, по проблеме православной веры, по народному изобразительному искусству и народному театру. Во всех этих очерках показано, насколько религиозное сознание пронизывало всю жизнедеятельность народа и нашло отражение в его традиционной культуре, искусстве и фольклоре. Анализ культурной ситуации и в этом разделе монографии доведен по возможности до современного ее состояния.

 

Поскольку в основу книги положено порегиональное рассмотрение культурных традиций, то источниками для написания очерков стали материалы архивохранилищ как столичных, так и областных. К ним относятся документы рукописных фондов Русского Географического общества, Российского Этнографического музея, Российской Национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов, Российской академии наук и много¬численных госархивов областей – Архангельской, Вологодской, Пермской, Рязанской, Тамбовской, Омской, Тюменской, Алтайского края, архивов кафедр этнографии и фольклора ряда вузов (Московского и Воронежского университетов), рукописных и вещевых фондов музеев – Государственного Исторического, историко-художественных и архитектурных музеев-заповедников Вологодской и Рязанской областей. Освещение вопросов культурной ситуации в XX – начале XXI в. стало возможно благодаря обширному полевому материалу, собранному в последние десятилетия авторами монографии в разных русских регионах: на Русском Севере, в Центральной и Южной России, на Алтае, в Западной Сибири.

 

Монография написана сотрудниками отдела русского народа ИЭА РАН с привлечением специалистов из других институтов и вузов, сотрудничающих с отделом – Института российской истории РАН, Воронежского университета, Музея “Коломенское”, Московского педагогического университета.

 

В книге использован иллюстративный материал преимущественно из архива отдела русского народа и личных архивов авторов. Ряд фотографий выполнен авторами: С. С. Крюковой, В. А. Липинской, О. Р. Будиной, Л.А. Тульцевой, И. А. Морозовым, А. В. Фроловой, И. С. Кызласовой (Слепцовой), Д. В. Громовым, Н. В. Шляхтиной, И. М. Денисовой. К печати иллюстративный материал подготовили и вели техническую работу по книге И. В. Власова, А. В. Фролова.

 

Исследование осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (гранты № 07-01-00003а и № 08-01-008е).

 

Авторский коллектив выражает благодарность заведующей редакцией “Наука-история” H. Л. Петровой, издательскому редактору В. П. Терехову и их коллегам, принимавшим участие в выпуске этой книги.

 

Во внешнем оформлении монографии использованы материалы из буклета “Северный русский народный костюм конца XIX – начала XX в.: Собрание Архангельского государственного музея древнего зодчества и народного искусства”. Архангельск, 1993 (инв. № 88, 15); фото росписей на дереве и тканого пояса из архива ИЭА РАН (собрание Вологодского государственного музея-заповедника, № 30432/73, 12974), а также из буклета “Великий Устюг”. Л., 1986.

Оставьте свой отзыв