Ватикан : Альбом / пер.: М. И. Свидерская, М. И. Майская, Е. Д. Федотова

Аннотация:

Великолепное подарочное издание. Книга в суперобложке и футляре, с красочными иллюстрациями.

Ватикан – первый альбом знаменитой серии “Великие музеи мира” издательства CЛOBO/SLOVO, ставший бестселлером и выдержавший девять изданий! Перед вами – десятое издание альбома, который знакомит русского читателя с крупнейшей коллекцией живописи Ватикана.
Ватикан – один из самых блистательных музейных комплексов мира, поражающий великолепием своих коллекций; их собирали римские первосвященники, каждый из которых был яркой неповторимой личностью.
Величественные дворцы и залы Ватикана проектировали и украшали великие мастера: Браманте и Микеланджело, Рафаэль и Боттичелли. Перуджино и Гирландайо, Пинтуриккьо и Вазари, роскошный Бернини и многие другие архитекторы, скульпторы и живописцы, стремившиеся сделать обитель римских пап богатой и торжественной.

Ватикан: альбом

Ватикан : Альбом / Пер.: М. И. Свидерская, М. И. Майская, Е. Д. Федотова. – М. : Слово/ slovo, 2001. – 604 с. : ил. – (Великие музеи мира). – Библиогр.: с. 589. – ISBN 5-85050-501-6 : 3672-00.

Шифр: ББК 85.143(4)л61я61+85.101.3(4Ват)л61я61  В21
Сигла хранения: к/х

От XI к XIII веку

Немногие сохранившиеся образы Христа и Богоматери, созданные в окрестностях Рима и Лацио между XI и XIII веками, обычно классифицируют как «иконы», так как они представляют собой объекты поклонения и восходят к образцам, предполагающим соблюдение четко определенной иконографии, обусловленной требованиями культа. К ним можно отнести Благословляющего Христа из церкви женского монастыря бенедиктинок Санта Мария ин Кампо Марцио (на Марсовом поле). В этой иконе очевидно византийское влияние: бородатый Христос представлен по грудь, строго фронтально, в его левой руке книга в золотом окладе с драгоценными камнями, правой он посылает благословение согласно греческому ритуалу. На основании стилистических сопоставлений эту картину обычно датируют началом второй половины XII века.

В 1660 году в отчете об инспекции («Визита Каноника») церкви на Кампо Марцио упоминались две картины, находившиеся в пристроенном к ней оратории Св. Григория Назианзина: Мадонна Заступница (ныне в Национальной галерее старого искусства на Капитолии в Риме) и большая картина на дереве с изображением Страшного суда (ныне в Ватикане). Картины эти стилистически близки, но едва ли можно согласиться с мнением Гаррисона, который приписывает их одному мастеру (1970, pp. 128-129). Только авторы Страшного суда идентифицируются точно: Николаус и Иоаннес поставили свои подписи в нижнем регистре композиции. После того как те же имена были прочитаны на фресках в Кастель Сант Элиа, некоторые критики решили, что и их исполнили те же живописцы. Стилистические различия, однако, говорят скорее о простом совпадении имен авторов этих фресок и Страшного суда, который по манере исполнения близок к росписям апсиды церкви Сан Пьетро в Тускании.

Не вполне понятно первоначальное местоположение картины столь необычной круглой формы с прямоугольным основанием. Возможно, она находилась не на алтаре, а на боковой арке или напротив входа. Повествование о Страшном суде разворачивается в пяти регистрах и сопровождается надписью (титулом) на латыни. В первом регистре сверху изображен Христос Пантократор с крестом и земным шаром, восседающий на троне внутри мандорлы и окруженный двумя херувимами, двумя ангелами и апокалиптическими колесами. В следующем — доминирует Христос-Священник с поднятыми в молитвенной позе руками (тип Оранта), позади алтаря с символами Страстей, по сторонам которого сгруппированы два ангела и двенадцать апостолов.

Третий регистр более сложный, в нем — три изобразительных звена: слева Св. Павел ведет группу избранных во главе с Дисмой, раскаявшимся вором, с крестом на плече; в центре Богоматерь и Св. Стефан предстательствуют за святых непорочных; и, наконец, три Дела Милосердия — Напоение жаждущих, Посещение узников и Одевание нагих.

Более динамично решено следующее изображение, где иллюстрируется эпизод Воскресения умерших согласно проповеди Св. Ефрема Сирина: слева рыбы в море и дикие звери на земле изрыгают члены пожранных тел; в центре эллинистические по своим истокам, представленные в виде полуобнаженных девушек с длинными волосами, персонификации Земли (сидящей, как Европа, на быке) и Моря (оседлавшего морское чудовище, подобно Нереидам); справа два ангела будят мертвецов в могилах звуками апокалиптических труб.

В прямоугольной нижней части картины слева Рай, где доминирует Богоматерь в позе Оранты между двумя группами праведников, а перед стенами, украшенными драгоценными камнями, помещены донаторы — две монахини бенедиктинки, поименованные в специальной надписи (титуле): настоятельница монастыря Костанца, держащая на руках покрывало и маленькую модель капеллы, и монахиня Бенедетта с восковой свечой; за ними следуют три ангела, толкающие грешников в пламя Ада, где уже пребывают другие, чьи грехи указаны в надписи.

До сих пор остается открытым вопрос датировки картины — между концом XI и второй половиной XIII столетия. Возможно, ясность внесет текущая реставрация. Де Кампос, открывший картину в 1936 году, датировал ее «около 1070 г.». В качестве доказательства он ссылался на документы монастырского архива, в которых настоятельница под именем Костанца упоминается только между 1061 и 1070 годами. Впоследствии исследователи предлагали датировать Страшный суд 1235—1240 годами.

Картины на досках с изображениями Христа и Богоматери создавались начиная с XII века; наибольшее распространение они получили в XIII веке — в эпоху Дученто — в умбрийско-тосканском ареале, при поддержке нищенствующих орденов, в первую очередь францисканцев.

После смерти основателя францисканского ордена Св. Франциска Ассизского орден разделился на два течения из-за возникших противоречий в толковании устава. Представители более строгого течения, спиритуалы, довели до крайности идеал бедности; они возражали против пышных украшений в местах отправления культа, но не отказывались от исполь¬зования живописных произведений, которые можно было носить во время процессий. Наряду с традиционными евангельскими сюжетами в это время появляется образ Св. Франциска (иногда со сценами чудес из его жизни), который получил широкое распространение в связи с огромной популярностью ассизского проповедника. Святой Франциск, датируемый 1270-1280 годами, подписан Маргаритоне, художником, упоминание о котором сохранилось только в одном документе 1262 года и в краткой биографии Вазари. Святой, одетый в коричневую саржу, изображен в полный рост, фронтально, в руке он держит книгу с крестом из драгоценных камней на окладе. Эта простая иконография, должно быть, встретила одобрение заказчиков, гак как была повторена в бесчисленных вариациях, где изображение Франциска воспроизводилось с минимальными отклонениями от образца. Известно по меньшей мере шесть таких реплик. Согласно Мегцке (1974, pp. 28-30), прототи-пом послужила, вероятно, первая версия картины (открыта с помощью рентгена), написанной для францисканского монастыря в Сарджано (ныне в Музее Средневековья в Ареццо). Возможно, своим успехом эти изображения обязаны тому, что их счита-ли «точными», — по словам Вазари, Св. Франциск в картине из Сарджано «написан с натуры», — а также благодаря совершенному выражению идеалов простоты и бедности, проповедовавшихся ассизцем.

Джунта Пизано обновил старые композиции, добавив к ним сцены чудес из жизни Св. Франциска. Такие сцены мы находим также в ватиканской картине, датируемой 1260-1270 годами и приписываемой его школе. Представлены четыре чуда, заимствованные из Легенды Святого Бонавентуры: Выздоровление изуродованной девочки, Исцеление хромого, Изгнание бесов из одержимой и Исцеление Бартоломео да Парни, разделенные орнаментом. В маленьких сюжетных сценах заметно византийское влияние, которое пизанская школа еще сохраняла, хотя уже выработала собственный, менее стилизованный и более драматичный живописный язык. Джунта Пизано, наиболее значительный мастер этой школы, «еше не обрывая нить, связывавшую тосканских живописцев с византийской традицией, натянул ее почти до предела, за которым следует разрыв» (De Vecchi, 1991. p. 548), создал тем самым предпосылки для революционного преобразования итальянской живописи, которое будет осуществлено Джотто, противопоставившим византийскому стилю, названному Вазари «греческим», новейший «латинский» стиль.

Автор статьи: Мария Серлупи Крешенци

 

 

Иллюстрации:

Ватикан: альбом 04 01 02 03

 

 

 

 

Оставьте свой отзыв