Калмыки в Нижнем Поволжье (XYII – XYIII вв.): Библиографический очерк.
В предыдущей статье мы остановились на том, как великое движение калмыцких орд изгнало ногайцев с территории Нижнего Поволжья (частично ногаи поработили калмыков).
Теперь мы расскажем о том, как жили калмыки на Нижней Волге, об их взаимоотношениях с Россией.
Калмыки (самоназвание - хальмг) - потомки ойратов, живших в западной Монголии (Джунгарии). Это были племена кочевников, родственные монголам по своему образу жизни, языку, культуре и религии. В XIII веке ойраты вошли в состав государства Чингис-хана. После распада Великой Монгольской империи ойратские правители стали бороться за господство в Монголии с восточно-монгольскими ханами. В середине XIV века ойратскому Эсен-хану удалось объединить под своей властью всю Монголию. Эсен-хан также разгромил войска минского Китая и взял в плен императора, после чего с Китаем был заключен выгодный мирный договор. Однако потомкам Эсена не удалось удержать в своих руках власть над Монголией.
В конце XVI-начале XVII вв. дефицит пастбищных территорий, феодальные междоусобицы побудили правителей крупных ойратских этнополитических объединений откочевать в степи Западной Сибири, которая после похода Ермака оказалась в составе России. В 1608, 1609 гг. они в первый раз принесли присягу на подданство русскому царю. В дальнейшем эта часть ойратов, которых русские по примеру их тюркоязычных соседей называли калмыками, расселилась по территории междуречья Эмбы, Яика (Урала) и Волги. Во второй половине XVII века в Нижнем Поволжье образовалось Калмыцкое ханство и начала складываться самостоятельная монголоязычная народность – калмыки (http://kalmportal.ru/regions/hist/)
Калмыки прикочевали из Джунгарии (западная Монголия) на Волгу в XYII веке и вернулись с Волги в Джунгарию (свою этническую родину) в XYIII веке. За столетие с лишним волжские земли перестали быть желанными для них. Почему это произошло?
В советской историографии господствовала теория добровольного вхождения Калмыкии в состав России. Современными учеными- калмыковедами (особенно учеными Калмыцкого государственного университета) эта теория практически опровергнута. В частности, Цурюмов А.В., недавно защитивший докторскую диссертацию в диссертационном совете исторического факультета ВолГУ, на большом источниковедческом материале обосновал концепцию социально-политической и военной интеграции калмыков в состав Российского государства во второй половине XYII в.
Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. – Элиста : Джангар, 2007. – 464 с.
Еще до образования Калмыцкого ханства тайши неоднократно приносили шерти (присяги) русскому правительству, что позволяло правительству использовать калмыков в военных и охранных целей. Во второй половине XYII в. внешнеполитическое положение России было сложным: велась война с Польшей из-за Украины, Османская империя и ее вассал Крымское ханство были настроена враждебно, угроза войны нависала со стороны Швеции. В таких условиях калмыки оказались наиболее реальной военной силой в занимаемом регионе. Калмыцкая знать тоже стремилась к урегулированию отношений, чтобы закрепиться на необходимых для кочевого образа жизни землях. Шертями 1655 и 1657 годов было юридически оформлено вхождение калмыков в состав Российского государства.
В то же время необходимо сказать, что царская власть не допускала чрезмерной централизации калмыцкой власти, проводя старинную политику по принципу «Разделяй и властвуй». Возвращаясь из Персидского похода, Петр I виделся в Царицыне с главным нойоном Четером и повелел ему кочевать за Доном, и чтоб он отошел тайно от Аюки. А когда это произошло, « тем его величество зело изволил быть доволен»( Материал Национального архива Республики Калмыкия приведен по:
Батмаев М.М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XYII – XYIII вв. – Элиста : Джангар, 2002. – С.81).
Калмыки, со своей стороны, постоянно нарушали условия шерти. Череда мирных контактов и военных столкновений длилась в течение 50-ти лет. Конфликты происходили из-за потрав хлеба, угонов скота и раздела рыболовных угодий. В 1705 г. хан Аюка жаловался царю : «тако, живучи я на Волге, пил из Волги воду и стал быть стар, а ныне мне пить на Волге не велят: прикажи, пожалуй, где мне, ис которой реки воду пить». Петр I запретил продажу соли степным народам, рубить лес в местах кочевий и т.д. Хан неоднократно жаловался, что жители Приволжских сел от Саратова до Черного Яра воруют скот и уводят людей, а коменданты их не разыскивают и не дают взять их обратно, потому что они «Указу не подобострастны и берут взятки».
Территория калмыцких кочевий в конце XYII- начале XYIII веков стала местом соприкосновения кочевой и оседлой цивилизации. Здесь проходила граница разного типа культур, образа жизни. Происходило столкновение земледельческой цивилизации и кочевой; одновременно имели место процессы торгового, культурного и политического взаимодействия.
В 1695 г. в Царицыне побывал Петр I. Его приезд стал толчком к дальнейшему освоению Нижнего Поволжья и степного Предкавказья. В начале XYIII века развернулась крупномасштабная колонизация нижневолжских земель, целью которой было экономическое освоение юго-восточной окраины империи. В междуречьи Волги и Дона планировалось создание людского резерва на случай войны с Крымом.
В середине XYIII века образовалось Калмыцкое ханство. Калмыцкое ханство стало наряду с гетманской Украиной крупнейшим национально-политическим образованием в составе Российского государства в XYII-XYIII веках. Наибольшего могущества Калмыцкое ханство добилось при правлении Аюки-хана (годы правления 1669 -1724). Аюка-хан надежно защищал южные рубежи России, неоднократно совершал походы против крымских и кубанских татар. Военный потенциал калмыков был выше, чем украинский, хотя политический авторитет гетмана Мазепы был выше авторитета хана Аюки. Калмыки препятствовали объединению башкир, ногайцев, кара-калпаков. Одновременно с военно-политической интеграцией Калмыкии и России институт ханской власти интегрирует в систему российской государственности.
В первой четверти XYIII в. правительство отказалось от громоздкого процесса шертвования и перешло к практике письменных обращений, по сути приказов.
В середине XYIII века в результате экономического освоения региона, которое происходило крестьянской и казачьей колонизации, возникла тенденция к сокращению территории кочевий. Калмыков стали приучать к оседлому образу жизни, но они сопротивлялись. Правительство России стало применять меры экономического принуждения: запрещали ловить рыбу в определенные периоды времени, ограничивали торговлю. Правитель ханства Дондук-Даши обратился к императрице с просьбой: разрешить калмыкам продажу рыбы на базарах. Он писал: « Калмыцкий народ пришел ныне в крайнее убожество. Кроме рыбы иного пропитания не имеет». Выловленную рыбу они должны были продавать хозяевам ватаг по одной копейке, тогда как на базаре можно продать по 5 копеек. ( Астраханский губернатор В.Н. Татищев был инициатором распределения «убогих калмыков» по ватагам). Калмыки отвечали грабежами. В 1743 г. Коллегия иностранных дел приказала губернатору: в случае невозможности пресечения грабежей, калмыцкие лодки топить или клеймить.
Калмыцкие ханы постоянно вступали в конфликты с губернаторами по вопросу об уголовных наказаниях. По калмыцкому Уложению, например, «калмыков-воров» полагалось наказывать клеймением щек, 50 ударами плетью и содержанием целый месяц на «деревянной кабыле». (Дондук-Даши ввел еще выкалывание глаз). Астраханский губернатор Н.А. Бекетов предложил ограничения – 100 плетей, затем «садить на кобылу».
(Данные приведены по: Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. – Элиста : Джангар, 2007. – С.286 - 288).
Перечисленные, а также многие другие факторы, явились причиной ухода калмыков с волжских земель в Джунгарию (на свою этническую родину). Это было побегом в прошлое. Джунгария находилась под властью Цинской империи (Китай). В
1771 году около 33 тыс. кибиток или около 170 тысяч человек откочевала в Китай. Калмыцкое ханство прекратило свое существование. Оставшиеся калмыки были включены в имперскую систему управления инородцами. Основная часть их проживала в Калмыцкой степи. Небольшие группы калмыков входили в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области Войска Донского.